МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ WEBOMETRICS:
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ИНДИКАТОРЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Карпенко Ольга Михайловна,
Бершадская Маргарита Давыдовна.
Современная гуманитарная академия.
Широкий охват университетов мира в рейтинге Webometrics и прозрачность результатов, публикуемых дважды в год, способствуют развитию сетевой активности большого количества вузов и позволяют судить о системе высшего образования не только по вузам-лидерам, но и по всей совокупности составляющих ее университетов.
В числе 3000 лучших университетов мира представлены вузы всех федеральных округов России. Начиная с выборки 4000, Россия по количеству национальных вузов входит в число десяти лидирующих стран.
Ключевые слова. Международные рейтинги университетов; Webometrics; система высшего образования; сетевая активность вузов; университетский веб-сайт.
В условиях стремительно растущего глобального спроса на высшее образование возрастает актуальность т рейтингов университетов мира, результаты которых не только позволяют оценить качество высшего образования, но и влияют на него в глобальном масштабе.
Признание учебного заведения на международном уровне приобретает все большее значение для вузов всего мира, для их конкуренции на рынке услуг высшего образования. «Если университет хочет быть конкурентоспособным, он не может себе позволить игнорировать необходимость получения международного признания с соответствующим статусом», - подчеркивают Д. Салми и И. Фрумин, авторы одной из наиболее важных публикаций по вопросам усиления конкурентоспособных позиций российских вузов в контексте результатов международных рейтингов[1].
Индикаторы Webometrics
Среди признанных международных рейтингов особое место занимает рейтинг Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities)[2], в котором оценка университетов мира осуществляется на основе результатов анализа вузовских веб-сайтов. Рейтинг проводится с 2004 года международной исследовательской группой "Laboratorio de Internet"[3], занимающейся изучением образовательной и научной деятельности в сети Интернет. Результаты публикуются дважды в год (январь, июль), и многие российские вузы с нетерпением ждут очередной публикации.
В отличие от других международных рейтингов университетов (британского, шанхайского, тайваньского и др.), которые сосредотачиваются на характеристиках научной элиты, проект Webometrics направлен на измерение всех сторон деятельности университетов, с ранжированием большого количества вузов мира. Цель проекта – содействовать веб-публикациям университетов, которые не только значительно дешевле печатной продукции, но имеют и более широкую аудиторию.
Высокая оценка университетского веб-сайта свидетельствует о политике поощрения новых технологий и наличии ресурсов для их развития. Индикаторы рейтинга измеряют объём, наглядность и популярность веб-страниц университетского сайта. Особое внимание уделяется результатам научных исследований на основе информации, содержащейся в онлайновых публикациях: монографиях, диссертациях, статьях, отчетах, докладах на конференциях. Большое значение имеет информация о курсах, семинарах, практикумах, электронных библиотеках, базах данных ит.п. Учитываются персональные страницы ученых и творческих коллективов, а также общая информация о вузе, его подразделениях и сотрудниках.
Общий показатель рейтинга Webometrics определяется суммированием взвешенных в процентах, значений четырех индикаторов:
· S (Size) – количество страниц, фиксируемое Google, Yahoo, Live Search, Exalead (коэффициент: 25% в 2004-
· V (Visibility) – число уникальных внешних ссылок от Yahoo (коэффициент: 50% в 2004 -
· R (Rich files) – «насыщенные» файлы, представленные в форматах Adobe Acrobat (.pdf), Adobe PostScript (.ps), Microsoft Word (.doc) и Microsoft Powerpoint (.ppt); (коэффициент: 12,5% в 2004-
· Sc (Scholar) – научные материалы (документы, доклады, публикации), содержащиеся в базе Google Scholar (коэффициент: 12,5% в 2004 -
Масштаб исследований Webometrics
Интерес вузов к рейтингу Webometrics в значительной степени обусловлен широким охватом университетов мира - табл.1. В январе 2010 года рассмотрено около 18000 вузов из 199 стран. Количество ранжированных вузов в 2004-2007 годах составило 4000, в 2008 – 5000, в 2009 – 6000. В
Практически любой вуз может добиться заметного продвижения в рейтинге Webometrics на основе анализа позиций по каждому индикатору, при соответствующем корректировании веб-политики. Усиление веб-политики вуза, в свою очередь, способствует формированию новых связей, неформальному общению между учеными и реализации инновационных разработок на основе обмена опытом и творческого содружества.
