АВАНЕСОВ В.С.

 

Неопубликованное

 


ГЛАВНАЯ
Программы занятий
ПУБЛИКАЦИИ:

История тестов
Образовательная политика
Теория и методика педагогических измерений
Неопубликованное
Работы других авторов

 

4. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: ИСТОКИ И УРОКИ КРИЗИСА

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.

Эсхил

Более десяти лет российское образование подвергается нашествию реформ, концепций, экспериментов, проектов, стандартов, программ, минимумов, аттестаций, аккредитаций и т. д. В результате ухудшилось здоровье детей и качество знаний основной массы школьников, сократилась сеть дошкольных учреждений, около 2 миллионов детей не посещают школу. Разрушилась государственная система материального снабжения учебных заведений учебниками, пособиями, наглядными пособиями, 6,5% школьных зданий находится в аварийном состоянии. В системе профессионально-технического образования сильно, до 70 %, изношены фонды учебной литературы. В вузы можно теперь поступить только за деньги, по блату или с помощью репетиторов.

Важный показатель кризиса - забастовки учителей. Сейчас это 90 % всего забастовочного движения в стране. Из-за них два месяца не учились 17000 школьников в г. Кызыл. Только в бессрочной забастовке находятся 1200 педагогов 42 школ Смоленской области, 1800 учителей 38 школ Нижегородской области и 150 учителей десяти школ Курской области. Начали забастовку учителя школ и г. Омска и других регионов. Они месяцами не получают зарплату, которая уже давно стала ниже минимального уровня, необходимого для физического выживания.

СОВЕЩАНИЕ В КРЕМЛЕ.

На совещании работников образования в Кремле было заявлено, что кризиса в образовании нет. Есть только кризис финансирования. Для сравнения. В США на образование ежегодно выделяется более трехсот миллиардов долларов, и у них все равно кризис. И во всем мире - кризис, что происходит в силу объективного отставания возможностей образовательных систем от возрастающих потребностей. В России же не могут набрать на образование в сто раз меньшую сумму, а кризиса, если верить, нет. Сейчас это стали называть "сложным положением". Прав был поэт С. Есенин: "мы песни старые по-новому поём".

Правительство выделило средства на проведение Всероссийского съезда работников образования. Однако вместо этого было проведено ведомственное совещание назначенцев и выдвиженцев органов управления образованием. Тех, на которых власть хотела бы опереться в преддверии подступивших перемен. Открытое голосование за выдвижение В.Путина на пост президента РФ среди участников совещания стало формой их политической проверки на лояльность. Этот "тест" подавляющее большинство прошло успешно: пять тысяч присутствовавших послушно подняли руки в знак согласия голосовать за него на предстоящих 26 марта выборах. Не решились на это только четырнадцать человек. Да и то, надо думать, не столько против выдвинутой кандидатуры, сколько из-за неожиданно настигшего превращения совещания в предвыборный митинг. Это тоже показатель кризиса, но не образования, а власти в образовании.

ИСТОКИ КРИЗИСА

Выделим четыре причины образовательного кризиса.

1. Печальной памяти Указ №1 Президента РСФСР Б.Ельцина "О первоочередных мерах по развитию образования в РФ", от 11 июля 1991г. Печальной памяти не потому, что этот указ не выполнялся, а из-за того, что после указа реальное финансирование стало, напротив, резко уменьшаться. Власть, в результате чего, потеряла доверие.

