Независимая газета, 10 июня 2003г.
Нелегитимный эксперимент
в образовании
Еще раз о
недостатках Единого
государственного экзамена
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится в
стране уже третий год. В 2003 году его сдают примерно 600 тысяч человек в 48
субъектах РФ. Но чем больше масштабы этого "эксперимента", тем больше
беспокойства он вызывает. Вопросов много, судите сами.
Метафоричность названия ЕГЭ. Первая буква в
аббревиатуре ЕГЭ означает, что должна быть единая форма проверки
подготовленности выпускников школ и одновременно абитуриентов различных вузов.
Но спросите любого вузовского педагога - можно ли одним методом (единым
содержанием) качественно оценить знания обычных выпускников школ и отличников,
абитуриентов ведущих вузов? Нет! Правительство России полагает, что можно.
Тогда каковы аргументы?
Подобные вопросы задают не только ученые, но и
общественные деятели. Например, член комитета по науке и образованию Госдумы РФ
Олег Смолин отмечает: "По ЕГЭ мы до сих пор не получили документов, в
которых содержались бы ясные ответы на ряд возникающих вопросов: как быть с
тестами в гуманитарных науках? Сохранит ли выпускник право на ошибку? Не
сократится ли, как это произошло в Казахстане, число бесплатных мест в
профессиональных учебных заведениях вследствие того, что слишком мало выпускников
школ получают необходимые для поступления баллы?"
Другая причина сомнений - недемократичность ЕГЭ. Он не
может быть государственным, как это обозначает вторая буква в аббревиатуре.
Хотя бы потому, что ни одно демократически ориентированное государство не
вправе воздвигать барьеры перед своими гражданами. Это запрещает Конвенция
ЮНЕСКО по борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960
г.). Россия ратифицировала ее и тем самым взяла на себя обязательства: не
закрывать для какого-либо лица или группы лиц доступ к образованию любой
ступени или типа; не ограничивать образование какого-либо лица или группы лиц;
обеспечить равный для всех доступ к образованию. Разве эту конвенцию уже не
надо выполнять?
Нетехнологичность и субъективизм ЕГЭ. Вначале
говорили, что это экзамен, затем - что это тесты. В результате же появились
неизвестные в науке уродцы, так называемые КИМы (контрольно-измерительные
материалы).
Ненаучность ЕГЭ. Этот
"эксперимент" проводит правительство РФ. В итоге - научной программы
эксперимента нет, опубликованных результатов нет, гипотез нет, критериев
эффективности (или неэффективности) нет. В чем ведущая идея, что и как
собираются проверять у молодых людей, какова точность измерения? Кто из ученых
и общественных деятелей одобряет эту затею? Каковы положительные результаты
"эксперимента"? Когда он закончится? Ответов на эти вопросы тоже нет.
В теории профессионального отбора давно доказано, что невозможно создать
универсальный метод, пригодный для отбора на все специальности вузов.
Посредством ЕГЭ правительство России претендует на создание подобной
антинаучной утопии.
В одной связке с ЕГЭ непременно следуют так называемые
ГИФО - государственные именные финансовые обязательства, главный инструмент
коммерциализации. На самом деле ГИФО - это лукавая замена так называемым
образовательным ваучерам. Она имеет противоположный смысл - необязательства
государства платить за образование молодежи. Например, Республика Саха (Якутия)
в числе первых вошла в "эксперимент". В итоге получилось, что по
каждой специальности госуниверситета только 25% нынешних первокурсников учатся
за счет государства. Остальные должны платить! Разве не ясно, что эта
республика с высоким ныне уровнем образованности населения теперь начнет
превращаться в территорию с неграмотным населением?
Нелегитимность. В законе о правительстве РФ нет ничего
похожего, что позволяло бы ему заниматься такого рода деятельностью без
разрешения Госдумы РФ. Вот почему можно говорить о фактической нелегитимности
осуществления широкомасштабного социально-политического эксперимента. Можно
ожидать множества судебных процессов, абсолютно выигрышных для истцов, чьи
конституционные права нарушены. Так, ст. 7 Конституции РФ не предполагает
полуплатности или полубесплатности образования. Поэтому обращение в
Конституционный суд имеет перспективу отмены ЕГЭ и связанного с ним механизма
ГИФО.
Усиление неравенства. Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) считает, что неравенство граждан России в
области образования приняло угрожающий характер. Ни в одной стране мира
результаты экзамена не связывают с пресловутым
ГИФО. А в Великобритании,
наоборот, для студентов из бедных семей выделяют 40% всех мест в вузах. Не
случайно "эксперимент" с ГИФО известный российский социолог Михаил
Руткевич называет "явно антисоциальной идеей".
ГИФО в сцепке с ЕГЭ имеют главной целью тотальную
коммерциализацию образования, расширение его платности, существенное ослабление
государственного сектора образования. И это вопреки тому, что открыто заявленная
основа нашей государственной политики - бесплатное образование. Очевидно, это
широкомасштабный и социальный "эксперимент", с отягчающими
последствиями для сотен тысяч молодых людей. Ректор МГТУ имени Баумана Игорь
Федоров прямо указывает, что "ГИФО расширяют платную составляющую
образования и тем самым снижают его доступность. Ни в одной стране мира ГИФО
нет, а где были, от них отказались". На повышении платности обучения
"реформаторы" планируют сэкономить 25-28 миллиардов рублей.
К сфере образования прямо
или косвенно причастны около 39 миллионов человек, и выборы не за горами.
Насколько правительство считает себя вправе заниматься таким
"экспериментом" без одобрения Государственной Думы, педагогической
общественности, родителей и самих детей? Вот вопрос, над которым еще не поздно
задуматься.