МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ WEBOMETRICS:

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ИНДИКАТОРЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ

Карпенко Ольга Михайловна,

Бершадская Маргарита Давыдовна.

Современная гуманитарная академия.

plan@muh.ru

beriangr@mail.ru

Широкий охват университетов мира в рейтинге Webometrics и прозрачность результатов, публикуемых дважды в год, способствуют развитию сетевой активности большого количества вузов и позволяют судить о системе высшего образования не только по вузам-лидерам, но и по всей совокупности составляющих ее университетов.

В числе 3000 лучших университетов мира представлены вузы всех федеральных округов России. Начиная с выборки 4000, Россия по количеству национальных вузов входит в число десяти лидирующих стран.

Ключевые слова. Международные рейтинги университетов; Webometrics; система высшего образования; сетевая активность вузов; университетский веб-сайт.

В условиях стремительно растущего глобального спроса на высшее образование возрастает актуальность т рейтингов университетов мира, результаты которых не только позволяют оценить качество высшего образования, но и влияют на него в глобальном масштабе.

Признание учебного заведения на международном уровне приобретает все большее значение для вузов всего мира, для их конкуренции на рынке услуг высшего образования. «Если университет хочет быть конкурентоспособным, он не может себе позволить игнорировать необходимость получения международного признания с соответствующим статусом», - подчеркивают Д. Салми и И. Фрумин, авторы одной из наиболее важных публикаций по вопросам усиления конкурентоспособных позиций российских вузов в контексте результатов международных рейтингов[1].

Индикаторы Webometrics

Среди признанных международных рейтингов особое место занимает рейтинг Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities)[2], в котором оценка университетов мира осуществляется на основе результатов анализа вузовских веб-сайтов. Рейтинг проводится с 2004 года международной исследовательской группой "Laboratorio de Internet"[3], занимающейся изучением образовательной и научной деятельности в сети Интернет. Результаты публикуются дважды в год (январь, июль), и многие российские вузы с нетерпением ждут очередной публикации.

В отличие от других международных рейтингов университетов (британского, шанхайского, тайваньского и др.), которые сосредотачиваются на характеристиках научной элиты, проект Webometrics направлен на измерение всех сторон деятельности университетов, с ранжированием большого количества вузов мира. Цель проекта – содействовать веб-публикациям университетов, которые не только значительно дешевле печатной продукции, но имеют и более широкую аудиторию.

Высокая оценка университетского веб-сайта свидетельствует о политике поощрения  новых технологий и наличии ресурсов для их развития. Индикаторы рейтинга измеряют объём, наглядность и популярность веб-страниц университетского сайта. Особое внимание уделяется результатам научных исследований на основе информации, содержащейся в онлайновых публикациях: монографиях, диссертациях, статьях, отчетах, докладах на конференциях. Большое значение имеет информация о курсах, семинарах, практикумах, электронных библиотеках, базах данных ит.п. Учитываются  персональные страницы ученых и творческих коллективов, а также общая информация о вузе, его подразделениях и сотрудниках.

Общий показатель рейтинга Webometrics определяется суммированием взвешенных в процентах, значений четырех индикаторов:

·                 S (Size) – количество страниц, фиксируемое Google, Yahoo, Live Search, Exalead (коэффициент: 25% в 2004-2008 г.г., 20% в 2009 г.);

·                 V (Visibility) – число уникальных внешних ссылок от Yahoo (коэффициент: 50% в 2004 - 2009 г.г.);

·                 R (Rich files) – «насыщенные» файлы, представленные в форматах Adobe Acrobat (.pdf), Adobe PostScript (.ps), Microsoft Word (.doc) и Microsoft Powerpoint (.ppt); (коэффициент: 12,5% в 2004-2008 г.г., 15% в 2009 г.);

·                 Sc (Scholar) – научные материалы (документы, доклады, публикации), содержащиеся в базе Google Scholar (коэффициент: 12,5% в 2004 - 2008 г.г., 15% в 2009 г.).

Масштаб исследований Webometrics

Интерес вузов к рейтингу Webometrics в значительной степени обусловлен широким охватом университетов мира - табл.1. В январе 2010 года рассмотрено около 18000 вузов из 199 стран. Количество ранжированных вузов в 2004-2007 годах составило 4000, в 2008 – 5000, в 2009 – 6000. В 2010 г. ранжировано 8000 университетов, т.е. больше, чем британском (рейтинг газеты «Times») и  шанхайском (ARWU) рейтингах - в 40  и 16 раз, соответственно.

