АВАНЕСОВ В.С.

 

Неопубликованное

 


ГЛАВНАЯ
Программы занятий
ПУБЛИКАЦИИ:

История тестов
Образовательная политика
Теория и методика педагогических измерений
Неопубликованное
Работы других авторов

 

2. В КАКОМ ГОСУДАРСТВЕ МЫ ЖИВЕМ?

В ст. 7 Конституции утверждается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Подлинный смысл выделенного слова (от лат. socialis - общественное, товарищеское, дружественное) означает, что социальное государство заботится о благосостоянии и безопасности каждого гражданина, сглаживает неравенство в доходах, помогает незащищенным слоям населения, заботится об образовании и о здоровье населения. Известны и реальные результаты социально ориентированных государств. Например, средняя продолжительность жизни в Швеции достигла 78 лет, в Японии - 79 лет (у мужчин - 76,9 лет, у женщин - 82,9 лет!).

В России, надо признать, ст. 7 Конституции остаётся декларативной, о чём свидетельствует статистика. Высокая доля в экспорте сырьевой продукции (0,90) чревата превращением в придаток развитых стран. Недостаток высокотехнологичной продукции ведёт к технологическому отставанию. Уменьшение государственных ассигнований на науку имеет следствием снижение интеллектуального потенциала страны. Реальное снижение коэффициента рождаемости и численности населения, сопро-вождаемое повышением коэффициента старения, указывает на снижение жизнеспособности населения. Нетерпимый разрыв в соотношении доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения - путь к противостоянию социальных групп. Высокая доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы и изменение социальной политики, вместе с невысоким уровнем доверия населения к центральным органам управления несет угрозу делегитимизации власти и отчуждению последней от народа. (А.В.Гэске: "Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества". М.: 2001г. с. 318-319).

Причины столь бедственного состояния самой богатой в мире, по ресурсам, страны находятся в политическом устройстве. Российская власть устроена так, что она принципиально неподотчетна ни народу, ни его представителям в Госдуме. Правительство РФ назначается Президентом, им же управляется и меняется; потому оно подчиняется только Президенту, часто игнорируя требования парламента и общества. Таким образом, жизнь каждого гражданина огромной страны поставлена в зависимость от качества президентской власти и от политических ценностей, разделяемые администрацией в Кремле и чиновниками. А это, судя по всему, мировоззренческие ценности не социального, а меритократического общества, в котором на власть и блага могут претендовать только узкий круг лиц.

В пользу такого вывода можно привести много фактов. Как уже писалось в "НГ", наша бедность есть результат целенаправленной приватизации национального достояния. В области экономики получен олигархический передел социалистической собственности. Возник узкий круг лиц, ставших фактическими властителями страны. После проделанной вивисекции государственный бюджет России только-только начал восстанавливаться, но темпы роста существенно ниже требуемых для проведения нормальной социальной политики. Народ, в основной массе, всё ещё живёт ниже черты бедности, хотя со времен Петра Столыпина известно, что могущество страны создаётся не её природными ресурсами, а богатством нё народа.

В области властных отношений и кадровой работы отмечается оживление рудиментарных элементов феодализма. Как и в ельцинские времена, правительство продолжает практику перераспределения доходов от экспорта сырья в пользу лично преданных власти монополистов, продолжает задерживать, хотя в меньших масштабах, выплату зарплат и социальных пособий. В какой ещё стране мира рост профицита бюджета мог бы сопровождаться ростом долгов государства учителям? Это оказалось возможным только в России?

Здравоохранение коммерциализовано до такой степени, что сократилась медицинская помощь и, естественно, возросла смертность населения. На путь коммерциализации, с тем же губительным эффектом, обречены образование и наука. Хотя ст. 17 Федерального конституционного закона от 17.12.1997г. № 2 Правительству предписано проведение единой государственной политики развития народного образования, развитие системы бесплатного образования". На практике делается наоборот. Ускоренными темпами вводится система платного образования. В результате народное образование расслоилось на элитарное и массовое.

Под предлогом нехватки средств Правительство РФ не выполняет установленные ст.54 Закона "Об образовании" нормы оплаты труда работников образовательных учреждений. Но в то же время находятся средства на проведение весьма спорных "экспериментов": 12-летнее обучение, введение так называемого единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).

ЕГЭ не может быть единым из соображений эффективности и ка-чества педагогических измерений. ЕГЭ не может быть и государственным по причине противоречия Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.). Россия взяла на себя обязательства: не закрывать никому доступ к образованию любой ступени или типа; не ограничивать образование какого-либо лица; обеспечить равный для всех доступ к образованию. И, наконец, ЕГЭ не может быть экзаменом, субъективной формой оценки знаний. Тем не менее, тратятся бюджетные деньги, щедро финансируются изыскания мнимой научной обоснованности ЕГЭ. В соответствии с некачественными баллами ЕГЭ Правительство РФ собирается дать ГИФО на дальнейшее образовании 5% лучших выпускников, в сумме по 27830 руб. на каждого. Далее, по нисходящему количеству набранных баллов: 0,1 % выпускников получит 16700 руб., 0,25% - 11130 руб., и 60% выпускников - по 5570 руб. В то время как обучение в системе только начального профтехобразования, по расчетам ученых, стоит от 18 до 23 тыс. руб. в год, а учеба в МГУ, МФТИ и т.п. вузах стоит на порядок выше.

ЕГЭ и ГИФО - это очередные затеи чиновников, на которые уходят, как в песок, бюджетные средства. Как недавно справедливо отметил Е.Строев, нищий учитель - позор нации. С 1 декабря намечено улучшить материальное положение учителей школ; теперь они сравняются по уровню зарплаты с профессорами вузов. Но уровень оплаты тех и других всё равно останется ниже реальных потребностей. Надо идти дальше.

Главная задача социального государства - искоренение бедности. Но Правительство РФ эту задачу не ставит и даже не обсуждает. Между тем, важнее этой социальной задачи нет, и быть не может, ибо все остальные - производные от уровня благосостояния населения. Для того чтобы борьба с бедностью не оттеснялась на периферию, в тексте новой Конституции РФ надо записать такие слова: главной задачей Правительства РФ является ликвидация бедности населения.

Есть смысл обсудить возможности либо принятия новой редакции Конституции РФ, либо внесения в неё поправок. Например, проектом новой редакции (См. Конституционное обустройство России: общественная экспертиза. М.: 2000.) предложено ст.1. изложить так: "Российская Федерация - Россия - есть демократическое, правовое, федеративное, социальное и светское государство с республиканской формой правления". А статью 7 так: "Забота об устойчивом развитии страны, повышении благосостояния населения путем содействия развитию социально-рыночного хозяйства и наиболее справедливого распределения общественного продукта является обязанностью государства".

Наверх     Главная    
© Copyright: V. Avanesov, 1998-2003; E-mail: testolog@mtu-net.ru


Используются технологии uCoz