Таким образом, широкий охват университетов мира создает уникальные условия для развития большого количества вузов, анализирующих свои позиции в рейтинге. Результаты Webometrics впервые позволяют судить о национальной системе высшего образования не только по отдельным вузам-лидерам, но и по всей совокупности составляющих её университетов. Количество национальных вузов в числе нескольких тысяч лучших вузов мира становится важным показателем, характеризующим масштабность системы высшего образования и её готовность к восприятию новых образовательных технологий.
Таблица 1
Географический охват регионов в рейтинге Webometrics
Регион |
Количество стран |
Количество вузов |
||||||
июль 2007 |
январь 2008/ январь 2009 |
январь 2010 |
июль 2007 |
январь / июль 2008 |
январь /июль 2009 |
Январь 2010 |
||
Африка |
47 |
47 |
47 |
514 |
516 |
512 |
635 |
|
Азия |
45 |
44 |
45 |
3457 |
3692 |
3456 |
4964 |
|
Китай Япония Индия Корея |
1135 721 579 394 |
|||||||
Европа |
52 |
52 |
54 |
3966 |
4216 |
3988 |
4976 |
|
Германия Великобритания Франция Россия |
371 226 576 477 |
377 228 630 495/490 |
384/403 235/236 603/597 504/694 |
401 236 586 689 |
||||
Америка |
39 |
39 |
41 |
4991 |
6341/6351 |
6352/6337 |
7006 |
|
США Канада |
1996 195 |
3348 |
3343/3328 203 |
3301 201 |
||||
Океания |
8 |
9 |
12 |
98 |
101 |
96 |
135 |
|
Всего |
191 |
191 |
199 |
13026 |
14876 |
14404 |
17716 |
|
Источники: Webometrics Ranking of World Universities. http://www.webometrics.info/about_rank.html |
||||||||
Данные по географическому охвату регионов в анализе " Webometrics", приведенные в табл. 1, позволяют сопоставить присутствие в интернете вузов различных стран и регионов. Количество российских вузов, рассмотренных в январе 2010 (689), составляет около 63% от 1090 высших учебных заведений, зарегистрированных в России в
Позиции российских вузов в рейтинге Webometrics (2007-2010)
В первую сотню вузов мира, включающую в 2009 -
С добавлением каждой следующей тысячи доля российских вузов увеличивается, в среднем на 0,5%. С учетом фактора масштаба, Россия выходит на лидирующие позиции - стабильно входит в десятку стран-лидеров, начиная с выборки 4000. На наш взгляд, это очень важный аспект лидерства, отражающий масштабность системы и её готовность к восприятию новых информационных технологий.
