Фрагмент из книги:
Ильинский Игорь Михайлович. Образовательная революция. Издательство Моск. Гуманитарно-социальной академии. 2002.-592.с.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО (ГИФО) -
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ВАУЧЕРА
В правительственной программе модернизации образования говорится, что начиная с 2003-2004 годов (по итогам проводимых уже второй год экспериментов) будет определен порядок приема в вузы на основе единого государственного экзамена (ЕГЭ), который является одновременно выпускным из школы, и вступительным в вуз, и соответствующего финансирования по государственным именным обязательствам (ГИФО). Бесплатное высшее образование на конкурсной основе сохраняется, но предоставляется не «раз и навсегда»: студент должен удерживаться в соответствующей группе в ходе учебы.
Что такое «единый государственный экзамен» в масштабах России с четырьмя временными поясами, представить трудно даже в чисто организационном плане. Не нужно особо фантазировать по поводу того, насколько возрастет интерес родителей выпускников школ к этому экзамену: ведь он открывает прямую дорогу в вузы, в которых вступительные экзамены отменяются. Теперь не надо будет тратиться на репетиторство, подготовительные курсы и взятки преподавателям вузов — вся эта отлаженная система переместится в школу. Покупать надо будет не вступительный экзамен, а выпускной. Вот и вся разница. Что из этой затеи получится — никто не знает. Ответ даст эксперимент. Будем с нетерпением ждать его итогов.
Средства массовой информации буквально забиты статьями, теле- и радиопередачами по этому поводу. Мне же обе эти идеи кажутся самыми несущественными и бессмысленными — за ними в ближайшем будущем не видно ничего, кроме организационных перестроек, новых порций хаоса и административной суеты. Хотя в пользу каждой из этих идей существует своя
система аргументации. Самый сильный аргумент «за» ЕГЭ — это то, что он применяется во многих европейских странах.
Ну и что? Здесь он порождает свои проблемы, о которых почему-то умалчивают. Но тот факт, что принято решение все-таки сначала провести эксперимент, уже говорит о многом.
Свои «за» есть и у идеи ГИФО. Дело в том, что система образования плохо удовлетворяет конституционное право на образование. Из-за бедности наше государство не в состоянии выделять для вузов столько средств, чтобы учеба в них была действительно бесплатной, а образование — качественным. Из-за этого и в госвузах уже давно существует платное обучение. Но плата даже по демпинговым ценам в большинстве госвузов не по карману огромному множеству молодых людей, в том числе и тех, кто способен, хорошо учился в школе и хочет учиться дальше. Одним словом, доступность образования в России уже находится в зависимости от социальной принадлежности, благосостояния семьи, от места жительства, национальных и региональных различий, что усиливает социальное неравенство и социальную напряженность в обществе. Вступительный экзамен и плата за обучение, которые устанавливает вуз, означает, что вуз выбирает личность, а не личность — вуз. Между тем идеология либерализма провозглашает приоритет личности перед государством. Следовательно, ситуацию надо повернуть на 180 градусов. Для преодоления этого противоречия и необходимы разработка новых схем бюджетного финансирования в образовании и повышение эффективности их использования. ГИФО — один из важнейших моментов этой новой схемы. На первый взгляд — рациональный, демократичный, справедливый. Отлично учился — получи самый
С.346
дорогой ваучер; хорошо — получи хороший; за «тройку» и поощрение посредственное, А лодырничал или от природы не способен к интеллектуальной деятельности — вини себя и судьбу. Перестал стараться в вузе — и ты лишен поддержки государства. «Деньги следуют за студентом» — так называется этот принцип. Он мобилизует человека, побуждает его стараться все годы обучения.
По логике вещей введение ГИФО должно как бы само по себе, почти автоматически поднять качество образования, породить среди школьников и студентов конкуренцию, а конкуренция, в свою очередь, будет развивать и совершенствовать рынок образовательных услуг. Лучшие «гифовцы» кинутся в лучшие вузы, немногие — в «посредственные» и никто (почти никто) не пойдет в заведомо «плохой» вуз. «Плохие» вузы, таким образом, обанкротятся1, а «средние» и «хорошие» вступят в конкурентную борьбу за «гифовцев», ибо за ними следуют деньги. В итоге опять-таки должно повыситься качество образования."