Практически любой вуз может добиться заметного продвижения в рейтинге Webometrics на основе анализа позиций по каждому индикатору, при соответствующем корректировании веб-политики. Усиление веб-политики вуза, в свою очередь, способствует формированию новых связей, неформальному общению между учеными и реализации инновационных разработок на основе обмена опытом и творческого содружества.

Таким образом, широкий охват университетов мира создает уникальные условия для развития большого количества вузов, анализирующих свои позиции в рейтинге. Результаты  Webometrics впервые позволяют судить о национальной системе высшего образования не только по отдельным вузам-лидерам, но и  по всей совокупности составляющих её университетов.  Количество национальных вузов в числе нескольких тысяч лучших вузов мира становится  важным показателем, характеризующим масштабность системы высшего образования и её готовность к восприятию новых образовательных технологий.

Таблица 1

Географический охват регионов в рейтинге Webometrics

Регион

Количество стран

Количество вузов

июль

2007

январь 2008/

январь  2009

январь 2010

июль 2007

январь /

июль 2008

январь /июль 2009

Январь 2010

Африка

47

47

47

514

516

512

635

Азия

45

44

45

3457

3692

3456

4964

 

Китай

Япония

Индия

Корея

         

1135

721

579

394

Европа

52

52

54

3966

4216

3988

4976

Германия

Великобритания

Франция

Россия

371

226

576

477

377

228

630

495/490

384/403

235/236

603/597

504/694

401

236

586

689

Америка

39

39

41

4991

6341/6351

6352/6337

7006

 

США

Канада

1996

195

3348

3343/3328

  203

 3301

 201

Океания

8

9

12

98

101

96

 135

Всего

191

191

199

13026

14876

14404

17716

Источники: Webometrics Ranking of World Universities. http://www.webometrics.info/about_rank.html

Данные по географическому охвату регионов в анализе " Webometrics", приведенные в табл. 1, позволяют сопоставить присутствие в интернете вузов различных стран и регионов. Количество российских вузов, рассмотренных в январе 2010 (689), составляет около 63% от 1090 высших учебных заведений, зарегистрированных в России в 2007 г.[4]. Это на 17% больше, чем в январе 2009. Тем не менее, около 37% российских вузов пока еще не имеют сайтов, соответствующих требованиям участия в рейтинге. В США количество вузов, не участвующих в рейтинге, составляет около 7%.

Позиции российских вузов в  рейтинге Webometrics (2007-2010)

В первую сотню вузов мира, включающую в 2009 - 2010 г.г. 69-70 университетов США и 15-17 европейских университетов, не входит ни один российский вуз. Во второй сотне один – это МГУ им. Ломоносова. В первую тысячу в январе 2010 г. вошли всего 4 российских вуза (в предыдущих рейтингах от 3 до 6). Стабильно входят в первую тысячу Санкт-Петербургский (СПбГУ) и Новосибирский государственные университеты (НГУ). Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) занял в 2010 г. второе место после МГУ.

С добавлением каждой следующей тысячи доля российских вузов увеличивается, в среднем на 0,5%. С учетом фактора масштаба, Россия выходит на лидирующие позиции - стабильно входит в десятку стран-лидеров, начиная с выборки 4000. На наш взгляд, это очень важный аспект лидерства, отражающий масштабность системы и её готовность к восприятию новых информационных технологий.

Мы отслеживаем позиции российских вузов в рейтингах Webometrics с июля 2007 г., с публикацией результатов анализа после каждого рейтинга[5]. Из 199 стран мира только в 10 странах количество ранжированных национальных вузов стабильно превышает 2% от числа лучших вузов мира (более 100 вузов в рейтинге 5000).  В течение всего рассматриваемого периода (июль 2007 – январь 2010) в число этих стран входит Россия – табл.2. Количество российских вузов в рейтинге 5000 составило: июль 2007 - 145 (7 место), январь 2008 –123 (9 место), июль 2008 - 130 (8-9 места), январь 2009 – 111 (10 место), июль 2009 – 170 (рекордное количество - в 1,5 раза больше, чем в январе 2009, 7 место), январь 2010 – 127 (9 место).