Мы отслеживаем позиции российских вузов в рейтингах Webometrics с июля
Таблица 2
Результаты стран-лидеров в шести рейтингах (июль 2007 – январь 2010)
Страна |
Количество национальных вузов в числе лучших вузов мира |
||||||||||
5000 |
6000 |
7000 |
8000 |
||||||||
Июль 2007 |
Янв. 2008 |
Июль 2008 |
Янв. 2009 |
Июль 2009 |
Янв. 2010 |
Янв. 2009 |
Июль 2009 |
Янв. 2010 |
Янв. 2010 |
Янв. 2010 |
|
США |
1578 |
1870 |
1822 |
1801 |
1435 |
1650 |
2071 |
1710 |
1932 |
2181 |
2418 |
Китай |
396 |
286 |
334 |
295 |
420 |
312 |
402 |
552 |
390 |
502 |
592 |
Япония |
322 |
268 |
265 |
283 |
342 |
333 |
345 |
439 |
412 |
503 |
569 |
Франция |
241 |
238 |
211 |
229 |
196 |
215 |
279 |
231 |
254 |
298 |
350 |
Германия |
214 |
200 |
189 |
192 |
192 |
189 |
220 |
211 |
214 |
241 |
275 |
Бразилия |
126 |
123 |
119 |
119 |
178 |
151 |
152 |
220 |
195 |
246 |
289 |
Россия |
145 |
123 |
130 |
111 |
170 |
127 |
150 |
205 |
173 |
204 |
243 |
Великобритания |
164 |
154 |
144 |
150 |
150 |
150 |
168 |
166 |
161 |
178 |
194 |
Тайвань |
86 |
118 |
127 |
132 |
146 |
132 |
143 |
150 |
142 |
148 |
151 |
Канада |
138 |
129 |
130 |
117 |
105 |
111 |
142 |
121 |
133 |
146 |
157 |
На рис.1 показано количество российских вузов среди 1000, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 7000 и 8000 лучших вузов мира в шести рейтингах 2007 -
Как видим (рис.1), фактор масштаба в полной мере проявляется, начиная с выборки 4000 – более 2% российских вузов во всех шести рейтингах.
Из рис.1 также следует, что в июле
Рис.1. Количество российских вузов в числе лучших вузов мира
(Webometrics, июль 2007 – январь 2010)
Рис. 2. Распределение по странам 2000 лучших вузов мира – июль 2009
Рис.3. Распределение по странам 3000 лучших вузов мира – июль 2009
Рис 4. Распределение по странам 4000 лучших вузов мира – июль 2009
К сожалению, в последнем рейтинге (январь 2010) России не удалось удержать рекордный результат июля
Рис.5. Распределение по странам 3000 лучших вузов мира
Webometrics, январь 2010
а)
б)
в)
г)
Рис.6. Распределение по странам лучших вузов мира – Webometrics – январь 2010:
а – рейтинг 4000, б – рейтинг 5000, в – рейтинг
(место России среди стран-лидеров – 10, 9, 7 и 7 соответственно)
Результаты следующего рейтинга Webometrics будут опубликованы в июле
Таблица 3
Двадцать лучших российских вузов (Webometrics, январь 2010)
Рейтинг |
Наименование вуза |
Позиция по каждому критерию |
||||
в мире |
в стране |
S |
V |
R |
Sc |
|
226 |
1 |
260 |
209 |
301 |
271 |
|
591 |
2 |
1179 |
491 |
1045 |
409 |
|
834 |
3 |
793 |
1142 |
677 |
969 |
|
886 |
4 |
694 |
911 |
1163 |
1249 |
|
1122 |
5 |
Казанский государственный университет |
1326 |
1804 |
846 |
804 |
1123 |
6 |
Томский государственный университет |
970 |
2014 |
1672 |
306 |
1302 |
7 |
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики |
1548 |
1464 |
1666 |
1706 |
1412 |
8 |
1548 |
1464 |
1666 |
1706 |
|
1456 |
9 |
Московский государственный институт международных отношений (университет) |
1444 |
1926 |
2101 |
903 |
1479 |
10 |
Алтайский государственный университет |
2822 |
2513 |
1278 |
405 |
1489 |
11 |
1613 |
3032 |
1162 |
511 |
|
1475 |
12 |
1425 |
2791 |
1933 |
876 |
|
1711 |
13 |
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ |
1865 |
3797 |
1465 |
358 |
1759 |
14 |
Нижегородский государственный университет им. Лобачевского |
3838 |
2809 |
1412 |
634 |
1784 |
15 |
Самарский государственный университет |
3536 |
2436 |
2272 |
655 |
1867 |
16 |
Южный федеральный университет (Ростовский государственный университет) |
2904 |
2212 |
1981 |
1486 |
1911 |
17 |
Российский государственный гуманитарный университет |
1920 |
1744 |
3451 |
2081 |
1919 |
18 |
1360 |
3591 |
1760 |
1059 |
|
1942 |
19 |
Тамбовский государственный технический университет |
1970 |
3654 |
1505 |
941 |
1952 |
20 |
Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск) |
1463 |
2322 |
3295 |
1662 |
В качестве комментария к табл.3 следует отметить высокий уровень показателей Sc, характеризующих объем научных исследований в вузе. Четырнадцать университетов из двадцати передовых российских вузов по этому индикатору занимают места в пределах первой тысячи, из них 5 вузов – места от 271 до 511 (МГУ - 271, Томский государственный университет – 306, МИФИ – 358, Алтайский государственный университет - 405, Уральский государственный университет - 511).
