Независимая газета, 10 июня 2003г.

Нелегитимный эксперимент
в образовании

Еще раз о недостатках Единого
государственного экзамена

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится в стране уже третий год. В 2003 году его сдают примерно 600 тысяч человек в 48 субъектах РФ. Но чем больше масштабы этого "эксперимента", тем больше беспокойства он вызывает. Вопросов много, судите сами.

Метафоричность названия ЕГЭ. Первая буква в аббревиатуре ЕГЭ означает, что должна быть единая форма проверки подготовленности выпускников школ и одновременно абитуриентов различных вузов. Но спросите любого вузовского педагога - можно ли одним методом (единым содержанием) качественно оценить знания обычных выпускников школ и отличников, абитуриентов ведущих вузов? Нет! Правительство России полагает, что можно. Тогда каковы аргументы?

Подобные вопросы задают не только ученые, но и общественные деятели. Например, член комитета по науке и образованию Госдумы РФ Олег Смолин отмечает: "По ЕГЭ мы до сих пор не получили документов, в которых содержались бы ясные ответы на ряд возникающих вопросов: как быть с тестами в гуманитарных науках? Сохранит ли выпускник право на ошибку? Не сократится ли, как это произошло в Казахстане, число бесплатных мест в профессиональных учебных заведениях вследствие того, что слишком мало выпускников школ получают необходимые для поступления баллы?"

Другая причина сомнений - недемократичность ЕГЭ. Он не может быть государственным, как это обозначает вторая буква в аббревиатуре. Хотя бы потому, что ни одно демократически ориентированное государство не вправе воздвигать барьеры перед своими гражданами. Это запрещает Конвенция ЮНЕСКО по борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.). Россия ратифицировала ее и тем самым взяла на себя обязательства: не закрывать для какого-либо лица или группы лиц доступ к образованию любой ступени или типа; не ограничивать образование какого-либо лица или группы лиц; обеспечить равный для всех доступ к образованию. Разве эту конвенцию уже не надо выполнять?

Нетехнологичность и субъективизм ЕГЭ. Вначале говорили, что это экзамен, затем - что это тесты. В результате же появились неизвестные в науке уродцы, так называемые КИМы (контрольно-измерительные материалы).

Ненаучность ЕГЭ. Этот "эксперимент" проводит правительство РФ. В итоге - научной программы эксперимента нет, опубликованных результатов нет, гипотез нет, критериев эффективности (или неэффективности) нет. В чем ведущая идея, что и как собираются проверять у молодых людей, какова точность измерения? Кто из ученых и общественных деятелей одобряет эту затею? Каковы положительные результаты "эксперимента"? Когда он закончится? Ответов на эти вопросы тоже нет. В теории профессионального отбора давно доказано, что невозможно создать универсальный метод, пригодный для отбора на все специальности вузов. Посредством ЕГЭ правительство России претендует на создание подобной антинаучной утопии.

В одной связке с ЕГЭ непременно следуют так называемые ГИФО - государственные именные финансовые обязательства, главный инструмент коммерциализации. На самом деле ГИФО - это лукавая замена так называемым образовательным ваучерам. Она имеет противоположный смысл - необязательства государства платить за образование молодежи. Например, Республика Саха (Якутия) в числе первых вошла в "эксперимент". В итоге получилось, что по каждой специальности госуниверситета только 25% нынешних первокурсников учатся за счет государства. Остальные должны платить! Разве не ясно, что эта республика с высоким ныне уровнем образованности населения теперь начнет превращаться в территорию с неграмотным населением?

Нелегитимность. В законе о правительстве РФ нет ничего похожего, что позволяло бы ему заниматься такого рода деятельностью без разрешения Госдумы РФ. Вот почему можно говорить о фактической нелегитимности осуществления широкомасштабного социально-политического эксперимента. Можно ожидать множества судебных процессов, абсолютно выигрышных для истцов, чьи конституционные права нарушены. Так, ст. 7 Конституции РФ не предполагает полуплатности или полубесплатности образования. Поэтому обращение в Конституционный суд имеет перспективу отмены ЕГЭ и связанного с ним механизма ГИФО.

Усиление неравенства. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает, что неравенство граждан России в области образования приняло угрожающий характер. Ни в одной стране мира результаты экзамена не связывают с пресловутым

ГИФО. А в Великобритании, наоборот, для студентов из бедных семей выделяют 40% всех мест в вузах. Не случайно "эксперимент" с ГИФО известный российский социолог Михаил Руткевич называет "явно антисоциальной идеей".

ГИФО в сцепке с ЕГЭ имеют главной целью тотальную коммерциализацию образования, расширение его платности, существенное ослабление государственного сектора образования. И это вопреки тому, что открыто заявленная основа нашей государственной политики - бесплатное образование. Очевидно, это широкомасштабный и социальный "эксперимент", с отягчающими последствиями для сотен тысяч молодых людей. Ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров прямо указывает, что "ГИФО расширяют платную составляющую образования и тем самым снижают его доступность. Ни в одной стране мира ГИФО нет, а где были, от них отказались". На повышении платности обучения "реформаторы" планируют сэкономить 25-28 миллиардов рублей.

К сфере образования прямо или косвенно причастны около 39 миллионов человек, и выборы не за горами. Насколько правительство считает себя вправе заниматься таким "экспериментом" без одобрения Государственной Думы, педагогической общественности, родителей и самих детей? Вот вопрос, над которым еще не поздно задуматься.

Вадим Сергеевич Аванесов –

профессор, доктор педагогических наук 


Возврат на главную страницу
Используются технологии uCoz