МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ WEBOMETRICS:
ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
Ольга Карпенко, plan@muh.ru
Маргарита Бершадская, beriandr@mail.ru
Современная гуманитарная академия, Москва
Аннотация
Всё большее количество российских вузов проникается идеями проекта Webometrics, из которых наиболее привлекательной для России является обмен научной информацией за счет публикаций он-лайн.
В числе трех российских вузов-лидеров, вошедших в первую тысячу вузов мира, - Московский государственный университет им. М.И. Ломоносова, Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), Казанский государственный университет. В 500 лучших вузов мира, как и во всех предыдущих рейтингах, вошел только один российский вуз – МГУ им. М.И. Ломоносова.
Ключевые слова. Международные рейтинги университетов; Webometrics; система высшего образования; сетевая активность вузов; университетский
веб-сайт, индикаторы Webometrics, интеллектуальное развитие регионов
Одна из основных идей рейтинга Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities)[1] – стимулирование обмена информацией между учеными мира за счет публикации результатов исследований вузов на вузовских сайтах. Анализ результатов по отдельным индикаторам и прежде всего по индикатору Sc (Scholar), характеризующему объем научных исследований, позволяет получить важную составляющую в общей картине интеллектуального развития регионов. Это особенно важно в современных условиях, когда обмен научной информацией между регионами приобретает первостепенное значение.
1. Краткая характеристика результатов июльского рейтинга 2010 года
В июле 2010 года в рейтинге Webometrics представлены 12000 университетов мира, при этом количество ранжированных вузов составило 64,5% от общего числа рассмотренных университетов (всего рассмотрено 19215 вузовских сайтов). Такой масштаб исследований представлен впервые: в предыдущем рейтинге (январь 2010) ранжировано 8000 вузов, в 2009 году – 6000, а в более ранних рейтингах – 4000-5000 вузов.
При анализе результатов Webometrics мы неоднократно подчеркивали[2], что при большом количестве ранжируемых университетов количество национальных вузов, вошедших в число лучших вузов мира, становится важным показателем, характеризующим систему высшего образования с учетом фактора масштаба. Этот показатель позволяет судить о системе не по количеству вузов-лидеров, а по всей совокупности составляющих её университетов, в отличие от числа национальных вузов при малых выборках лучших вузов мира.
Рассмотрим с этих позиций результаты последнего рейтинга (июль 2010). В табл. 1 представлены результаты стран, лидирующих по числу национальных вузов, вошедших в число 12000. По сравнению с предыдущими рейтингами при максимальной выборке в числе лидирующих появились две новых страны – Индия (8 место) и Мексика, поделившая с Канадой 11-12 места. При выборке 6000 эти две страны уже нельзя причислить к лидирующим странам.
Таблица 1
Результаты стран, лидирующих по числу национальных вузов
в числе 12000 лучших вузов мира
Страна |
Количество университетов |
||||||||||
вошло в число лучших вузов мира |
|||||||||||
рассмотрено |
Топ 12000 |
Топ 6000 |
Топ 5000 |
Топ 4000 |
Топ 3000 |
Топ 2000 |
Топ 1000 |
Топ 500 |
Топ 200 |
||
США |
3276 |
3026 |
2041 |
1751 |
1410 |
1080 |
727 |
360 |
183 |
106 |
|
Китай |
1160 |
897 |
324 |
237 |
156 |
96 |
39 |
11 |
4 |
0 |
|
Япония |
715 |
697 |
360 |
298 |
232 |
164 |
97 |
34 |
12 |
2 |
|
Бразилия |
1494 |
547 |
185 |
140 |
113 |
83 |
47 |
17 |
5 |
1 |
|
Франция |
583 |
520 |
295 |
239 |
196 |
161 |