Для оценки перспектив развития вузов с такими показателями Sc заметим, что 5 зарубежных вузов с аналогичными позициями по данному индикатору в январе 2010 вошли в первую сотню вузов мира (позиции по Sc от 364 до 464)[6]. Из 200 лучших вузов мира 50 университетов имеют позиции по индикатору Sc в пределах 270 – 695.
По трем другим показателям российские вузы значительно отстают от зарубежных университетов: позиции по индикаторам V и R в пределах первой тысячи имеют всего 3 российских университета, по индикатору S - 4 вуза. Таким образом, наши слабые места – размер сайта, наличие уникальных внешних ссылок на сайт, количество «насыщенных» файлов.
Анализ результатов июльского рейтинга
Теперь картина иная. Девять университетов из двадцати российских вузов, представленных в табл.3, ухудшили свои позиции в международном рейтинге, по сравнению с июлем 2009, и только четыре вуза имеют положительную динамику за тот же период, с улучшением позиций не менее чем на 5%.
Лидер по динамике продвижения веб-сайта в январе 2010 - ГУ ВШЭ, который за полгода улучшил свои позиции на 27%. Далее следуют МГИМО (8,6%), Казанский государственный университет (6,5%), Саратовский государственный университет (6,5%), Изменение позиций вузов с положительной динамикой показано в табл.4. По сравнению с июлем 2007 года отмечается заметное улучшение позиций у всех четырех вузов.
Университет |
Рейтинги |
Изменение позиций в январе 2010 С точкой отсчета |
||||||
Июль 2007 |
Янв. 2008 |
Июль 2008 |
Янв. 2009 |
Июль 2009 |
Янв. 2010 |
Июль 2009 |
Июль 2007 |
|
ГУ ВШЭ |
935 |
887 |
884 |
1143 |
812 |
591 |
27% |
37% |
МГИМО |
2189 |
2161 |
2111 |
2135 |
1593 |
1456 |
8,6% |
33,5% |
Казанский государственный Университет |
1268 |
1253 |
1609 |
1702 |
1200 |
1122 |
6,5% |
11,5% |
Саратовский государственный университет |
1921 |
1891 |
1806 |
1884 |
1578 |
1475 |
6,5% |
23% |
Рост сетевой активности российских регионов
Основные идеи, заложенные в проекте Webometrics, чрезвычайно актуальны для России, с ее огромной территорией и неравномерной плотностью населения. Поэтому особенно отрадно констатировать мощное продвижение в рейтинге вузов российских регионов. В январе 2010, начиная с выборки 3000, в число лучших университетов мира, как и в предыдущих рейтингах, входят вузы всех федеральных округов России – рис.7,8.
Рис.7. Распределение по федеральным округам российских вузов,
вошедших в 3000 лучших вузов мира в январе
Рис.8. Распределение российских вузов по федеральным округам,
вошедших в 6000 лучших вузов мира в январе
Динамика изменений в позициях регионов России в рейтинге показана в табл. 5. Очевиден рост сетевой активности вузов Южного федерального округа: по сравнению с 2007-
Таблица 5.
