ЕГЭ: что в имени твоём?
Постоянные читатели газеты уже знают, что название ЕГЭ состоит из начальных букв слов “единый государственный экзамен”. Инициированный решением Правительства РФ, этот экзамен уже захватил внимание педагогической общественности, детей и родителей. В общем, всей страны. Хотя истинные цели, смысл и методические контуры этой сомнительной новации всё еще не озвучены каким-либо внятным образом.
Настораживает, что немало говорят о предполагаемых преимуществах новшества, упорно умалчивая при этом о его недостатках и зримых, уже сейчас, отрицательных последствиях. Например, правительство сейчас считает ЕГЭ видом итоговой государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, как бы не замечая при этом множество нарушений, которые происходят сейчас при её проведении. Но вот лишь небольшой фрагмент из официального документа, приказа № 2682 Минобразования: “Нарушался порядок допуска выпускников к итоговой аттестации… Пакеты с аттестационными материалами вскрывались… ранее установленного срока. Имели место необоснованное завышение или занижение оценки аттестационными комиссиями, что явилось причиной создания конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях. Отметки подчищались и исправлялись, не соответствовали отметкам в аттестатах и в личных делах выпускников. В классных журналах допускались исправления полугодовых и годовых отметок”.
Отсюда вопрос. Скажите, читатель, Вы лично верите в заверения, что ЕГЭ, будучи видом подобной "государственной" аттестации, избежит отмеченных недостатков, и что он будет состоять из одних только достоинств? Не говоря уже о том, что надо подготовить необходимую правовую основу его проведения, написать программу этого важного социально-образовательного эксперимента, обсудить её с педагогическим сообществом, заинтересовать этой программой педагогов и родителей, общественные организации, не исключая и детей.
Далее потребуется наладить формы общественного контроля, устранить недостатки существующей "аттестации", обеспечить систему сохранности информации. А это имеет прямое отношение к информации об интеллектуальных ресурсах страны и к обеспечению национальной безопасности России. И, наконец, создать, полноценные тесты. И только затем начинать тратить деньги налогоплательщиков на такие невнятно сформулированные идеи, как, например, борьба с коррупцией; и это в условиях, когда принятие закона о коррупции тормозится уже много лет.
Единый, в подлинном смысле этого слова, общий для всех экзамен, позволяющий аттестовать выпускников школ и абитуриентов вузов, практически невозможен при отсутствии в стране подлинно научной системы адаптивного тестирования. Недавно промелькнуло сообщение о введение трёх уровней и трёх форм “единого” экзамена. Жаль, не добавлено - почему три уровня ЕГЭ, а не пять, десять или двадцать? И как методически обеспечивается единство экзамена, составленного из уровней, несопоставимых по трудности? Не говоря уже о вариантах такого странного, и страшного феномена, как "государственные" тесты.
А ведь этот экзамен, который на самом деле обещает быть тестированием, уже объявлен государственным. Хотя ни одно демократически ориентированное государство не вправе воздвигать барьеры перед своими гражданами. Что запрещает и Конвенция ЮНЕСКО. Теперь понятно, почему в выступлениях чиновников минобразования стали появляться слова о едином национальном экзамене. Тогда вместо ЕГЭ получится ЕНЭ. Это легче сказать, чем сделать. Особенно, если создавать подлинно национальную, т.е. общественно-профессиональную (при поддержке государства) и независимую систему оценивания уровня качества образования. Но нынешний высокий уровень бюрократизации образования не позволит это сделать.
Экзамен, как традиционная и трудоёмкая форма контроля вообще не эффективен при решении масштабных задач. Для этого больше подходят научно-обоснованные тесты. Но за десять лет коммерческих экспериментов потрачено много бюджетных средств, а полноценных тестов практически нет. Совсем недавно нам пообещали, с высокой трибуны, взамен тестов “тестообразные материалы”. Не смейтесь. Это показатель прогресса нашей власти, столкнувшейся, наконец, с бездной тестологических проблем. Раньше такие материалы просто назвали бы тестами. Но теперь общественность подготовлена. Прав был древний мудрец Лао Цзы: всё труднее становится управлять, потому что народ просвещается, и в нем много умных.
Итог. ЕГЭ, на поверку, оказывается не единым, не государственным, и не экзаменом. А чем он является? Скорее всего, метафорой, открывающей дорогу к безграничной коммерциализации и приватизации образования.
Похоже, что в деле реформирования образования опять начали не с того конца. Подлинное реформирование образования должно было начинаться со стимулирования оплаты труда учителей школ и преподавателей вузов. Как отмечалось в недавнем постановлении II Пленума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, уровень оплаты остаётся беспрецедентно низким. И вообще, можно ли верить реформам, если в них нет места учителю и профессору? Нельзя, потому что это будет не реформа, а политика, далеко не лучшая.