123 |
54 |
13 |
1 |
|
Россия |
674 |
408 |
160 |
118 |
75 |
41 |
13 |
3 |
1 |
0 |
|
Германия |
400 |
349 |
212 |
189 |
169 |
134 |
88 |
67 |
50 |
17 |
|
Индия |
1512 |
331 |
65 |
46 |
31 |
19 |
11 |
3 |
1 |
0 |
|
Корея |
392 |
300 |
106 |
82 |
66 |
43 |
24 |
8 |
3 |
1 |
|
Великобритания |
235 |
223 |
160 |
51 |
140 |
119 |
102 |
67 |
4 |
9 |
|
Канада |
203 |
195 |
134 |
114 |
95 |
85 |
61 |
38 |
26 |
16 |
|
Мексика |
907 |
195 |
69 |
57 |
46 |
33 |
21 |
5 |
2 |
1 |
|
Тайвань |
155 |
153 |
130 |
120 |
106 |
80 |
48 |
17 |
7 |
1 |
|
Доля ранжированных высших учебных заведений от числа рассмотренных вузов позволяет определить - сколько вузов не соответствует современным представлениям о «присутствии в интернете»? Россия по доле ранжированных вузов от числа рассмотренных (60,5%), в соответствии с данными табл.1, значительно уступает Тайваню (98,7%), Японии (97,5%), Канаде (96,1%), США (92,4%), Великобритании (94,9%), Франции (89,2%), Германии (87,3%), в меньшей степени Китаю (77,3%) и Корее (76,5%). В Бразилии, Индии и Мексике это соотношение намного ниже – 36,6; 21,9 и 21,5% соответственно.
По количеству национальных вузов в рейтинге 12000 Россия занимает 6 место – 408 из 674 рассмотренных – табл.1, рис1.
Рис.1. Распределение по странам 12000 лучших вузов мира – июль 2010
При выборках 6000 и 5000 наша страна делит 7-8 места с Великобританией, при выборке 4000 перемещается на 10 место, а, начиная с 3000, уже не входит в первую десятку стран по числу национальных вузов в числе лучших вузов мира (табл.1). Аналогичные результаты имели место и в предыдущие годы[3]. Исключение из общей картины - июльский рейтинг 2009 года, в котором российские вузы вошли в первую десятку стран, начиная с выборки 3000.
В числе трех российских вузов-лидеров, вошедших в первую тысячу вузов мира, - Московский государственный университет им. М.И. Ломоносова, Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), Казанский государственный университет. В 500 лучших вузов мира, как и во всех предыдущих рейтингах, вошел только один российский вуз – МГУ им. М.И. Ломоносова.
Как и в предыдущих рейтингах, начиная с выборки 3000, в числе лучших вузов мира представлены все федеральные округа России (рис.2). По количеству региональных вузов, вошедших в 3000, выделяются Приволжский и Сибирский округа.
а)
б)
Рис.2. Распределение российских вузов по федеральным округам: а) при выборке 3000 лучших вузов мира; б) при выборке 12000 лучших вузов мира
2. Позиции российских вузов по отдельным индикаторам
При рассмотрении 20 лучших российских вузов предыдущего рейтинга (январь
При этом было отмечено, что пять зарубежных вузов с аналогичными результатами по данному индикатору в январе 2010 вошли в первую сотню вузов мира (позиции по Sc от 364 до 464). Из 200 лучших вузов мира 50 университетов имели в январе 2010 позиции по индикатору Sc в пределах 270 – 695.
Эти данные показали актуальность анализа позиций российских вузов по отдельным индикаторам:
· S (Size) – количество страниц, фиксируемое Google, Yahoo, Live Search, Exalead (коэффициент: 25% в 2004-2008 годах, 15% в 2009-2010);
· V (Visibility) – число уникальных внешних ссылок от Yahoo (коэффициент: 50% в 2004 - 2010 годах);
· R (Rich files) – «насыщенные» файлы, представленные в форматах Adobe Acrobat (.pdf), Adobe PostScript (.ps), Microsoft Word (.doc) и Microsoft Powerpoint (.ppt); (коэффициент: 12,5% в 2004-2008 годах, 15% в 2009-2010);
· Sc (Scholar) – научные материалы (документы, доклады, публикации), содержащиеся в базе Google Scholar (коэффициент: 12,5% в 2004 - 2008 годах, 15% в 2009-2010).