По той же формальной логике вещей введение ГИФО резко укрепит «суверенитет потребителей» в том смысле, что тип и качество образовательных услуг станут активнее контролировать потребители (студенты), а также их родители, общественность, а не сами вузы, как это есть сейчас. Авторы программы модернизации предполагают, что повсеместно в вузах будут созданы
'В лексике реформаторов и даже их оппонентов часто звучит определение «ведущие» вузы. Я встречал проекты документов и публикации, в которых 600 с лишним госвузов поделены на «ведущие» (10%), «средние» (60%) и «слабые» (30%) (см.: Итоги. 2002. 9 апреля. С. 65). Не знаю, прогнозируются ли социальные последствия в том случае, если эти самые 30% (около 200 вузов) обанкротятся? Ведь это, по крайней мере, несколько сот тысяч преподавателей и сотрудников этих вузов, которые потеряют работу, более миллиона студентов, которым негде будет учиться. В целом эта ситуация заденет многие миллионы людей.
С.349.
попечительские советы, независимые службы контроля качества, станет проводиться мониторинг качества образования.
Возможно, у авторов программы реформирования образования немало и других аргументов «за» введение ГИФО. Но нелишне спросить: а кто придумал это самое ГИФО? Мы? Или в мире кто-то уже опередил нас? Если это так, то, может, стоит поинтересоваться, как обстоят дела у них?
Зная об особом интересе наших реформаторов ко всему американскому, я порылся в различных источниках, в том числе в Интернете. И не ошибся: оказалось, что идея ГИФО — американского происхождения. Ее изначальное название — «свобода образовательного выбора». Авторы российской программы реформирования лишь слегка модернизировали ее, приспособив к отечественной действительности. То, что называлось в США «ваучер», они поименовали «государственное индивидуальное финансовое обязательство» (ГИФО). И это объяснимо: слово «ваучер» столь же противно уху российского гражданина, как имена Гайдар, Чубайс. Хотя и ГИФО тоже не слишком благозвучно. Но пока еще не ненавистно...
Другая особенность: авторы программы модернизации решили ввести ваучеры в вузах России, в то время как в США это предполагалось сделать в школах. По сути же дела, ныне в России намереваются осуществить то, что в США уже с треском провалилось на уровне идеи, не дойдя даже до стадии эксперимента1.
В
'Далее в сокращенном варианте излагается содержание двух глав («Образование в США: роль государства» и «Приватизация в школьном образовании США: теория и практика»), которые подготовлены С. Л. Зарецкой и опубликованы в книге «Государство и образование: опыт стран Запада» (М., 1992. С. 14-96.).
с.350.
(The educational opportunity and equity act of 1982). Под названием свобода «образовательного выбора» были объединены планы введения ваучеров и образовательных налоговых скидок (tuition tax credit), которые исходили из того, что лучший способ обеспечить право родителей на выбор школы для своих детей состоит в увеличении их способности платить за обучение — как частное, так и государственное. Закон должен был, по мнению авторов, содействовать расширению свободы «образовательного выбора», обеспечению большего равенства в налогообложении и усилению конкуренции в школьном образовании. Это, в свою очередь, должно было приостановить тенденцию снижения качества школьного образования и повышения его стоимости.
У сторонников ваучеризации школьного образования в США были свои аргументы, общий смысл которых я изложил выше, рассуждая о достоинствах ГИФО.
Конгресс США отверг законопроект, предусматривавший установление образовательных налоговых скидок. После этого провала администрация Р. Рейгана внесла законопроект по введению ваучеров. Предваряя отчет о прошедших в 1990 году слушаниях по проблемам ваучеров, председатель соответствующего комитета А.Хокинс отметил, что ни одно из предложений по их введению не было одобрено Конгрессом. В материалах слушаний содержится резкая критика проектов ваучеров в школьном образовании США, а также теории и практики расширения «образовательного выбора» в целом.
Аргументация «против» в кратком изложении сводится к следующему.
1. В условиях сокращения федеральной помощи образованию введение ваучеров нанесет ущерб государственным школам в результате перекачки государственных средств в частные школы. Представление о том, что усиление конкуренции между школами в результате введения ваучеров само по себе приведет к улучшению системы образования, игнорирует тот факт.
что некоторые услуги (в частности, образовательные) не «вписываются» в рынок; их предоставление во многом более эффективно через государственные структуры.
2. Ожидаемое администрацией в результате введения ваучеров «здоровое соперничество» между государственными и частными школами будет происходить далеко не в равных для конкурирующих сторон условиях. Так, частные школы не обязаны принимать на учебу всех желающих и не должны отчитываться о результатах своей деятельности.