2. Словесная эквилибристика. Названия, времен СССР, "неполное и полное среднее общее образование", заменили менее понятными массам словами: "основное общее" и "среднее (полное) общее образование". После чего в Закон об образовании РФ от 10.07.92 г. появился пункт, что "государство гарантирует …получение бесплатного общего (догадайтесь, какого?) образования". Как говорили депутаты ВС РСФСР, они держали в уме полное общее образование. Как было в СССР. Оказалось, что держали не то. Потому что позже, в ст. 43 Конституции РФ появились уточнение: "гарантируется …бесплатность основного общего", т. е. только неполного среднего образования. А это всего девять классов. Вспомните известный театральный прием? Ружье, висящее на сцене в первом акте, стреляет в третьем акте. В образование страны.
Граждане даже и не заметили, что, голосуя за новую Конститу-цию, они фактически голосуют против гарантии бесплатного полного среднего образования своих детей. После чего прием учащихся для обучения в 10-11-х классах школ был заметно сокращен. Оставлять в школе стали только "перспективных" учащихся. Остальным стали отказывать на "законном" основании. Миллионы молодых людей были фактически выброшены на улицу. Повсеместно стали отмечаться рост преступности, насилия, хамства и невежества. Лишенные возможности учиться, в условиях роста безработицы, многие молодые люди стали легкой добычей преступных элементов. Резко возросла криминализация молодежи; одна треть всех преступлений стала совершаться детьми в возрасте от 13 до 15 лет. На тридцать процентов увеличилась доля несовершеннолетних в колониях для осужденных. Рост детской преступности по таким видам преступности, как изнасилование, разбой, грабеж, вдвое превысил рост преступности взрослого населения. Вместо дальнейшего профессионального образования молодежи страна получила разгул профессиональной преступности и сопутствующих этому антиобщественных явлений. Например, к 1994 году в одной только Москве открылось более двухсот публичных домов и тысячи притонов.
Ситуация выходила из контроля даже в относительно благополуч-ных областях России. Вот, например, фрагмент из выступления губернатора Саратовской области Д.Ф.Аяцкова на международной конференции "Права человека: пути их реализации":
"Одной из острых проблем требующих немедленного вмешательства, является деградация нравственности и криминализация сознания в молодежной среде, даже среди детей беспрецедентный рост наркомании, токсикомании и алкоголизма. Страшная статистика свидетельствует о том, что более тысячи детей до 14 лет за шесть месяцев этого года в области совершили преступления, но не понесли за это наказания в связи с недостижением уголовно наказуемого возраста... Вандализм, садистские проявления, легальная проституция, сексуальные преступления, волна потеря социальной ориентации у детей и подростков, - все это, к сожалению, жестокие реальности нашего времени, чему мы решительно и бескомпромиссно противостоим".
Принятием новой редакции Закона об образовании в 1996 г. Госдума обязала Правительство РФ обеспечить общедоступность и бес-платность 11-летнего образования. Для тех, кто спорит - можно ли оставлять Конституцию без изменений - ответ уже есть: нельзя. Упомянутое ограничение статьи 43 Конституции РФ (1993г.), как следствие безнравственной эквилибристики, отменено Законом об образовании 1996г!
Изданы новые примерные программы, где одни учащиеся 10-11 классов будут изучать математику 340 учебных часов, а другие - только 204. Это означает, что теперь вместо базового образования министерство образования держит в уме разделение учащихся на "физиков и лириков". Надо ли объяснять, что в наши дни гуманитарные науки пронизаны логикой и математикой, и что хорошая базовая подготовка нужна всем. Не дело государства вводить, порой принудительно (а так это будет на практике, при формировании учебных классов), два стандарта обучения математике, потому что решать кому, что, и сколько изучать надо не министерству образования, а учащимся и их родителям. Министерство может только предлагать свои варианты, отталкиваясь от общего, для всей страны, базового образования. Кроме того, вынашивается замысел 12-летней, преимущественно, профильной школы, обучение в которой имеет свои недостатки. При этом обязательным теперь хотят сделать только 10-летнее, то есть неполное среднее образование, хотя в Законе и Доктрине записаны другие слова.