В табл.2 показано количество вузов с позициями по отдельным индикаторам в пределах 1-1000 и 1-500 в шести рейтингах (июль 2007-июль 2010). Как видим, в течение трех лет количество вузов с высоким уровнем каждого из трех индикаторов S, V, R (позиции 1-200, 1-500, 1-1000) мало отличается от числа вузов с общим рейтингом в тех же пределах. Иначе обстоит дело с четвертым индикатором, характеризующим объем научных исследований и их цитируемость: количество вузов с позициями по индикатору Sc 1-1000 в несколько раз (а в последнем рейтинге более чем на порядок) превышает количество вузов, входящих в тысячу лучших вузов мира.
Значительное увеличение числа вузов с высоким уровнем индикатора Sc в 2010 году, особенно в июльском рейтинге, по сравнению с 2007-2009 годами (табл.2) лишь в небольшой степени связано с увеличением числа ранжируемых вузов (в рейтинге 12000 всего 3 вуза с позициями Sc 1-1000 имеют общий рейтинг более 5000). Скорее всего, это обусловлено тем, что все большее количество российских вузов проникается идеями проекта Webometrics, из которых наиболее привлекательной для России является обмен научной информацией за счет публикаций он-лайн. По-видимому, работа с другими индикаторами (размер сайта, количество насыщенных файлов) более затратная и трудоемкая, чем публикация научных исследований, или слабо зависит от веб-политики вуза (число уникальных внешних ссылок).
Таблица 2
Количество российских вузов с высоким уровнем отдельных индикаторов
Индикатор |
Позиции |
Июль 2007 Топ 5000 |
Январь 2008 Топ 5000 |
Июль 2008 Топ 5000 |
Январь 2009 Топ 5000 |
Июль 2009 Топ 6000 |
Январь 2010 Топ 8000 |
Июль 2010 Топ 12000 |
S (Size) |
1-1000 1-500 1-200 |
5 1 0 |
7 2 0 |
6 2 1 |
5 1 0 |
7 1 0 |
4 1 0 |
3 1 0 |
V (Visibility) |
1-1000 1-500 1-200 |
3 1 1 |
5 1 1 |
4 1 1 |
1 1 1 |
7 1 0 |
3 2 0 |
2 1 1 |
R (Rich files) |
1-1000 1-500 1-200 |
4 1 0 |
2 1 0 |
2 1 1 |
2 2 0 |
2 1 0 |
3 2 0 |
2 1 1 |
Sc (Scholar) |
1-1000 1-500 1-200 |
20 6 1 |
20 8 1 |
20 3 0 |
22 3 1 |
19 3 1 |
28 7 0 |
37 14 4 |
Рейтинг по совокупности индикаторов |
1-1000 1-500 1-200 |
5 1 1 |
6 1 1 |
4 1 1 |
3 1 1 |
4 1 1 |
4 1 0 |
3 1 0 |
Прежде чем перейти к рассмотрению российских вузов с большим научным потенциалом, целесообразно сравнить количество вузов с высоким уровнем Sc в России и других странах. Соответствующие данные приведены в табл.3.