3. Система ваучеров не предоставит детям из беднейших семей реальных возможностей получения образования в частных школах, поскольку ваучер может покрыть лишь часть платы за обучение в этих школах: средний размер ваучера — 600 долларов, а плата за обучение в частной школе составляла в среднем в 1983/84 учебном году 1480 долларов; в 1989/90 учебном году медиана платы за обучение в частных школах-членах Национальной ассоциации независимых школ составляла в 3-6 классах 5100-5900 долларов, в 9-12 классах — 7200 долларов. Колебания в размерах ваучеров по штатам предлагались весьма различные, что усугубило бы неравенство возможностей получения образования. Из-за недостаточного выделения федеральных средств многие отстающие дети из бедных семей вообще не смогли бы воспользоваться ваучерами. (Многие лучшие частные школы США не принимают отстающих детей.)
4. Выбор родителями школ для своих детей ограничен неадекватностью имеющейся информации о возможностях такого выбора. Потребуется специальная огромная работа по информированию малообразованных родителей в бедных семьях (более половины бедных семей в США возглавляются лицами, не имеющими среднего образования) об открывающихся возможностях выбора школы для их детей.
5. Введение ваучеров может способствовать уменьшению числа детей из бедных семей, получающих государственную
с.352
помощь для продолжения образования. Оно может вызвать перераспределение средств от государственных школ, где высок удельный вес детей из бедных семей, к тем государственным или частным школам, где учится меньше таких детей.
6. Утверждение ваучерных планов может привести к тому, что частные школы получат государственные средства, не неся такой ответственности, которая падает на государственные школы, получающие федеральные средства.
7. Сторонники ваучеризации утверждают, что планы ваучеров направлены на восстановление «суверенитета потребителей», т. е. что тип и качество образовательных услуг будут контролировать в этом случае потребители (родители школьников), а не производители (сами школы). Но это предполагает, что потребители обладают полной информацией. Критики ваучеризации доказывают, что это нереалистичное предположение, поскольку родители, как правило, имеют возможность оценить качество обучения лишь задним числом, когда «услуга» уже приобретена. Ознакомление с условиями обучения в различных школах сопряжено с высокими издержками (посещение школ, беседы с педагогами, сбор информации). Частные школы в рекламных целях будут завышать качество оказываемых ими услуг. Поэтому выбор родителей необязательно будет оптимальным.
8. Сторонники ваучеризации полагают, что система ваучеров должна создать рынок и, следовательно, обеспечить условия для конкуренции, в результате которой лучшие школы должны занять большую часть рынка, а худшие — терять учащихся и терпеть банкротство. Противники идеи ваучеров считают, что конкуренция будет иметь пагубные последствия для учащихся и общества в целом, что система ваучеров не может обеспечить конкуренцию между школами. В частных школах обучается непропорционально большое число детей из состоятельных семей, так что введение ваучеров окажется выгодно
с.353.
богатым слоям населения. Бедные семьи даже при наличии ваучеров все равно будут не в состоянии посылать своих детей в частные школы, потому что те повысят плату за обучение. Частные школы избегают «трудных» детей (из бедных семей, представителей национальных меньшинств) ради поддержания своей репутации. Частные школы будут «отсасывать» наиболее одаренных учащихся, а это приведет к сосредоточению в государственных школах менее одаренных детей и, следовательно, к снижению качества обучения в них. Иными словами, доказывается, что если в сфере образования будут действовать принципы свободного рынка, то возникнет жестко стратифицированная система просвещения.
Эксперимент по введению ваучеров, проведенный «Рэнд корпорейшн» в Алум Рок (Калифорния), показал, что: 1) ваучеры использовали далеко не самые бедные семьи; 2) ваучеры не привели к каким-либо положительным социальным результатам или повышению качества образования; 3) при выборе школы для своих детей родители в основном исходили не из соображений, связанных собственно с процессом обучения, а из близости школ к месту проживания и этнических факторов; 4) через четыре года после начала осуществления программы введения ваучеров 25% родителей не знали о ее существовании, а многие не имели о ней достоверной информации. Как отмечает Ч. Финн (специалист по проблемам образования консервативного направления, бывший заместитель министра образования в администрации Р. Рейгана), этот эксперимент показал, что выбор родителями школы для своих детей не привел к повышению успеваемости (в частности, к улучшению навыков чтения).
Опыт проведения в 80-е годы программ по осуществлению «образовательного выбора» в государственном секторе школьного образования США продемонстрировал, что конкуренция не привела к общему повышению качества образования — в школах,
С.354 не участвующих в этих программах, ситуация даже ухудшалась, поскольку их покинули наиболее способные школьники и учителя, в них увеличилась концентрация представителей национальных меньшинств, детей из беднейших семей, отстающих школьников. Программы «образовательного выбора» стали, по сути дела, усовершенствованным методом отбора наиболее способных учеников, как показало проведенное в конце 80-х годов обследование школ Нью-Йорка, Чикаго, Филадельфии и Бостона.