Распределение по федеральным округам российских вузов,
входящих в число лучших вузов мира (2007 – 2010)
Федеральный округ |
Количество вузов |
||||||||||
Июль 2007, 5000 |
Янв. 2008, 5000 |
Июль 2008, 5000 |
Янв. 2009 |
Июль 2009 |
Январь 2010 |
||||||
5000 |
6000 |
5000 |
6000 |
3000 |
5000 |
6000 |
8000 |
||||
Центральный (том числе Москва) |
59 (45) |
49 (37) |
50 (41) |
40 (33) |
55 (45) |
67 (52) |
83 (63) |
15 (13) |
50 (39) |
63 (48) |
94 (71) |
Сибирский |
18 |
18 |
19 |
17 |
24 |
23 |
31 |
8 |
17 |
26 |
37 |
Приволжский |
24 |
21 |
19 |
18 |
21 |
27 |
30 |
9 |
21 |
28 |
31 |
Северо-западный |
36 |
30 |
25 |
25 |
32 |
22 |
26 |
5 |
15 |
25 |
35 |
Уральский |
9 |
7 |
8 |
7 |
11 |
12 |
15 |
4 |
6 |
10 |
16 |
Южный |
8 |
5 |
8 |
9 |
10 |
13 |
14 |
3 |
13 |
15 |
21 |
Дальневосточный |
5 |
5 |
7 |
5 |
7 |
6 |
6 |
4 |
5 |
6 |
9 |
В последнем рейтинге, как и в предыдущие годы, следует выделить вузы Приволжского и Сибирского федеральных округов. В выборку 2000 наряду с шестью лучшими московскими вузами вошли по четыре университета Сибири (Новосибирский, Томский, Алтайский, Томский политехнический) и Поволжья (Казанский, Саратовский, Нижегородский, Самарский). С увеличением выборки разрыв между количеством московских и региональных вузов увеличивается – рис.9. Большая часть вузов Северо-западного округа находятся в Санкт-Петербурге.
Рис.9. Количество вузов российских регионов в числе лучших вузов мира:
регионы с наиболее высокими результатами - Webometrics, январь
Неплохие результаты показали Центральный, Южный и Уральский округа. Как и в предыдущих рейтингах отстает Дальневосточный округ – рис.10.
Рис.10. Количество вузов российских регионов в числе лучших вузов мира: Центральный, Южный, Уральский, Дальневосточный округа –
Webometrics, январь
Общие рекомендации по позиционированию вуза в сети
Как отметил один из идеологов проекта Webometrics Исидро Агийо в своем интервью РИА Новости[7], российские вузы занимают далеко не самые высокие места в рейтингах сайтов, потому что не умеют использовать возможности интернет-пространства. По его мнению, необходимо, чтобы российские вузы, которых сегодня более тысячи, наладили обмен информацией между собой.
С учетом возрастающего интереса к рейтингу Webometrics целесообразно еще раз представить в обобщенном виде рекомендации составителей рейтинга, неоднократно опубликованные в работах СГА[8],[9] и РейтОР[10]. Ниже приводятся основные рекомендации с комментариями Исидро Агийо:
Адрес ресурса в сети (URL-naming)
Каждый вуз должен выбрать уникальный домен для использования всеми сайтами вуза. Важно избегать частых смен домена, поскольку это негативно сказывается на видимости сайтов вуза в поисковых системах. Крайне нежелательно использование зеркальных или альтернативных доменов, даже если настроена система автоматической переадресации с одного домена на другой.
"Мы обнаружили, что многие российские университеты не воспринимают Сеть всерьез. По нашим данным, свыше 40 вузов страны имеют более одного веб-адреса. У некоторых университетов по три разных портала. Это не только ухудшает их рейтинг, но и запутывает студентов и абитуриентов", - заявил РИА Новости И. Агийо.
Создание контента (Contents: Creat).
Значимое присутствие вуза в сети возможно только за счет объединения усилий большого коллектива авторов. Необходимо участие в этой работе преподавателей, исследователей и студентов. Расширенная система авторства может действовать на нескольких уровнях:
· центральная организация отвечает за разработку инструкций и общую информацию;
· библиотеки, информационные и документационные центры и другие подобные подразделения могут отвечать за базы данных, библиографические списки и другие хранилища информации (диссертации, препринты, отчеты).