В соответствии с данными табл.3, Россия, имея всего один вуз в топ 500 и три вуза в топ 1000, по количеству университетов с позициями индикатора Sc 1 - 500 и 1 – 1000 входит в первую десятку стран – 8-е и 6-е места соответственно (рис. 3а и 3б)
Таблица 3
Количество вузов с высоким уровнем индикатора Sc - июль 2010
Страна |
Количество вузов |
||||
Топ 12000 |
Тор 500 |
Топ 1000 |
с позицией Sc |
||
1-500 |
1-1000 |
||||
США |
3026 |
183 |
360 |
110 |
184 |
Германия |
349 |
50 |
67 |
37 |
58 |
Великобритания |
223 |
34 |
67 |
30 |
57 |
Канада |
195 |
26 |
38 |
23 |
35 |
Япония |
697 |
12 |
34 |
20 |
52 |
Китай |
897 |
4 |
11 |
19 |
32 |
Бразилия |
547 |
5 |
17 |
15 |
59 |
Россия |
408 |
1 |
3 |
14 |
37 |
Тайвань |
153 |
7 |
17 |
12 |
35 |
Франция |
520 |
13 |
54 |
5 |
23 |
Корея |
300 |
3 |
8 |
4 |
7 |
а)
б)
Рис. 3. Количество вузов с высоким уровнем индикатора Sc:
а) позиции 1-500; б) позиции 1-1000
Следует отметить еще одну особенность российских вузов с высоким научным потенциалом. В США, Германии, Великобритании, Канаде и Франции позиции показателя объема научных исследований в пределах 1-500 и 1-1000 соответствуют высокому общему рейтингу – табл.3. В России, Бразилии, Китае, Тайване, Корее среди университетов с такими позициями Sc есть вузы с очень низким рейтингом (особенно в России – до 4389 при Sc в пределах 1-500 и до 8421 в пределах 1-1000). Этот факт можно рассматривать как свидетельство значительных потенциальных возможностей многих российских вузов в продвижении веб-сайтов при целенаправленной работе с другими индикаторами. Соотношение места в рейтинге и позиций по индикатору Sc для четырнадцати российских вузов с наиболее высоким уровнем Sc показано на рис.4.
Таблица 4
Рейтинг вузов с высоким уровнем индикатора Sc (Scholar) – июль 2010
Страна |
Рейтинг вузов |
|
с позицией Sc 1-500 |
с позицией Sc 1-1000 |
|
США |
1 – 911 |
1 – 944 |
Германия |
100 – 405 |
100 – 958 |
Великобритания |
22 – 924 |
22 – 1229 |
Канада |
31 – 403 |
31 – 853 |
Япония |
51-1038 |
51 – 2202 |
Китай |
271 – 4484 |
271 – 4484 |
Бразилия |
545 – 2215 |
122 – 6483 |
Россия |
219 – 4839 |
219 – 8421 |
Тайвань |
430 – 2294 |
139 -3279 |
Франция |
23 – 777 |
90- 1036 |
Корея |
200 – 525 |
200 – 3349 |
Рис.4. Рейтинг российских вузов с позициями Sc (Scholar) в пределах 1-500.
3. Научный потенциал российских вузов как составляющая интеллектуального развития регионов России.
Примечательно, что среди четырнадцати российских вузов с позициями по индикатору Sc, характеризующему объем научных исследований и их цитируемость, в пределах 1-500 преобладают отнюдь не столичные университеты (всего четыре московских вуза и один санкт-петербургский) – см. рис.5.
Еще большее преобладание региональных университетов имеет место среди вузов с позициями Sc в пределах 1-1000 – рис.6. Москва имеет всего 6 таких вузов из 37 (МГУ, ГУ ВШЭ, МИФИ, МГИМО, Московский региональный университет, Московский авиационный институт университета авиакосмической техники). Южный федеральный округ представлен таким же количеством университетов, а вузы Сибирского (8 вузов) и Приволжского (7 вузов) федеральных округов на этот раз превзошли московские.
В табл. 5 дана характеристика всех 37 вузов с указанием общего рейтинга и четырех индикаторов. Мы надеемся, что эти данные позволят вузам с высоким научным потенциалом продвинуться и по другим индикаторам, поскольку они обнаруживают слабые места каждого вуза.
Рис.5. Российские вузы с позициями индикатора Sc в пределах 1-500.
Рис.6. Распределение по федеральным округам 37 вузов
с позициями индикатора Sc в пределах 1-1000 – Webometrics, июль 2010.
