Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. \Серия «Компетеньностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып.2. – Самара, изд-во Профи, 2002.-92с.
Приложения к модулю «ПОРТФОЛИО»
Приложение 1.
С. Дж. Пейп, доктор философии, США, М. Чошанов, доктор педагогических наук, Россия
Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся
Более 75 лет понадобилось американским ученым-педагогам и учителям- практикам, чтобы на пороге XXI века сделать простой, давно уже известный их российским коллегам вывод: результаты стандартизированных тестов не отражают реального уровня обученности и дают одностороннюю картину способностей обучаемых. Они наконец-то поняли, что стандартизированные тесты (с выбором ответа из нескольких предложенных) выхолащивают основную суть процесса обучения, превращая его в обычную лотерею: угадал - не угадал.
Вместо полноценного процесса формирования знаний и умений основная цель обучения в американских школах сводилась к серии тренингов по подготовке к очередному тесту. Тесты не приносили особой пользы ни учащимся, ни учителям. Учащиеся знали лишь итоговый балл, оставаясь в неведении о типах и причинах ошибок, допущенных в тесте. А учителя не получали необходимой информации о том, как учащийся обосновывал ход решения задачи, какие приемы эвристики он при этом использовал, рационально ли он решал задачу, адекватен ли был ход решения задачи полученному результату, осуществлялась ли проверка решения и т.д.
С середины 80-х годов в педагогике США объявлен, выражаясь языком лозунгов, бой тестам. Однако это далеко не означает, что в школах и университетах все разом прекратили использовать стандартизированные тесты. Надо признать их поразительную живучесть. Но процесс пошел: начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений. Одной из них и стали учебные портфолио. Что же это за форма? Что она включает в себя? И каковы ее преимущества и недостатки?
Основной смысл: показать все, на что ты способен
В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций...), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио, как:
• коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами; с. 81
• выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
• форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
• антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Многими авторами конечная цель компоновки учебного портфолио сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.
Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку.
Основная задача: проследить динамику учебного прогресса
Во-первых, нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио; это полностью зависит от конкретного учителя, группы учителей или методической комиссии. Во-вторых, практика показывает, что есть так называемый открытый «прейскурант», из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряются новые элементы. В- третьих, состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету. Если это, например, обучение математике с конкретно сформулированными целями, такими, как развитие математического мышления и прикладных математических умений, формирование умения решать задачи, то в учебное портфолио могут быть включены следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности:
во-первых, работы самого учащегося - как классные самостоятельные, так и домашние. Затем прикладные математические проекты (как индивидуальные, так и групповые); решения сложных занимательных задач по данной теме (на выбор учащегося), решения задач и упражнений из учебника, выполненные сверх учебной программы; математическое сочинение по сложным вопросам данной темы; математический реферат с историческим содержанием, наглядные пособия по данной теме, настенные материалы, модели; копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимся по данной теме; математическая автобиография учащегося; математический дневник; работы над ошибками, выполненные в классе и дома; задачи, составленные самим учащимся по данной теме; оригиналы, фотографии или зарисовки математических моделей и объектов по данной теме, сделанные учащимся или группой учащихся; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных по данной теме; графические работы, выполненные по данной теме; описания экспериментов и лабораторных работ учащимся (выполненных как индивидуально, самостоятельно, так и в малой группе); варианты работ, выполненные учащимся в парах или в процессе взаимообучения; аудио-, видеокассеты с записью выступления учащегося по данной теме на уроке (школьной конференции, семинаре...); листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается;
82
работы из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых учащийся использовал свои знания и умения по данной теме; лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения данной темы, уровень реального достижения и описание причин в случае недостижения целей; копии работ учащегося, выполненные в математических кружках, на разного уровня математических турнирах и олимпиадах, имеющих отношение к данной теме, и копии электронных записок, которыми он обменивался с одноклассниками, учителем и др. при выполнении проектов и творческих заданий; дипломы, поощрения, награды по данному предмету.
Во-вторых, в портфолио входят заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся на уроках математики; описание интервью, бесед учителя с учащимся; листы проверок учителя с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, уровень и качество выполнения самостоятельных и контрольных работ); копии записок учителя родителям учащегося, другим учителям и т.д.; лист оценок и комментариев учителя по работам учащегося; математическая характеристика, включающая как количественные результаты, так и качественные показатели учебно-познавательной деятельности учащегося; отзывы других учителей, школьной администрации, одноклассников, родителей, общественных организаций и др. о данном школьнике.
Очевидно, что приведенные выше пункты далеко не исчерпывают состав возможного учебного портфолио, но они дают более или менее полное представление о том, что может быть включено в него. Как видите, включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данной теме (разделу, предмету). Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента: сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов; самоанализ и взгляд в будущее. Это придаст учебному портфолио упорядоченность и удобность в пользовании потенциальными читателями (учителями, одноклассниками, родителями, представителями школьной администрации и др.). Внешне учебные портфолио могут быть оформлены в виде специальных папок, картотек, небольших коробок для хранения бумаг и т.п. Здесь полный простор для инициативы учителя и учащихся. Единственное требование - удобность в хранении.