" В мире активно развиваются электронные научные библиотеки свободного доступа. Практически все издатели научных журналов мирового уровня разрешают вузам создавать такие библиотеки трудов своих авторов. Ни у одного российского университета подобной библиотеки нет", - считает И. Агийо. Он отметил, что Высшая школа экономики размещает в интернете ссылки на свежие статьи своих сотрудников, но скачать и прочитать их могут лишь те, кто имеет доступ к специальным базам данных.
· индивидуальные авторы и коллективы авторов должны создавать и поддерживать собственные страницы с публикацией и архивированием своих материалов, создавая библиотеку своих трудов
Информационный обмен не должен навязываться сверху - каждому преподавателю и ученому нужно создать доступ к личной страничке, на которой он может размещать все, что сочтет нужным, считает эксперт. "Не стоит забывать и об учащихся. Самый интересный блог, который я недавно читал, вёл как раз аспирант. Он в деталях описывал процесс создания своей диссертации и возникающие сложности", - отметил И. Агийо.
Размещение внешней информации может быть интересно для пользователей, не имеющих отношение к вузу, а также для повышения видимости сайта. Сайты конференций, хранилища информации, научные общества и их публикации, электронные журналы – все это может быть интересно любым посетителям сайта.
Конвертирование контента (Contents: Convert)
Все ресурсы вуза должны быть конвертированы в веб-страницы. Следует обратить особое внимание на конвертирование ресурсов, доступных в неэлектронном формате (например, скан). Многие вузы ведут долгосрочную запись о своей деятельности, что может быть опубликовано на страницах, посвященных истории вуза. Это может быть информация о прошедших мероприятиях и событиях, коллекции фотографий и отчеты о проведении конференций.
Взаимосвязь веб-страниц (Interlinking)
Виртуальное пространство – это гипертекстовая среда со ссылками между страницами. У сайта, содержание которого малоизвестно (из-за плохого дизайна, ограниченной информации, отсутствия переводов на иностранные языки, невысокого качества размещенных на сайте материалов), не будет достаточного количества связей с другими сайтами. Поэтому отслеживание и классификация связей с другими сайтами составляет основу мониторинга собственного сайта. Следует ожидать появления связей прежде всего от «естественных» партнеров – сайтов вузов, соответствующих тематических порталов, персональных страниц партнеров и коллег. Страницы сайта вуза должны иметь определенное влияние на образовательное и научное сообщество. Рекомендуется проверка «сиротских» страниц, на которые вообще нет ссылок.
"Пока российские вузы не заинтересованы в тесном сотрудничестве друг с другом. Они разобщены и не получают бонусов от участия в общем информационном пространстве, которое удалось построить другим развивающимся странам. Такое пространство должно охватывать не только вузы РФ, но и всей Восточной Европы - Украины, Польши, Чехии", - убежден Исидро Агийо.
Язык (Language, especially English)
С учетом глобальной аудитории Интернета версии на иностранных языках, особенно на английском, обязательны не только для главной страницы, но и для всех тематических разделов, особенно для научных материалов.
"Ни один российский вуз не соответствует нашим условным нормативам, согласно которым 30% текстов должны быть переведены на английский. При этом ваши вузы не только вывешивают мало переводных текстов, но и размещают их в труднодоступных местах, иногда совершенно оторванных от русскоязычного портала", - сказал И. Агийо.
Обогащенные файлы и файлы с медиа (Rich and media files)
Хотя html является стандартным форматом для веб-страниц, в некоторых случаях предпочтительно использование обогащенных («насыщенных») файлов в форматах pdf и doc. В некоторых областях (математика, физика) популярен PostScript, однако этот формат может вызывать затруднения в работе, поэтому рекомендуется дублировать эти файлы в pdf формате. Желательно архивировать все медиа материалы, создаваемые в сетевых репозиториях. Коллекции видео, интервью, презентаций и даже цифровых фотографий могут оказаться очень полезными в долгосрочной перспективе.