Таблица 5
Российские вузы с позициями индикатора Sc 1-1000 (Webometrics, июль 2010)
Рейтинг |
Наименование вуза Жирным курсивом обозначены вузы, показавшие высокие результаты по индикатору Sc (позиции 1-1000) не менее, чем в четырех рейтингах |
Позиции по каждому индикатору |
|||||||
в мире |
в стране |
S |
V |
R |
Sc |
||||
1379 |
7 |
Томский государственный университет |
3455 |
1600 |
2362 |
149 |
|||
2335 |
22 |
Российский государственный педагогический университет им Герцена |
7666 |
2801 |
3859 |
155 |
|||
229 |
1 |
334 |
179 |
350 |
175 |
||||
2367 |
23 |
5464 |
3469 |
3452 |
248 |
||||
1821 |
12 |
3554 |
2850 |
2331 |
267 |
||||
917 |
2 |
928 |
1452 |
1062 |
302 |
||||
2592 |
32 |
4394 |
4573 |
2960 |
312 |
||||
2091 |
18 |
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ |
4898 |
3113 |
2496 |
317 |
|||
1840 |
13 |
3485 |
2867 |
2216 |
343 |
||||
1431 |
8 |
2376 |
2193 |
1474 |
379 |
||||
2398 |
24 |
3796 |
3700 |
3767 |
433 |
||||
925 |
3 |
984 |
1445 |
894 |
459 |
||||
2662 |
34 |
6031 |
2936 |
5799 |
489 |
||||
4839 |
111 |
Московский региональный университет |
7238 |
8100 |
7291 |
490 |
|||
1570 |
10 |
1710 |
2851 |
1513 |
518 |
||||
1492 |
9 |
Санкт-Петербургский государственный университет точной механики и оптики |
2359 |
2261 |
1421 |
547 |
|||
4357 |
93 |
6297 |
7989 |
4681 |
569 |
||||
6460 |
181 |
7277 |
11127 |
7668 |
640 |
||||
2594 |
33 |
4115 |
3848 |
3538 |
654 |
||||
2053 |
15 |
Южный Федеральный университет (Ростовский государственный университет) |
4679 |
2337 |
3128 |
671 |
|||
2016 |
14 |
Тамбовский государственный технический университет |
2676 |
3499 |
2052 |
678 |
|||
2057 |
16 |
3305 |
2770 |
3156 |
680 |
||||
3404 |
56 |
6102 |
4852 |
5033 |
683 |
||||
2516 |
28 |
3624 |
3455 |
4359 |
774 |
||||
3455 |
59 |
4621 |
6745 |
2882 |
798 |
||||
1685 |
11 |
Московский государственный институт международных отношений (университет) |
3007 |
2044 |
2155 |
814 |
|||
2558 |
30 |
8610 |
2638 |
2663 |
824 |
||||
3379 |
52 |
6232 |
5172 |
3559 |
848 |
||||
4520 |
101 |
Сибирская государственная медицинская академия |
6664 |
7567 |
5146 |
849 |
|||
5445 |
136 |
6731 |
9028 |
7448 |
854 |
||||
2983 |
41 |
5472 |
4105 |
3808 |
917 |
||||
2552 |
29 |
Московский авиационный институт университета авиакосмической техники |
2814 |
3425 |
5208 |
936 |
|||
1058 |
4 |
2180 |
1076 |
1000 |
940 |
||||
3179 |
47 |
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники |
5415 |
4331 |
4508 |
944 |
|||
3591 |
64 |
6256 |
5203 |
4454 |
967 |
||||
3009 |
42 |
Таганрогский технологический институт Южного Федерального университета |
5325 |
3812 |
4713 |
989 |
|||
8481 |
205 |
11133 |
13448 |
5450 |
992 |
||||
Многократный анализ результатов российских вузов с июля 2007 года показывает, что резкое продвижение вуза, в том числе по отдельным индикаторам, зачастую не подтверждается в последующих рейтингах. В связи с этим была рассмотрена динамика изменения показателей в семи рейтингах 2007-2010 годов. Были отобраны 18 университетов, показавших высокие результаты по индикатору Sc (позиции 1-1000) не менее, чем в четырех рейтингах – см. жирный курсив в табл.5. Среди них:
· четыре московских и два санкт-петербургских университета;
· пять вузов Приволжского федерального округа;
· по два вуза Сибирского и Уральского округов;
· по одному вузу Южного округа, а также Центрального и Северо-западного округов без учета столичных университетов.