3. Меритократизм и олигархизм. Советское образование было построено на идее эгалитаризма (равенства подлинного или мнимого) в получении образования. Ещё в 1918 году был принят декрет, по которому каждый мог поступить в любое высшее учебное заведение без сдачи экзаменов, предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании какой-либо школы. "Мы хотим, - говорил И.Сталин, - сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными". В 1925 году он сказал и другие знаменательные слова: "дети должны любить своих вождей". Люди рассматривались как взаимозаменяемые "винтики" общественной машины, управляемой Вождем. Под влиянием эгалитарных установок в обществе появилось множество афоризмов типа "незаменимых людей нет", "нет плохих учеников, есть плохие учителя", "не высовываться", "инициатива наказуема", "кто предлагает, тот и делает" и т.п. И все-таки, уровень общего обязательного образования в СССР постепенно возрастал, с 7 до 10 классов.
Гайдар и Чубайс опиралось на идеи меритократизма и олигархии, где господство оправдывается интеллектуальной одаренностью. Самым успешным действием названных олигархов было оттеснение от власти действительно одаренных ученых-экономистов под предлогом "политической отсталости от требований нового времени". Нечто подобное уже было в истории России XVIII века, что породило тогда анархию в судопроизводстве, беззаконию и фаворитизму в государст-венном управлении. Каждый вельможа поднимал за собой целый клан родственников, прихлебателей (Судьба и грехи России… т.1., СПб., 1991, с. 18). Надо отметить и отрицательный подбор кадров среди самих олигархов. Как и в случае с членами Политбюро ЦК КПСС, каждая последующая генерация оказывалась хуже предыдущей. Потому что устранялись самые понимающие. Как писал Лао Цзы, "причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается, и в нем много умных".
Вслед за углублением неравенства в денежных доходах населения шел процесс поляризации и в сфере образования: на элитарное и на массовое. Появились школы с хорошим образованием, и соответственно, победители международных олимпиад. Дети олигархов получили возможности учиться за границей, за счет обнищавшего государства. В то время как основная масса школьников России была обречена на обучение по минимальным стандартам. В России появились также негосударственные вузы, среди которых лишь немногие имеют перспективу стать качественными. Остальные не имеют помещений, штатных преподавателей, научных лабораторий, учебной литературы, библиотек, компьютерных классов. Нет и независимых систем оценки контроля качества знаний. Похоже, что и не хотят иметь. Не имеют независимых систем контроля подготовленности студентов, кстати, и государственные вузы. И потому, говоря словами Г. Спенсера, они распространяют такое образование, которое способствует больше распространению приятных заблуждений, чем горьких истин.
Этим и объясняется столь любимые цифры: в России сейчас насчитывается 260 студентов на 10000 тысяч населения, что является рекордным показателем. Но цифра достигнута, главным образом, за счет негосударственных вузов. Отрицательные последствия политики масштабного засорения кадрового потенциала страны проявятся очень скоро. Виновные же известны сейчас - это те руководители минобразования, которые много лет работают не на дело, а на показатель. То, что в западной науке называется реификацией (овеществлением) некачественного показателя, т.е. в ущерб сути дела.

4. Отсутствие государственной образовательной политики. Вакуум заполнился ведомственной политикой, не равной, а нередко и противостоя-щей государственной политике. В нарушение Закона об образовании восемь лет Правительство РФ не создаёт независимую аттестационную службу. Оно же тянуло с утверждением Федеральной программы развития образования. Нет должной реакции на заявления граждан, равно как и на результаты расследований Генпрокуратуры и Счетной Палаты.

Например, после письма Министерства образования №86 от 28.12.95г., разрешавшего руководителям учебных заведений самостоятельно перераспределять ассигнования, повсеместно стали разворовываться продукты и деньги, предназначенные на питание учащихся. Правительство молчало. Генпрокуратура РФ приводит и другой показательный пример: в Орловский государственный университет было зачислено вне конкурса 554 человека, из них всего 60 - на основе федерального законодательства, остальные 494 - на основе местных льгот. Эти и другие льготы отсутствуют в Законе, но имеются в ряде ведомственных актов. Например, в письме № 01-50 31 ин/ 32-03 от 16.03.99 "О вопросах приема в высшие учебные заведения", фактическое дополнение к приказу №500 от 24.02.98, в Минюсте не зарегистрированное. Не случайно Генпрокуратура установила усилившуюся тенденцию оттеснения от высшего образования социально незащищенных слоев молодежи и назвала эту практику амо-ральной, противозаконной и несправедливой. Правительство опять молчит.

Много нарушений при проведении итоговой государственной аттестации выпускников школ. Вот лишь небольшая часть из приказа № 2682 от 29.12.97г.: "Нарушался порядок допуска выпускников к итоговой аттестации… Пакеты с аттестационными материалами вскрывались… ранее установленного срока. Имели место необоснованное завышение или занижение оценки аттестационными комиссиями, что явилось причиной создания конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях; Отметки подчищались и исправлялись, не соответствовали отметкам в аттестатах и в личных делах выпускников. В классных журналах допускались исправления полугодовых и годовых отметок". Если есть нарушения, а виновные не названы и должные меры не приняты, то кому нужна такая очковтирательская аттестация? Много лет потрачено на разработку образовательных стандартов, основанных на минималистской "концепции". В них нет главного - стандартов подготовленности выпускников. На это указывали российские и зарубежные эксперты. И только недавно, при поддержке соответствующего комитета Госдумы, несостоявшиеся стандарты были отправлены, наконец, на переработку.