Таблица 2

Результаты стран-лидеров в шести рейтингах (июль 2007 – январь 2010)

Страна

Количество национальных вузов в числе лучших  вузов мира

5000

6000

7000

8000

Июль 2007

Янв. 2008

Июль 2008

Янв.

2009

Июль 2009

Янв.

2010

Янв. 2009

Июль 2009

Янв.

2010

Янв.

2010

Янв.

2010

США

1578

1870

1822

1801

1435

1650

2071

1710

1932

2181

2418

Китай

396

286

334

295

420

312

402

552

390

502

592

Япония

322

268

265

283

342

333

345

439

412

503

569

Франция

241

238

211

229

196

215

279

231

254

298

350

Германия

214

200

189

192

192

189

220

211

214

241

275

Бразилия

126

123

119

119

178

151

152

220

195

246

289

Россия

145

123

130

111

170

127

150

205

173

204

243

Великобритания

164

154

144

150

150

150

168

166

161

178

194

Тайвань

86

118

127

132

146

132

143

150

142

148

151

Канада

138

129

130

117

105

111

142

121

133

146

157

На рис.1 показано количество российских  вузов среди 1000, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 7000 и 8000 лучших вузов мира в шести рейтингах 2007 - 2010 г.г.

Как видим (рис.1), фактор масштаба в полной мере проявляется, начиная с выборки 4000 – более 2% российских вузов во всех шести рейтингах.

Из рис.1 также следует, что в июле 2009 г. было достигнуто рекордное продвижение российских вузов, по сравнению с четырьмя предыдущими рейтингами: впервые был пройден рубеж в 2% от 3000  лучших вузов; в выборке 2000 - 1,8% российских вузов. Этому соответствовало 12 место в рейтинге 2000 (рис.2), 10 место в рейтинге  3000 (рис.3) и 7 место в рейтинге 4000 (рис.4). 

Рис.1. Количество российских вузов в числе лучших вузов мира

(Webometrics, июль 2007 – январь 2010)

Рис. 2.  Распределение по странам 2000 лучших вузов мира – июль 2009

Рис.3.  Распределение по странам 3000 лучших вузов мира – июль 2009

    

Рис 4.  Распределение по странам 4000 лучших вузов мира – июль 2009

К сожалению, в последнем рейтинге (январь 2010) России не удалось удержать рекордный результат июля 2009 г.: всего 1% российских вузов оказались в выборке 2000 (16-17место) и 1,6% в выборке 3000 (13 место) – рис. 5. И только, начиная с выборки 4000, Россия входит в десятку стран-лидеров: 10-е место при выборке 4000 (рис. 6а), 9-е при 5000 (рис.6 б), 7-е – при 6000  и 8000  (рис.6в и 6г).

Рис.5. Распределение по странам 3000 лучших вузов мира

Webometrics,  январь 2010

а)

б)

в)

г)

Рис.6. Распределение по странам лучших вузов мира – Webometrics – январь 2010:

а – рейтинг 4000, б – рейтинг 5000, в – рейтинг 6000, г – рейтинг 8000

(место России среди стран-лидеров – 10, 9, 7 и 7 соответственно)

Результаты следующего рейтинга Webometrics будут опубликованы в июле 2010 г. Задача российских вузов - восстановить рекордный результат июльского рейтинга 2009 г. Ориентиром в продвижении вузовского веб-сайта могут служить значения индикаторов передовых  российских вузов, вошедших в число 2000 лучших вузов мира (табл.3).

Таблица 3

Двадцать лучших российских вузов (Webometrics, январь 2010)

Рейтинг

Наименование вуза

Позиция по каждому критерию

в мире

в стране

S

V

R

Sc

  226

1

Московский государственный университет им. Ломоносова        

260

209

301

271

  591

2

Государственный университет - Высшая школа экономики  

1179

491

1045

409

   834

3

Санкт-Петербургский государственный университет  

793

1142

677

969

  886

4

Новосибирский государственный университет  

694

911

1163

1249

  1122

5

Казанский государственный университет 

1326

1804

846

804

1123

6

Томский государственный университет  

970

2014

1672

306

1302

7

Санкт-Петербургский государственный университет  информационных технологий, механики и оптики 

1548

1464

1666

1706

1412

8

Московский физико-технический институт  

1548

1464

1666

1706

1456

9

Московский государственный институт международных отношений (университет)