Некоторые исследователи США считают, что механизм осуществления политики расширения «образовательного выбора» во многом остается неопробованным. Результаты отдельных экспериментов по практической реализации этой политики нельзя трактовать однозначно. Эксперименты в этой области были слишком немногочисленными, чтобы с уверенностью можно было сделать вывод о полной бесперспективности политики расширения «образовательного выбора» в плане, например, повышения качества образования1.
По мнению противников приватизации школьного образования, кампания по пропаганде свободы «образовательного выбора» была направлена на то, чтобы отвлечь внимание общественности от реальных проблем образования, решить которые невозможно с помощью расширения выбора, а концепция свободы «образовательного выбора» используется для оправдания стремления сократить государственное финансирование школьного образования.
Интересно бы знать, почему авторы российской программы реформирования образования игнорируют все эти аргументы?
1 Эксперимент по введению ваучеров в США был оценен в 3,2 млрд долларов. Система ваучеров представляется авторам доклада менее приемлемой, чем образовательные налоговые скидки или существующие конституционные методы помощи учащимся частных школ.
С.355 Или мы богаче США? Или мы хотим вновь стать площадкой для грандиозного эксперимента, на который не решаются даже богатые и привыкшие к риску американцы?
Вновь подчеркиваю: в России ваучер внедряется не в школах, а в вузах, где образование стоит в несколько раз дороже. Разброс стоимости весьма велик и зависит от специальности и престижа вуза. Так, если в среднем по России бывший первый зам. министра образования РФ В.М.Жураковский называл цифру более 3 тыс. долларов в год, то ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничий стоимость обучения в своем вузе определяет в 20 тыс. долларов. Наши расчеты показывают, что дать более или менее качественное образование в гуманитарном вузе дешевле, чем за плату 1100-1300 долларов в год, невозможно, хотя оптимальная оплата находится в пределах 2000-2200 долларов.
Теперь зададимся вопросом: сколько же стоит ваучер в России? Решает ли он проблему доступности высшего образования? Приказом министра образования РФ от 25 марта
Выходит, что ни в коей мере. В любом случае владелец даже самого «дорогого» ваучера стоимостью в 300 долларов должен доплатить за обучение весьма и весьма значительную сумму. Кстати, деньги по ГИФО будут «приходить в вузы за студентами» только на зарплату и стипендии, а коммунальные расходы, например, будут покрываться прежним порядком.
Все ли отдают себе отчет в том, что без ЕГЭ-ГИФО у малообеспеченного, но умного и знающего абитуриента был шанс поступить на бесплатное отделение, а теперь платить придется
1 Бюллетень МО РФ. 2002. №6. С. 59.
С.356 всем абсолютно? Платное обучение в госвузах остается таковым, как и было, а поступившие на бесплатное и принесшие вузу свое ГИФО, станут доплачивать. Этот момент почему-то аккуратно затушевывается. Кто будет не способен доплачивать, тому придется выбирать все тот же «средний» или «слабый» вуз.
Думаю, что ГИФО надо рассматривать не иначе, как механизм банкротства вузов, которые государство не в состоянии «прокормить»; как новое оружие в войне с учебными заведениями, которые не способны обеспечить себе самостоятельно достойный уровень существования и давать приемлемое качество образования. Закрыть госвуз может только тот, кто его открыл, — государство. Пойти на такой шаг, да еще в массовом порядке, — значит сознательно спровоцировать забастовки преподавателей и студенческие беспорядки. Введение ГИФО — это способ запуска процесса «внутривидовой борьбы», в которой должен победить сильнейший. Основная часть «сильнейших» уже исторически сложилась, остальных назначат. Результат тот же самый, но видимость иная: никто никого не «убивал» — сами «ушли из жизни» (закрылись). Надо понимать, что это также не что иное, как передел рынка образовательных услуг, предполагающий устранение слабых «игроков». Немалый интерес представляет и их собственность.
Но выиграет ли от этого общество, российское образование, молодой российский гражданин со всеми конституционными и законными правами, потенциальные студенты, количество которых в России существенно сократится? Теоретическая, и особенно гуманитарная, составляющая база ГИФО мне до конца так и не понятна. Кажется, что реформаторы вновь действуют по привычной схеме: «Есть идея. Давайте попробуем...» Но сколько истины в этой идее?