Как видим, в числе университетов с наиболее стабильными позициями по рассматриваемому показателю представлены вузы всех федеральных округов, кроме Дальневосточного округа. И опять-таки очевидно преобладание региональных вузов.
Таким образом, с учетом высокого уровня и стабильности позиций индикатора, характеризующего объем научных исследований, можно говорить о целом ряде региональных вузов как о центрах интеллектуального развития регионов. Очень важно, что научная информация этих центров, соответствующих международному уровню, открыта и доступна для любой точки земного шара.
Выводы:
1. В соответствии с результатами международного рейтинга университетов Webometrics (июль 2010, ранжирование 12000 университетов) Россия, как и в предыдущие годы, входит в число десяти лидирующих стран по количеству национальных вузов в числе лучших вузов мира, начиная с выборки 4000. Начиная с выборки 3000, в числе лучших университетов мира представлены вузы всех федеральных округов.
2. Как показал анализ позиций по отдельным индикаторам, Россия входит в первую десятку стран по количеству вузов с высоким уровнем индикатора, характеризующего объем научных исследований. Эта особенность сетевой активности университетов России является важной составляющей интеллектуального развития регионов, тем более, что среди вузов с большим объемом научных исследований, помещенных на сайте, преобладают региональные университеты.
3. Многие столичные вузы, которым, безусловно, есть что показать стране и миру, не столь открыты для информационного обмена. Например, такой крупный научный центр, как МФТИ, ни в одном из семи рассмотренных рейтингов (июль 2007 - июль 2010) не достиг позиций по индикатору объема научных исследований в пределах первой тысячи. То же можно сказать и о Новосибирском государственном университете (НГУ). И это при том, что общий рейтинг сайтов двух названных вузов очень высок, особенно НГУ, который в шести рейтингах из семи рассмотренных входил в 1000 лучших вузов мира.
5. В июльском рейтинге 2010 МГУ им. М.В. Ломоносова – один из крупнейших научных центров мира, можно сказать, притормозил. Два университета - Томский государственный и Российский государственный педагогический университет им. Герцена - получили более высокие позиции по индикатору Sc - см. табл. 5.
6. В соответствии с материалами Лондонской конференции министров образования европейских стран (май 2007 года), один из основных приоритетов университетов – «стимулировать присутствие вуза в Интернете и доступность информации» [5].
В этом контексте нашим вузам необходимо уделять должное внимание своему сайту, и, не снижая достигнутый уровень индикатора научных исследований, выйти на новые позиции по индикаторам S (размер сайта), V (количество внешних ссылок на сайт) и R («насыщенные файлы»). Возможно, это потребует затрат, но в современных условиях нельзя двигаться вперед без активного присутствия вуза в Интернет.
[1] Webometrics Ranking of World Universities. http://www.webometrics.info/index.html
[2] Карпенко О.М. и др. Рост инновационной активности российских вузов по оценке международного рейтинга «Webometrics» в июле 2009 года//сборник докладов и выступлений Третьей Международной конференции «Социология инноватики: человек в инновационном мире (Москва,26-27 ноября 2009), с.102-108
[3] О. Карпенко, М. Бершадская. Международный рейтинг Webometrics: основные идеи, индикаторы, результаты // Педагогические измерения №2, с.3-15.
[4] О. Карпенко, М. Бершадская. Международный рейтинг Webometrics: основные идеи, индикаторы, результаты // Педагогические измерения №2, с.3-15.
[5] Итоги Лондонской конференции министров образования европейских стран (пер. с англ. А. Пинской) // Вопросы образования №2 2007, с.13