1444

1926

2101

903

1479

10

Алтайский государственный университет 

2822

2513

1278

405 

1489

11

Уральский государственный университет   

1613

3032

1162

511

1475

12

Саратовский государственный университет им. Чернышевского

1425

2791

1933

876

1711

13

Национальный исследовательский ядерный университет  МИФИ 

1865

3797

1465

358

1759

14

Нижегородский государственный университет им. Лобачевского

3838

2809

1412

634

1784

15

Самарский  государственный  университет      

3536

2436

2272

655

1867

16

Южный федеральный университет  (Ростовский государственный  университет)  

2904

2212

1981

1486

1911

17

Российский государственный гуманитарный университет    

1920

1744

3451

2081

1919

18

Томский политехнический университет

1360

3591

1760

1059

1942

19

Тамбовский государственный технический университет 

1970

3654

1505

941

1952

20

Южно-Уральский государственный университет

(г. Челябинск)

1463

2322

3295

1662

В качестве комментария к табл.3 следует отметить высокий уровень показателей Sc, характеризующих объем научных исследований в вузе. Четырнадцать университетов из двадцати передовых российских вузов по этому индикатору занимают места в пределах первой тысячи, из них 5  вузов – места от 271 до 511  (МГУ - 271, Томский государственный университет – 306, МИФИ – 358,   Алтайский государственный университет  - 405,  Уральский государственный университет  - 511).

Для оценки перспектив развития вузов с такими показателями Sc заметим, что 5 зарубежных вузов с аналогичными позициями по данному индикатору в январе 2010 вошли в первую сотню вузов мира (позиции по Sc от 364 до 464)[6].  Из 200 лучших вузов мира 50 университетов имеют позиции по индикатору  Sc в пределах 270 – 695.

По трем другим показателям  российские вузы значительно отстают от зарубежных университетов: позиции по индикаторам V и R в пределах первой тысячи имеют всего 3 российских университета, по индикатору  S  - 4 вуза. Таким образом, наши слабые места – размер сайта, наличие уникальных внешних ссылок на сайт, количество «насыщенных» файлов.

Анализ результатов июльского рейтинга 2009 г. показал мощное продвижение большого количества российских вузов. В июле 2009 г.,  по сравнению с январским рейтингом того же года, улучшили свои позиции 37 из 40 первых российских вузов. При этом для 9 из них улучшение составило более 50%,  для 11 – не менее 40%, для 21 – не менее 30%, для 30 – не менее 25%. По сравнению с июлем 2007 года, отмечена положительная динамика для 36 вузов, при этом 17 из них улучшили позиции более чем на 25%.

Теперь картина иная. Девять университетов из двадцати российских вузов, представленных в табл.3, ухудшили свои позиции в международном рейтинге, по сравнению с июлем 2009, и только четыре вуза имеют положительную динамику за тот же период, с улучшением позиций не менее чем на 5%.  

Лидер по динамике продвижения веб-сайта в январе 2010 - ГУ ВШЭ, который за полгода улучшил свои позиции на 27%. Далее следуют МГИМО (8,6%), Казанский государственный университет (6,5%),  Саратовский государственный университет (6,5%),  Изменение позиций вузов с положительной динамикой показано в табл.4. По сравнению с июлем 2007 года отмечается заметное улучшение позиций у всех четырех вузов.

 

 

 

Таблица 4

Российские вузы, лидирующие по динамике развития веб-сайтов (январь 2010)

Университет

Рейтинги

Изменение позиций в январе 2010

 С точкой  отсчета

Июль

2007

Янв. 2008

Июль 2008

Янв. 2009

Июль 2009

Янв.

2010

Июль

2009

Июль 2007

ГУ ВШЭ

935

887

884

1143

812

591

27%

37%

МГИМО

2189

2161

2111

2135

1593

1456

8,6%

33,5%

Казанский  государственный

Университет

1268

1253

1609

1702

1200

1122

6,5%

11,5%

Саратовский  государственный университет 

1921

1891

1806

1884

1578

1475

6,5%

23%

Рост сетевой активности российских регионов

Основные идеи, заложенные в  проекте  Webometrics, чрезвычайно актуальны для России, с ее огромной территорией и неравномерной плотностью населения. Поэтому особенно отрадно констатировать мощное продвижение в рейтинге вузов российских регионов. В январе 2010, начиная с  выборки 3000, в число лучших университетов мира, как и в предыдущих рейтингах,  входят вузы всех федеральных округов России – рис.7,8.

