АВАНЕСОВ В.С. |
Неопубликованное |
|||||
|
||||||
ГЛАВНАЯ Программы занятий ПУБЛИКАЦИИ: История тестов Образовательная политика Теория и методика педагогических измерений Неопубликованное Работы других авторов |
4. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: ИСТОКИ И УРОКИ КРИЗИСАМудр тот, кто знает не многое, а нужное.
Более десяти лет российское образование подвергается нашествию реформ, концепций, экспериментов, проектов, стандартов, программ, минимумов, аттестаций, аккредитаций и т. д. В результате ухудшилось здоровье детей и качество знаний основной массы школьников, сократилась сеть дошкольных учреждений, около 2 миллионов детей не посещают школу. Разрушилась государственная система материального снабжения учебных заведений учебниками, пособиями, наглядными пособиями, 6,5% школьных зданий находится в аварийном состоянии. В системе профессионально-технического образования сильно, до 70 %, изношены фонды учебной литературы. В вузы можно теперь поступить только за деньги, по блату или с помощью репетиторов. Важный показатель кризиса - забастовки учителей. Сейчас это 90 % всего забастовочного движения в стране. Из-за них два месяца не учились 17000 школьников в г. Кызыл. Только в бессрочной забастовке находятся 1200 педагогов 42 школ Смоленской области, 1800 учителей 38 школ Нижегородской области и 150 учителей десяти школ Курской области. Начали забастовку учителя школ и г. Омска и других регионов. Они месяцами не получают зарплату, которая уже давно стала ниже минимального уровня, необходимого для физического выживания. СОВЕЩАНИЕ В КРЕМЛЕ. На совещании работников образования в Кремле было заявлено, что кризиса в образовании нет. Есть только кризис финансирования. Для сравнения. В США на образование ежегодно выделяется более трехсот миллиардов долларов, и у них все равно кризис. И во всем мире - кризис, что происходит в силу объективного отставания возможностей образовательных систем от возрастающих потребностей. В России же не могут набрать на образование в сто раз меньшую сумму, а кризиса, если верить, нет. Сейчас это стали называть "сложным положением". Прав был поэт С. Есенин: "мы песни старые по-новому поём". Правительство выделило средства на проведение Всероссийского съезда работников образования. Однако вместо этого было проведено ведомственное совещание назначенцев и выдвиженцев органов управления образованием. Тех, на которых власть хотела бы опереться в преддверии подступивших перемен. Открытое голосование за выдвижение В.Путина на пост президента РФ среди участников совещания стало формой их политической проверки на лояльность. Этот "тест" подавляющее большинство прошло успешно: пять тысяч присутствовавших послушно подняли руки в знак согласия голосовать за него на предстоящих 26 марта выборах. Не решились на это только четырнадцать человек. Да и то, надо думать, не столько против выдвинутой кандидатуры, сколько из-за неожиданно настигшего превращения совещания в предвыборный митинг. Это тоже показатель кризиса, но не образования, а власти в образовании. ИСТОКИ КРИЗИСА Выделим четыре причины образовательного кризиса. 1. Печальной памяти Указ №1 Президента РСФСР Б.Ельцина "О первоочередных мерах по развитию образования в РФ", от 11 июля 1991г. Печальной памяти не потому, что этот указ не выполнялся, а из-за того, что после указа реальное финансирование стало, напротив, резко уменьшаться. Власть, в результате чего, потеряла доверие. 2. Словесная эквилибристика. Названия, времен СССР, "неполное и полное среднее общее образование", заменили менее понятными массам словами: "основное общее" и "среднее (полное) общее образование". После чего в Закон об образовании РФ от 10.07.92 г. появился пункт, что "государство гарантирует …получение бесплатного общего (догадайтесь, какого?) образования". Как говорили депутаты ВС РСФСР, они держали в уме полное общее образование. Как было в СССР. Оказалось, что держали не то. Потому что позже, в ст. 43 Конституции РФ появились уточнение: "гарантируется …бесплатность основного общего", т. е. только неполного среднего образования. А это всего девять классов. Вспомните известный театральный прием? Ружье, висящее на сцене в первом акте, стреляет в третьем акте. В образование страны.
3. Меритократизм и олигархизм. Советское образование было построено на идее эгалитаризма (равенства подлинного или мнимого) в получении образования. Ещё в 1918 году был принят декрет, по которому каждый мог поступить в любое высшее учебное заведение без сдачи экзаменов, предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании какой-либо школы. "Мы хотим, - говорил И.Сталин, - сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными". В 1925 году он сказал и другие знаменательные слова: "дети должны любить своих вождей". Люди рассматривались как взаимозаменяемые "винтики" общественной машины, управляемой Вождем. Под влиянием эгалитарных установок в обществе появилось множество афоризмов типа "незаменимых людей нет", "нет плохих учеников, есть плохие учителя", "не высовываться", "инициатива наказуема", "кто предлагает, тот и делает" и т.п. И все-таки, уровень общего обязательного образования в СССР постепенно возрастал, с 7 до 10 классов.
