Загвязинский В.И. Фрагмент о ЕГЭ. Из доклада: «Наука и реформирование современного российского образования» // Педагогический профессионализм в современном в современном образованию. Материалы VI Межд. научной конференции, 17-20 февраля
Федеральное Министерство образования и науки проявляет завидную энергию и настойчивость по введению Единого государственного экзамена как унифицированной и единственной формы аттестации выпускников средней школы и вступительного экзамена в средние и высшие учебные заведения…
Семь лет продолжалось постепенное внедрение ЕГЭ с многочисленными поправками, усовершенствованиями контрольно-измерительного аппарата, не изменяющими его существа. Министерские работники считают это время экспериментальной апробацией ЕГЭ. На деле же происходило его административное внедрение. Никаких научно достоверных измерений и оценок эффективности ЕГЭ не проводилось, альтернативные варианты вообще не изучались.
Многочисленные оценки и обращения ученых, указывающих на несостоятельность ЕГЭ, оставались без ответа. Главный порок ЕГЭ заключается в том, что весь измерительный аппарат его направлен на фиксирование «остаточных» знаний и типовых умений.
Основной продукт обучения, воспитания и развития - способности, нравственные и жизненные ориентиры, творческое развитие, гражданская зрелость выпускников, их готовность к самореализации - ЕГЭ практически не охватывает или отражает только косвенно. ЕГЭ ориентирует школу на ЗУН-концепцию, на заучивание и типовые способы деятельности, т. е. ориентирует ее на вчерашний день и давно прошедший этап ее развития, абсолютно не соответствующий ни современным, ни, тем более, перспективным требованиям к образованию, ни новым образовательным стандартам. Зато этот способ удобен чиновникам для сравнения результатов (весьма частичных и относительных), а это, в свою очередь, вызывает рецидив погони за лучшими формальными результатами, что напоминает давно осужденную процентоманию.
К тому же изобретено много способов фальсификации результатов ЕГЭ и, самое главное, выявилась его явная несостоятельность как единственного критерия при отборе абитуриентов высшей школы….