Рис.7. Распределение по федеральным округам российских вузов,

вошедших в 3000 лучших вузов мира в январе 2010 г.

Рис.8. Распределение российских вузов по федеральным округам,

вошедших в 6000 лучших вузов мира в январе 2010 г.

Динамика изменений в позициях регионов России в рейтинге показана в табл. 5. Очевиден рост сетевой активности вузов Южного федерального округа: по сравнению с 2007- 2008 г.г.  количество вузов в рейтинге 5000 увеличилось  более чем в 1,5 раза.

Таблица 5.

Распределение по федеральным округам российских вузов,

входящих в число лучших вузов мира (2007 – 2010)

Федеральный округ

Количество вузов

Июль 2007,

5000

Янв. 2008,

5000

Июль 2008, 5000

Янв. 2009

Июль 2009

Январь 2010

5000

6000

5000

6000

3000

5000

6000

8000

Центральный

(том числе Москва)

59

(45)

49

(37)

50

(41)

40

(33)

55

(45)

67

(52)

83

(63)

15

(13)

50

(39)

63

(48)

94

(71)

Сибирский

18

18

19

17

24

23

31

8

17

26

37

Приволжский

24

21

19

18

21

27

30

9

21

28

31

Северо-западный

36

30

25

25

32

22

26

5

15

25

35

Уральский

9

7

8

7

11

12

15

4

6

10

16

Южный

8

5

8

9

10

13

14

3

13

15

21

Дальневосточный

5

5

7

5

7

6

6

4

5

6

9

В последнем рейтинге, как и в предыдущие годы, следует выделить вузы Приволжского и Сибирского федеральных округов. В выборку 2000 наряду с шестью лучшими московскими вузами  вошли по четыре университета Сибири (Новосибирский, Томский, Алтайский, Томский политехнический) и Поволжья (Казанский, Саратовский, Нижегородский, Самарский).  С увеличением выборки разрыв между количеством московских и региональных вузов увеличивается – рис.9. Большая часть вузов Северо-западного округа находятся в Санкт-Петербурге.

Рис.9. Количество вузов российских регионов в числе лучших вузов мира:

регионы с наиболее высокими результатами -  Webometrics,  январь 2010 г.

Неплохие результаты показали  Центральный, Южный и Уральский округа. Как и в предыдущих рейтингах отстает Дальневосточный округ – рис.10.

Рис.10. Количество вузов российских регионов в числе лучших вузов мира: Центральный, Южный, Уральский, Дальневосточный округа –

Webometrics,  январь 2010 г.

Общие рекомендации по позиционированию вуза в сети

Как отметил один из идеологов проекта Webometrics Исидро Агийо в своем интервью РИА Новости[7], российские вузы занимают далеко не самые высокие места в рейтингах сайтов, потому что не умеют использовать возможности интернет-пространства. По его мнению, необходимо, чтобы российские вузы, которых сегодня более тысячи, наладили обмен информацией между собой.

С учетом возрастающего интереса к рейтингу Webometrics целесообразно еще раз представить в обобщенном виде рекомендации составителей рейтинга, неоднократно опубликованные в работах СГА[8],[9] и РейтОР[10]. Ниже приводятся основные рекомендации с комментариями Исидро Агийо:

Адрес ресурса в сети (URL-naming)

 Каждый вуз должен выбрать уникальный домен для использования всеми сайтами вуза. Важно избегать частых смен домена, поскольку это негативно сказывается на видимости сайтов вуза в поисковых системах. Крайне нежелательно использование зеркальных или альтернативных доменов, даже если настроена система автоматической переадресации с одного домена на другой. 

"Мы обнаружили, что многие российские университеты не воспринимают Сеть всерьез. По нашим данным, свыше 40 вузов страны имеют более одного веб-адреса. У некоторых университетов по три разных портала. Это не только ухудшает их рейтинг, но и запутывает студентов и абитуриентов", - заявил РИА Новости И. Агийо.

Создание контента (Contents: Creat).

Значимое присутствие вуза в  сети возможно только за счет объединения усилий большого коллектива авторов. Необходимо участие в этой работе  преподавателей, исследователей и студентов. Расширенная система авторства может действовать на нескольких уровнях:

·       центральная организация отвечает за разработку инструкций и общую информацию;

·       библиотеки, информационные  и документационные центры  и другие подобные подразделения могут отвечать за базы данных, библиографические списки и другие хранилища информации (диссертации, препринты, отчеты).