Продуманный дизайн, обеспечивающий доступ для поисковых машин
(Search engine friendly designs)
Избегайте громоздкого навигационного меню на основе Flash, Java и Javascript, затрудняющего доступ для поисковых машин. Базы данных и изменяющиеся страницы могут быть недоступны для некоторых поисковиков, поэтому вместо них (или дополнительно) следует использовать директории или статичные страницы.
Популярность и статистика (Popularity and statistics)
Важно не только отслеживать число посещений сайта, но и анализировать происхождение, распределение и причины посещения страниц сайта. Современные счётчики предлагают большое разнообразие таблиц и графиков, предоставляющих демографические и географические сведения. Однако необходимо удостовериться в наличии опции, показывающей веб-страницы, от которых исходят визиты, или поисковые слова, если визиты исходят от поисковых машин. Большое значение имеет выявление наиболее популярных страниц и директорий.
Архивация и сохранность (Archiving and persistence)
Необходимо сохранять копии всех материалов, в том числе давних или устаревших. размещенных на сайте. В некоторых случаях важная информация безвозвратно теряется, например, при изменении дизайна сайта.
Стандарты обогащения сайта (Standards for enriching sites)
Использование смысловых заголовков и мета-тегов привлекает внимание к содержанию страниц. Существует несколько стандартов (например, Dublin Core), которые могут быть использованы для добавления авторской информации, ключевых слов и других данных о страницах сайта.
Выводы
Анализ результатов российских вузов в рейтинге Webometrics позволяет сделать следующие выводы:
· Рейтинг Webometrics впервые позволяет судить о национальной системе высшего образования по всей совокупности составляющих ее университетов. Количество национальных вузов среди нескольких тысяч лучших университетов мира характеризует готовность системы к использованию информационных технологий в широких масштабах.
· С учетом фактора масштаба Россию можно причислить к числу лидирующих стран в международном рейтинге университетов. Начиная с выборки 4000, Россия входит в десятку стран-лидеров по количеству национальных вузов среди лучших вузов мира.
· Лучшие российские вузы распределены по всем регионам России, что особенно важно для обмена информацией и межрегионального общения в условиях нашей огромной страны. Начиная с выборки 3000, в число лучших университетов мира входят вузы всех федеральных округов.
· Результаты июльского рейтинга 2009 года показали небывалый рост сетевой активности российских вузов, особенно региональных. К сожалению, в январе
· Для поддержания и дальнейшего улучшения позиции России в рейтинге Webometrics разработаны практические рекомендации по организации вузовского веб-сайта, на основе предложений составителей рейтинга и сравнительного анализа показателей лучших веб-сайтов России и других стран.
[1] Салми Д., Фрумин И. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса //Вопросы образования. 2007. №3. С.8.
[2] Webometrics Ranking of World Universities. http://www.webometrics.info/index.html
[3] InternetLab .http://internetlab.cindoc.csic.es/
[4] Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. С.362
[5] Научные публикации СГА http://www.muh.ru/nauch_public_2009.htm;
О. М. Карпенко, М,Д. Бершадская. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. М: изд-во СГУ, 2009. Глава 2, с.74-100;
O.Karpenko,M.Bershadskaya,Y.Voznesenskaya. Openness and accessibility of information on the university: the results of the international ranking of the universities’ internet- sites// Proceedings of the 11th international workshop on computer science and information technologies CSIT’2009,
[6] Webometrics Ranking of World Universities. http://www.webometrics.info/index.html, top 8000.
[7] Иван Стерлигов Новости РИА www.examen.ru/main2/.../13096
[8] О. М. Карпенко, М,Д. Бершадская. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. М: изд-во СГУ, 2009. Глава 2, с.96-98
[9] О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А.Вознесенская, Н.М.Розина. Динамика развития российских вузов по оценке международного рейтинга университетов Webometrics (2007-2009). Научные публикации СГА http://www.muh.ru/nauch_public_2009.htm