Если в стране хронически не хватает средств на зарплату учителям, то разве непонятно, что все учреждения просто обязаны, даже из моральных соображений, публиковать свои отчеты о расходах и доходах. Еще более обязано делать это Минобразование, некоторые расходы которого вызывают сомнения. Например, в приказе № 1416 от 29.12.99 центр объявлен им бездоходным госучреждением, имеющим только расходы; хотя проводит, не имея на это лицензии, платное тестирование примерно полумиллиона выпускников школ, стоимостью от 40 до 90 руб. за каждое тестирование. И все это делается под руководством Ми-нобразования, с разрешения Минюста РФ (№ 1516 от 23.04.98). Вопрос - куда деваются доходы? Можно только догадываться, почему образовательное ведомство против создания независимых центров и открытой публикации результатов тестирования. Тем самым оно способствует утаиванию от общественности статистики о состоянии образования и созданию своего монопольного и коррупционного канала приема аби-туриентов в вузы. Канала, не контролируемого обществом.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

1. Правительству РФ надо как можно быстрее прекратить учительские забастовки, сделав это за счет неожиданно высокого профицита бюджета 1999 года. Как справедливо писалось в древней китайской книге перемен И-Цзинь, когда люди бедствуют, государство распадается.

2. Главный вектор перемен в образовании - это демократическое государственно-общественное управление образованием, что и преду-смотрено ст. 2 Закона об образовании. Но лучше пойти еще дальше и придать управлению личностно-общественно-государственный характер. Потому что образование не сводится только к воспитанию и обучение государством. Это ваяние образа ученика, переход от одного его "Я", к другому. А ваяние своего нового образа - это дело, в первую очередь, самого учащегося, затем - его родителей и окружения, общества, и только затем - государства. В таком истолковании дела образования диктат ми-нистерства и отмечаемые поползновения к надзирательству абсолютно неуместны и вредны. В самом же министерстве образования нужны новые люди, разделяющие психологию дореволюционных попечителей народного образования. От всех прочих - только вред.

3. Необходимо:
- провести всесторонний и честный анализ положения дел в образовании. Это работу лучше поручить независимым ассоциациям и экспертам;
-существенно расширить возможности общественного управления делом образования, для чего создать, взамен нынешних, независимые экспертные, научные, методические и прочие советы, руководимых министерскими чиновниками. Опереться надежно можно только на то, что сопротивляется. Из-за большого числа советов этим чиновникам стало некогда заниматься своими прямыми обязанностями. Надо дать им возможность трудиться;
-сформулировать цели, задачи и содержание современного образования, с публикацией и обсуждением отчета по этой работы. Руководствоваться при этом древним правилом, сформулированным Эсхилом: мудр тот, кто знает не многое, а нужное. В этой связи полезно опереться на идею Жака Делора "Образование на протяжении всей жизни - центральная проблема для общества" и его четыре основополагающих принципа: 1) научиться жить вместе; 2) научиться приобретать знания; 3) научиться работать; 4) учиться жить каждому (Педагогика 1998 №5-6, с.3-16).
- реформировать систему приема в вузы и средние учебные заведения, для чего надо будет переработать "Порядок приема" и отменить письма и приказы, нарушающие права граждан на образование. Надо отказаться от незаконно коммерциализованного и некачественного централизованного тестирования абитуриентов и ЕГЭ, а вместо них ввести тестовый мониторинг уровня и качества подготовленности учащихся. Результаты мониторинга нужно использовать при приеме в вузы и средние учебные заведения. Это позволит уничтожить на корню коррупцию в системе образования;
-перейти на другую систему планирования учебной работы, при которой для каждой учебной дисциплины рассчитывается трудоемкость её освоения в процессе самостоятельной работы. Это даст более реалистичную картину затрат времени и предохранит учащихся от перегрузок.
-избавить страну от минималистской концепции, равно как и от двойных стандартов содержания среднего образования. Лучше вернуться к идее единых основных (базовых) требований к подготовленности выпускников всех образовательных учреждений, предусмотрев при этом возможности освоения повышенных требований там, где для этого есть условия.

В XXI веке независимыми останутся только те страны, которые смогут выдержать интеллектуальную и технологическую конкуренцию. Хотя шансы России заметно подорваны, воля и несгибаемый дух населяющих её народов, богатый генетический, ресурсный и научно-технический потенциал преодолеют нынешний упадок и выведут на путь развития, достойный великой страны.

Наверх     Главная    
© Copyright: V. Avanesov, 1998-2003; E-mail: testolog@mtu-net.ru


Используются технологии uCoz