4. Интервью журналу "Университет и школа"

О едином государственном экзамене:
Это и не тест, и не экзамен...

Вопрос: может ли ЕГЭ быть успешным?

Ответ: ЕГЭ не может быть успешным ни в нынешнем, ни в каком-либо другом виде. Каковы реальные основания для такого пессимистического прогноза, спросите вы? Мой прогноз, напротив, оптимистический, если уточнить, о каком "успехе" мы говорим.

Говорят, ЕГЭ - это успех в обеспечении равного доступа выпускников городских и сельских школ к качественному образованию. Но посмотрите на правительственный вариант программы модернизации образования РФ до 2010 года. Там обещания обеспечить равный доступ уже нет. Его просто вычеркнули за ненадобностью. Посмотрите на реальные (а не пересчитанные в высоких кабинетах) результаты первого этапа "эксперимента" по ЕГЭ, и вы поймете всю глубину пропасти, в которую катится российское образование, если ЕГЭ будут проталкивать с таким же упорством. На дне этой пропасти - ухудшение качества образования, крушение надежд миллионов молодых людей, еще больший виток коррупции, безотчетная перекачка денег из бюджета для разработки ненужных контрольно-измерительных материалов. Только не путайте эти неизвестные в нормальной науке КИМ'ы с тестами - нет ничего общего. Задания в отдельности могут быть и корректными, но в сумме они не составляют теста. КИМ'ы не защищены тестовой технологией, теорий педагогических измерений, что и объясняет их естественную непригодность для массового контроля подготовленности. Никто не знает, что и с какой точностью они измеряют. То, что опубликовано, в лучшем случае вызывает улыбку. Возьмите математику. Там, по логике ЕГЭ, ставятся две оценки: первая - выпускная - оценка ставится за знание курса "Алгебры и начал анализа" 10-11 классов. А у поступающих в вузы проверяют еще знание курсов математики 5-6 классов, алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов. Хотя на самом деле могло бы быть и наоборот, если даже держаться этой ошибочной и вредной логики.

Утверждают, что ЕГЭ стимулирует лучшую подготовку учащихся к экзамену. Стимулирует. Но подготовку к ЕГЭ, а не к освоению избранной образовательной программы, - для этого поступающим в различные вузы пришлось бы сдавать разные тесты. Прием в вузы - это проблема профессионального отбора на различные специальности высшего профессионального образования. Кто поверит в возможность определить с помощью ЕГЭ, кому и где учиться, по какой профессии?

ЕГЭ проводят без участия вузов, что нарушает статью закона об автономии вузов. А это означает, что по итогам некачественного ЕГЭ вузам навяжут таких абитуриентов, учить которых нищая профессура хорошо не сможет, да и не захочет. Остается одно средство - масштабные отчисления. И никто не сможет помешать отчислению из вузов тех, кто пришел учиться к ним не через платные подготовительные отделения, а через ЕГЭ.

Рухнут надежды молодежи и на бесплатное образование: не хватает баллов по некачественным ЕГЭ - плати, тем больше, чем меньше баллов. По некоторым прогнозам, следствием введения ЕГЭ и ГИФО должно стать резкое сокращение числа вузов, чуть ли не в четыре раза. И это при мировой тенденции расширения образования! Разве это не будет способствовать разочарованию в политике Правительства РФ? В Великобритании вообще поставлена задача дать высшее образование каждому третьему гражданину.

То, что ЕГЭ измеряет не способности к освоению образовательных программ, а неизвестно что и как, может быть установлено на первом же судебном процессе. Для этого достаточно определить стандартную ошибку измерения на ЕГЭ. Если она составит плюс-минус 10 баллов (а это очень вероятно), то о чем говорить? Вопрос: кто будет платить пострадавшим за нанесенный психологический, социально-профессиональный и моральный ущерб? Неужели опять государство?

Утверждают, что ЕГЭ поможет борьбе с коррупцией. Разработчики эксперимента по ГИФО пришли к выводу, что коррупция в сфере образования ежегодно выкачивает из населения до 30 миллиардов рублей. На недавней международной конференции по борьбе с коррупцией, где я присутствовал, говорилось, что коррупция в сфере российского образования усилилась: по масштабам она теперь вышла на второе место после таможни. На третье место зарубежные эксперты относят налоговые органы. В моем выступлении говорилось, что правильнее было бы ставить вопрос не столько о борьбе с коррупцией, сколько о преодолении её системой таких решений и мер, которые просто исключали бы её на корню. Например, вместо КИМ'ов начать, наконец, разработку качественных тестов, и делать это при участии и под контролем общественных профессиональных объединений. Сейчас разработкой КИМ'ов (вместо тестов) руководят министерские чиновники. Это, оказывается, их научная разработка. Назовите, кто сейчас в состоянии объяснить большим начальникам из Минобразования их научные заблуждения? Только чиновник самого высокого ранга.

Есть простое определение коррупции - это приватизация власти. В результате приватизации власть функционирует в интересах не государства, а тех, кто платит за услуги, совершаемые чиновниками от имени государства. Макс Вебер называл это присвоением чиновниками функций государства.

Что же имеет смысл сделать сейчас, когда эксперимент по ЕГЭ уже идет?

Первое - открыть все полученные учащимися исходные баллы по ЕГЭ (до перевода их в пятибалльную и стобалльную шкалу) для научного анализа. Сделать и опубликовать подлинные научные и финансовые отчеты. Пусть сами разработчики покажут меру погрешности баллов ЕГЭ - а это обязательный этический принцип при тестировании. Имел ли кто-нибудь возможность прочитать где-нибудь научную программу этого "эксперимента", что-либо о его гипотезах, плане, методах, об ожидаемых результатах? Или, например, о подходах к интерпретации и к применению результатов для улучшения качества образования в стране? Не говоря уже о расходах и источниках финансирования. Надо, наконец, обязать разработчиков - ЕГЭ-ведов напечатать их концепции и гипотезы для общественного обсуждения, просчитать отрицательные последствия ЕГЭ. Решить вопросы адаптации, дальнейшей учебы и трудоустройства тех, кто по ЕГЭ не проходит в вузы.

ЕГЭ существует до тех пор, пока на него есть деньги, выделяемые данным составом Правительства РФ. Фактически единый экзамен продавливается силой, нередко путем давления на территории. ЕГЭ сейчас проводится как правительственный эксперимент. Правительству же должно быть неловко за проведения этого социального действа без одобренной парламентом научно обоснованной программы.

В ЕГЭ соединились власть и деньги, за вычетом науки о педагогических измерениях.

Опубликовано ж. "Университет и школа" №1-2, 2002, стр. 26-27

Новая редакция 19 марта 2007 г.

 
 
 


Используются технологии uCoz