" В мире активно развиваются электронные научные библиотеки свободного доступа.  Практически все издатели научных журналов мирового уровня разрешают вузам создавать такие библиотеки трудов своих авторов. Ни  у одного российского университета подобной библиотеки нет", - считает И. Агийо.  Он отметил, что Высшая школа экономики размещает в интернете ссылки на свежие статьи своих сотрудников, но скачать и прочитать их могут лишь те, кто имеет доступ к специальным базам данных.

·      индивидуальные авторы  и коллективы авторов должны создавать и поддерживать собственные страницы с публикацией и архивированием своих материалов, создавая библиотеку своих трудов

Информационный обмен не должен навязываться сверху - каждому преподавателю и ученому нужно создать доступ к личной страничке, на которой он может размещать все, что сочтет нужным, считает эксперт. "Не стоит забывать и об учащихся. Самый интересный блог, который я недавно читал, вёл как раз аспирант. Он в деталях описывал процесс создания своей диссертации и возникающие сложности", - отметил И. Агийо.

Размещение внешней информации может быть интересно для пользователей, не имеющих отношение к вузу, а также для повышения видимости сайта. Сайты конференций, хранилища информации, научные общества и их публикации, электронные журналы – все это может быть интересно любым посетителям сайта.

Конвертирование контента (Contents: Convert)

 Все ресурсы вуза должны быть конвертированы в веб-страницы. Следует обратить особое внимание на конвертирование ресурсов, доступных в неэлектронном формате (например, скан). Многие вузы ведут долгосрочную запись о своей деятельности, что может быть опубликовано на страницах, посвященных истории вуза. Это может быть информация о прошедших мероприятиях и событиях, коллекции фотографий и отчеты о проведении конференций.

Взаимосвязь веб-страниц (Interlinking)

 Виртуальное пространство – это гипертекстовая среда со ссылками между страницами. У сайта, содержание которого малоизвестно (из-за плохого дизайна, ограниченной информации, отсутствия переводов на иностранные  языки, невысокого качества размещенных на сайте материалов), не будет достаточного количества связей с другими сайтами. Поэтому отслеживание и классификация связей с другими сайтами составляет основу мониторинга собственного сайта. Следует ожидать появления связей прежде всего от «естественных» партнеров – сайтов вузов, соответствующих тематических порталов, персональных страниц партнеров и коллег. Страницы сайта вуза должны иметь определенное влияние на образовательное и научное сообщество. Рекомендуется проверка «сиротских» страниц, на которые вообще нет ссылок.

"Пока российские вузы не заинтересованы в тесном сотрудничестве друг с другом. Они разобщены и не получают бонусов от участия в общем информационном пространстве, которое удалось построить другим развивающимся странам. Такое пространство должно охватывать не только вузы РФ, но и всей Восточной Европы - Украины, Польши, Чехии", - убежден  Исидро Агийо.

Язык (Language, especially English)

С учетом глобальной аудитории Интернета версии на иностранных языках, особенно на английском, обязательны не только для главной страницы, но и для всех тематических разделов, особенно для научных материалов.

"Ни один российский вуз не соответствует нашим условным нормативам, согласно которым 30% текстов должны быть переведены на английский. При этом ваши вузы не только вывешивают мало переводных текстов, но и размещают их в труднодоступных местах, иногда совершенно оторванных от русскоязычного портала", - сказал И. Агийо.

Обогащенные файлы и файлы с медиа (Rich and media files)

Хотя html является стандартным форматом для веб-страниц, в некоторых случаях предпочтительно использование обогащенных («насыщенных») файлов в форматах pdf и doc.  В некоторых областях (математика, физика) популярен PostScript, однако этот формат может вызывать затруднения в работе, поэтому рекомендуется  дублировать эти файлы в pdf формате. Желательно архивировать все медиа материалы, создаваемые в сетевых репозиториях. Коллекции видео, интервью, презентаций и даже цифровых фотографий могут оказаться очень полезными в долгосрочной перспективе.