4. Отсутствие государственной образовательной политики. Вакуум заполнился ведомственной политикой, не равной, а нередко и противостоя-щей государственной политике. В нарушение Закона об образовании восемь лет Правительство РФ не создаёт независимую аттестационную службу. Оно же тянуло с утверждением Федеральной программы развития образования. Нет должной реакции на заявления граждан, равно как и на результаты расследований Генпрокуратуры и Счетной Палаты. Например, после письма Министерства образования №86 от 28.12.95г., разрешавшего руководителям учебных заведений самостоятельно перераспределять ассигнования, повсеместно стали разворовываться продукты и деньги, предназначенные на питание учащихся. Правительство молчало. Генпрокуратура РФ приводит и другой показательный пример: в Орловский государственный университет было зачислено вне конкурса 554 человека, из них всего 60 - на основе федерального законодательства, остальные 494 - на основе местных льгот. Эти и другие льготы отсутствуют в Законе, но имеются в ряде ведомственных актов. Например, в письме № 01-50 31 ин/ 32-03 от 16.03.99 "О вопросах приема в высшие учебные заведения", фактическое дополнение к приказу №500 от 24.02.98, в Минюсте не зарегистрированное. Не случайно Генпрокуратура установила усилившуюся тенденцию оттеснения от высшего образования социально незащищенных слоев молодежи и назвала эту практику амо-ральной, противозаконной и несправедливой. Правительство опять молчит. Много нарушений при проведении итоговой государственной аттестации выпускников школ. Вот лишь небольшая часть из приказа № 2682 от 29.12.97г.: "Нарушался порядок допуска выпускников к итоговой аттестации… Пакеты с аттестационными материалами вскрывались… ранее установленного срока. Имели место необоснованное завышение или занижение оценки аттестационными комиссиями, что явилось причиной создания конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях; Отметки подчищались и исправлялись, не соответствовали отметкам в аттестатах и в личных делах выпускников. В классных журналах допускались исправления полугодовых и годовых отметок". Если есть нарушения, а виновные не названы и должные меры не приняты, то кому нужна такая очковтирательская аттестация? Много лет потрачено на разработку образовательных стандартов, основанных на минималистской "концепции". В них нет главного - стандартов подготовленности выпускников. На это указывали российские и зарубежные эксперты. И только недавно, при поддержке соответствующего комитета Госдумы, несостоявшиеся стандарты были отправлены, наконец, на переработку. Если в стране хронически не хватает средств на зарплату учителям, то разве непонятно, что все учреждения просто обязаны, даже из моральных соображений, публиковать свои отчеты о расходах и доходах. Еще более обязано делать это Минобразование, некоторые расходы которого вызывают сомнения. Например, в приказе № 1416 от 29.12.99 центр объявлен им бездоходным госучреждением, имеющим только расходы; хотя проводит, не имея на это лицензии, платное тестирование примерно полумиллиона выпускников школ, стоимостью от 40 до 90 руб. за каждое тестирование. И все это делается под руководством Ми-нобразования, с разрешения Минюста РФ (№ 1516 от 23.04.98). Вопрос - куда деваются доходы? Можно только догадываться, почему образовательное ведомство против создания независимых центров и открытой публикации результатов тестирования. Тем самым оно способствует утаиванию от общественности статистики о состоянии образования и созданию своего монопольного и коррупционного канала приема аби-туриентов в вузы. Канала, не контролируемого обществом. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? 1. Правительству РФ надо как можно быстрее прекратить учительские забастовки, сделав это за счет неожиданно высокого профицита бюджета 1999 года. Как справедливо писалось в древней китайской книге перемен И-Цзинь, когда люди бедствуют, государство распадается. 2. Главный вектор перемен в образовании - это демократическое государственно-общественное управление образованием, что и преду-смотрено ст. 2 Закона об образовании. Но лучше пойти еще дальше и придать управлению личностно-общественно-государственный характер. Потому что образование не сводится только к воспитанию и обучение государством. Это ваяние образа ученика, переход от одного его "Я", к другому. А ваяние своего нового образа - это дело, в первую очередь, самого учащегося, затем - его родителей и окружения, общества, и только затем - государства. В таком истолковании дела образования диктат ми-нистерства и отмечаемые поползновения к надзирательству абсолютно неуместны и вредны. В самом же министерстве образования нужны новые люди, разделяющие психологию дореволюционных попечителей народного образования. От всех прочих - только вред. 3. Необходимо: В XXI веке независимыми останутся только те страны, которые смогут выдержать интеллектуальную и технологическую конкуренцию. Хотя шансы России заметно подорваны, воля и несгибаемый дух населяющих её народов, богатый генетический, ресурсный и научно-технический потенциал преодолеют нынешний упадок и выведут на путь развития, достойный великой страны.
|
|||||
|