Опыт применения этой формы оценки показывает, что целесообразно использовать два вида учебного портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В первое - рабочее - учащийся складывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по данной теме, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражают его усилия и прогресс в обучении. Он также может делать специальные отметки на полях отдельных работ, например, в случаях, если хочет выделить ту или иную свою работу: «самая удачная моя работа», «моя любимая статья по данной теме», «моя любимая задача» и т.д. Самостоятельно отобранные в оценочное портфолио работы учащийся отмечает в правом верхнем углу буквой «У», что означает - отобрана им самим. После этого аналогичную процедуру
83
осуществляет учитель: из рабочего портфолио он дополнительно к необходимым элементам отбирает те работы, которые он считает оригинальными, интересными и заслуживающими достойной оценки. Свой выбор учитель обозначает буквой, например, - «П» (выбор преподавателя).
Оценивается как по качеству, так и по количеству
Этот вопрос достаточно сложен. Во-первых, потому, что возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума элементов, включаемых для оценки. Во-вторых, потому, что возникает проблема распределения «веса» оценки между различными элементами портфолио: какой элемент более значим в общей оценке, какой - менее весом? В-третьих, потому, что возникает противоречие между направленностью портфолио на качественно- количественную оценку и требованием школьной администрации «все переводить в стандартную количественную отметку».
В качестве возможного варианта решения этой проблемы приведем фрагмент опыта учителей математики штата Вермонт (США). Содержание учебного портфолио с целью оптимизации процесса их оценки рекомендуется разбить на следующие категории:
• обязательные: промежуточные и итоговые письменные самостоятельные и контрольные работы;
• поисковые: выполнение сложных проектов (как индивидуальных, так и в малых группах), исследование сложной проблемы, решение нестандартных задач повышенной сложности;
• ситуативные: приложение изученного материала в практических ситуациях, для решения прикладных задач, выполнения графических и лабораторных работ;
• описательные: составление математической автобиографии, ведение математического дневника, написание математических рефератов и сочинений;
• внешние: отзывы учителей, одноклассников, родителей, а также проверочные листы учителя.
Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам внутри каждой категории. Примерное распределение общей оценки может выглядеть следующим образом: обязательная категория - 40%, поисковая - 30%, ситуативная -15%, описательная - 10%, внешняя - 5%. Вполне очевидно, что в каждом конкретном опыте приведенные выше категории и процентное распределение общей оценки будут варьироваться. Наша задача в данном случае заключается в том, чтобы задать ориентир и показать примерный вариант того, как это делают на практике учителя (в данном случае - учителя математики штата Вермонт).
Важную роль в системе оценки учебных портфолио играют критерии, которые непосредственно отражают основные цели обучения данному предмету. Так, в описываемом опыте такими критериями являются:
• развитость математического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
• сформированность умения решать задачи и доказывать теоремы;
84
- сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.д.);
- развитость коммуникативных математических умений (умение работать в малых группах, умение выступать с математическими докладами);
- сформированность письменного математического языка, умение четко и аргументированно излагать свою мысль;
- грамотность в оформлении решений задач и доказательств теорем, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.;
- сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей...).
Четыре уровня итоговой оценки
Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии. Здесь так же, как и в случае с процентным распределением общей оценки, нет жестких рецептов, а, напротив, есть простор для творческой инициативы и педагогической импровизации. С точки зрения итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему.
Самый высокий уровень. Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося по уровню развития его математического мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.
Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные математические знания и умения учащегося, но, в отличие от предыдущего, в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент в оформлении.
Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого математического мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке математики (как устном, так и письменном).
Слабый уровень. Портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о математических способностях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.
85
В американской системе оценки приведенные уровни учебных портфолио соответствуют следующим количественным отметкам:
- самый высокий уровень- А (отлично);
- высокий уровень - В (хорошо);
- средний уровень - С (удовлетворительно);
- слабый уровень - D (неудовлетворительно).
Преимущества и недостатки
Основные преимущества учебного портфолио мы постарались раскрыть по ходу изложения материала статьи.
Во-первых, в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, учебное портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
Во-вторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно- познавательной деятельности.
В-третьих, поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
В-четвертых, учебное портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
В-пятых, учебные портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
В-шестых, учебные портфолио легко интегрируются в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.
Остановимся на основных недостатках учебного портфолио. Оппоненты видят их прежде всего в том, что внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. Не будем спорить, безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс.
Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и в конечном счете формируют новое понимание самого процесса обучения.
Проблема учебного времени: портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки. Еще, по мнению противников, отсутствует четкая ориентация в оценке, что важно оценивать: глубину или широту знания, количество или качество знания. А нечеткость в определении состава и объема портфолио, считают они, порождает волюнтаризм в оценке учебных достижений. К недостаткам относят высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки
86
элементов состава портфолио и трудоемкость процесса их проверки и оценки. Возникают чисто организационные трудности, связанные с необходимостью дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио.
Не будем спорить, безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.
87