АВАНЕСОВ В.С. |
Неопубликованное |
|||||
|
||||||
ГЛАВНАЯ Программы занятий ПУБЛИКАЦИИ: История тестов Образовательная политика Теория и методика педагогических измерений Неопубликованное Работы других авторов |
6. УРОКИ КОНФУЦИЯМысли, навеянные поездкой М. Касьянова в Китай. В своих выступлениях в Китае Председатель Правительства России М.Касьянов удачно использовал цитаты из трудов древнего ученого. Хотелось бы надеяться, что наследие классика будет с успехом использовано и в России. Конфуций учил, что первейшая обязанность правителя - сделать свой народ богатым. Перед отъездом в Китай Председатель М.Касьянов повысил пенсии на 10%. Во время его работы зарплату стал выдавать вовремя, а долги по зарплате, накопленные его предшественниками, стали заметно сокращаться. И хотя основная масса населения получает всё еще ниже прожиточного минимума, кто докажет, что изучение книжек древнего мудреца не идет на пользу? Конфуций полагал, что богатство надо распределять равномерно. Тогда в стране не будет бедности, воцарятся мир и благоденствие. В России это не слышат. Здесь, наоборот, распределение доходов поляризовано, что позволяет относить страну к числу политически неустойчивых, с возможными социальными потрясениями. По данным официальной статистики сейчас в Москве 10% лиц получают доходы, в 47 раз превышающие доходы 10% бедняков; независимые исследователи указывают на различия более чем в сто раз. В то время как в современном Китае отмеченный коэффициент равен 3, в США 14. В этой связи Председателю М.Касьянова надо бы прислушаться к мнению Конфуция. А заодно и взять в размышление опыт Кувейта и Арабских Эмиратов, где часть прибыли от продажи национального богатства - нефти - поступает прямо на счета всех граждан страны. Это ли не пример человеколюбия правителей, о чем не уставал твердить китайский мудрец. Конфуций выработал свой метод борьбы с лицами, укрывающими доходы. Он реализовал на практике свою идею так называемого "добровольного приношения" нечестно нажитого богатства. Когда ему доверили управление резиденцией и окрестностями княжества Лу, он вызвал одного монополиста-откупщика. "Я слышал, - сказал мудрец, - что вы один из первых богачей в городе. Мне это было бы очень приятно, если бы вы приобрели свои богатства трудом или честным промыслом, но я слышал, что они приобретены совершенно другим путем. За это вы заслуживаете строгого наказания, которое я, однако, сменю на милость, но с условием: вы должны возвратить народу всё, что у него награбили. Возвращение это может быть сделано без ущерба для вашей чести. Не оправдывайтесь, и не вздумайте обмануть меня! Даю вам несколько дней сроку"! Откупщик повиновался требованию Конфуция. Его богатство пошло на пользу обществу (Карягин К.М. СПб, 1897). Проводя беседы то в Бутырках, то в другом казенном месте Правительство эффекта Конфуция не достигло, что видно по нулевым приношениям. Похоже, что если возникнет идея положить глаз на других олигархов и поручить провести с ними новые беседы, и если всё кончится опять без приношений, то неизбежность второго выговора станет более чем реальной. Конфуций считал необходимым начинать государственное устройство с уточнения (исправления) смысла названий (имён), приведение вещей в соответствие с их именами. В России же, как говорил Н.Бердяев, царит номинализм. Тут поступают наоборот: вначале вводят новые слова, а затем подгоняют под них дела. Например, в распоряжении Правительства РФ №1072 о плане "Основных мероприятий" на 2000-2001 гг. появились слова о необходимости установления "особого статуса образовательных организаций" вместо существующего статуса государственных образовательных учреждений. Не подумайте, что выделенные слова случайны, или что в правительстве сидят непонимающие. Отнюдь. Это означает объявление Правительством второй решительной попытки приватизации образования России. Вдумайтесь в такой факт: самый многочисленный ныне китайский народ, его язык и культура сохраняются в целостности более четырех с половиной тысяч лет. Чего нельзя сказать ни об одном другом народе. Было время, когда там вообще не знали воровства. Теперь, правда, появилось немало коррупционеров; некоторых стали даже приговаривать к смертной казни. Когда на Великой Китайской стене Председателя М.Касьянова спросили об отношении к высшей мере наказания для этой категории преступников, он ответил вполне в духе Конфуция, сказав про условия, которые не должны допускать до этого. Сам же Конфуций дословно учил так: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если Вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер (Древнекитайская философия, Т.1, М.: 1972, С.161). Председатель, наверное, знает, что к наиболее погрязшим в коррупции странам эксперты относят Венесуэлу, Камерун, Китай, Бангладеш, Кению, Пакистан, Нигерию и вслед за ними - Россию. Конфуций считал образование главным фактором сохранения народа. Не случайно народное образование Китая развивается ускоренными темпами. В то время как в России мы видим противоположный процесс. Спросите, кто виноват? В ст. 17 Федерального конституционного закона от 17.12.1997г. № 2 "О правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 дек. 1997г.) написано: "Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования". Правительство же РФ действовало наоборот. Вместо единой политики развития народного образования его расслоили на элитарное и массовое. (См. подробнее об этом статью автора "Два лика образования" в "НГ" от 05.10.2000г.). Вместо развития системы бесплатного образования Правительство РФ ускоренными темпами развивает систему платного образования. В условиях нищенской зарплаты учителей, вопреки мнению педагогической общественности и большинства депутатов Госдумы проталкивалась идея 12-летней школы. Ранее Правительство пытались утвердить в Думе негодные стандарты общего среднего образования. Теперь в ход пошли новые проекты единого экзамена и ваучеризации учащихся, с возможным использованием платного и досрочно проводимого централизованного тестирования. Централизованное государственное тестирование - вообще нонсенс, потому что демократически устроенное государство не может воздвигать барьеры перед своими гражданами на пути получения образования. В соответствии с Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.) Россия взяла на себя обязательства: не закрывать ни кому доступ к образованию любой ступени или типа; не ограничивать образование какого-либо лица; обеспечить равный для всех доступ к образованию. Глядя на неконструктивную деятельность, идущей в обход Госдумы и вразрез с установками на развитие гражданского общества, вспоминаются слова французского социолога и политика А. Токвиля: "самой большой заботой правительства должна стать забота о том, чтобы приучить народы обходиться без него".
|
|||||
|