Продуманный дизайн, обеспечивающий доступ для поисковых машин

(Search engine friendly designs)

Избегайте громоздкого навигационного меню на основе Flash, Java и Javascript, затрудняющего доступ для поисковых машин. Базы данных и изменяющиеся страницы могут быть недоступны для некоторых поисковиков, поэтому вместо них (или  дополнительно) следует использовать директории или статичные страницы.

Популярность и статистика (Popularity and  statistics)

 Важно не только отслеживать число посещений сайта, но и анализировать происхождение, распределение и причины посещения страниц сайта. Современные счётчики предлагают большое разнообразие таблиц и графиков, предоставляющих демографические и географические сведения. Однако необходимо удостовериться в наличии опции, показывающей веб-страницы, от которых исходят визиты, или поисковые слова, если визиты исходят от поисковых машин. Большое значение имеет выявление наиболее популярных страниц и директорий.

Архивация и сохранность (Archiving and persistence)

Необходимо сохранять копии всех материалов, в том числе давних или устаревших. размещенных на сайте. В некоторых случаях важная информация безвозвратно теряется, например, при изменении дизайна сайта. 

Стандарты обогащения сайта (Standards for enriching sites)

Использование смысловых заголовков и мета-тегов привлекает внимание к содержанию страниц. Существует несколько стандартов (например, Dublin Core), которые могут быть использованы для добавления авторской информации, ключевых слов и других данных о  страницах сайта.

Выводы

Анализ результатов российских вузов в рейтинге Webometrics позволяет сделать следующие выводы:

·       Рейтинг Webometrics впервые позволяет судить о национальной системе высшего образования по всей совокупности составляющих ее университетов. Количество национальных вузов среди нескольких тысяч лучших университетов мира характеризует готовность системы к использованию информационных технологий в широких масштабах.

·        С учетом фактора масштаба Россию можно причислить к числу лидирующих стран в международном рейтинге университетов. Начиная с выборки 4000, Россия входит в десятку стран-лидеров по количеству национальных вузов среди лучших вузов мира.

·       Лучшие российские вузы распределены по всем регионам России, что особенно важно для обмена информацией и межрегионального общения в условиях нашей огромной страны. Начиная с выборки 3000, в число лучших университетов мира входят вузы всех федеральных округов.

·       Результаты июльского рейтинга 2009 года показали небывалый рост сетевой активности российских вузов, особенно региональных. К сожалению, в январе 2010 г. не удалось воспроизвести рекордный результат предыдущего рейтинга.

·       Для поддержания и дальнейшего улучшения позиции России в рейтинге Webometrics разработаны практические рекомендации по организации вузовского веб-сайта, на основе предложений составителей рейтинга и сравнительного анализа показателей лучших веб-сайтов  России и других стран.



[1] Салми Д., Фрумин И. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса //Вопросы образования. 2007. №3. С.8.

[2] Webometrics Ranking of World Universities.  http://www.webometrics.info/index.html

[3]  InternetLab .http://internetlab.cindoc.csic.es/

[4] Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. С.362

[5]  Научные публикации СГА  http://www.muh.ru/nauch_public_2009.htm;

 О. М. Карпенко, М,Д. Бершадская. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. М: изд-во СГУ, 2009. Глава 2, с.74-100;

 O.Karpenko,M.Bershadskaya,Y.Voznesenskaya. Openness and accessibility of  information on the university: the    results of the international ranking of the    universities’  internet- sites// Proceedings of the 11th international workshop on computer science and information technologies CSIT’2009, Crete, Greece, 2009;

O. Karpenko, M. Bershadskaya, Y. Voznesenskaya. Russian Higher Education Institutions in the Webometrics Ranking of World Universities //European Society or European Societies: a View from Russia. – Moscow-Lisbon, 2009, p.163-166.

[6] Webometrics Ranking of World Universities.  http://www.webometrics.info/index.html, top 8000.

[7] Иван Стерлигов Новости РИА  www.examen.ru/main2/.../13096

[8] О. М. Карпенко, М,Д. Бершадская. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. М: изд-во СГУ, 2009. Глава 2, с.96-98

[9] О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А.Вознесенская, Н.М.Розина. Динамика развития российских вузов по оценке международного рейтинга университетов  Webometrics (2007-2009). Научные публикации СГА  http://www.muh.ru/nauch_public_2009.htm

[10] Сайт:http://www.reitor.ru/ru/news/education_news/index.php?from11=3&vid11=28&id19=1154

Используются технологии uCoz