3. Централизованное тестирование лучше ЕГЭ
Публикация в сборнике тезисов докладов Название первого направления конференции: "Массовые процедуры тестирования в России - централизованное
тестирование (ЦТ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ): проблемы развития,
возможности, эффективность", представляет широкие возможности для
научной дискуссии. 1. В русском языке понятие
"процедура" ассоциируется с оформлением какого-либо дела, или с
лечебным мероприятием. ЦТ же правильнее определить как форму деятельности
государственного органа по эффективной и технологической оценке
подготовленности выпускников школ и абитуриентов вузов. Из этого
сопоставления легко вывести, что ЦТ не является процедурой. В других странах
тестированием занимается не государство, а независимые
общественно-профессиональные корпорации типа ETS. Это же название сваливает ЦТи ЕГЭ в один мешок. Знаня умонастроения чиновников, вряд ли это сделано случайно. Если ЦТ имеет шанс превратиться в настоящее тестирование в светлом будущем, то ЕГЭ не имеет. Этим смешением нам внушают, что ЕГЭ - процедура
"тестирования", способная "развиваться". Но это не так.
Потому что ЕГЭ и т.н. контрольно-измерительные материалы (КИМ'ы) - совсем не
тесты. И никогда таковыми не станут, сколько бы на них не потратили денег.
Потому что они основаны на ошибочной идее возможности эффективного измерения
выпускников школ и абитуриентов вузов одним набором заданий. Две достоверно
различающиеся генеральные совокупности для точных измерений и
профессиональных решений требуют большего числа тестов. 3. ЦТ лучше ЕГЭ также в финансовом и в
правовом отношениях. ЦТ прибыльно, ЕГЭ затратно-убыточно. ЕГЭ началось на деньги Мирового банка и продолжается безотчётно за счёт бюджета. Безнадежное качество КИМ'ов делает их негодными для
решений о распределении т.н. "ГИФО", что и показала последующая практика.. Опыт США показал, что низкое
качество методов влечет за собой серию проигрышных судебных разбирательств.
Кто будет платить потерпевшим от негодных КИМ'ов? Неужели государство? ЦТ добровольно, ЕГЭ принудительно. С
юридической точки зрения ЕГЭ нарушает автономию вузов, установленную Законом.
"Государству следует всегда помнить, - писал В.Гумбольдт, - что оно не
может и не должно подменять университеты в их деятельности; каждый раз
вмешиваясь, оно создаёт препятствия". 4. Утверждают, что ЕГЭ улучшит образование в
школе. Но вот мнение главного разработчика государственных образовательных
стандартов В. Фирсова: "никаких проблем школы ЕГЭ не решит…".
Утверждают также, что ЕГЭ улучшит высшее образование. На самом деле, все
наоборот: введение ЕГЭ в его нынешнем системно-конфликтном варианте разорвет
устоявшиеся комплексы "школы-вузы", подорвет и без того ухудшающееся
качество образования. Вот почему Правительство Москвы не согласилось на
проведение такого рода "эксперимента по ЕГЭ" в столице. 5. Считается, что ЕГЭ решит проблему
справедливого приема в вузы, особенно в столичные. Это невозможно с
метрической точки зрения, ввиду заметного разрыва в уровне подготовленности
обычных школьников и абитуриентов вузов. Утверждают также, что ЕГЭ переборет
коррупцию. В условиях отсутствия (блокировки) Закона о борьбе с коррупцией? 6. Считают, что у ЕГЭ есть противники. Это
заблуждение. Единственный противник ЕГЭ - это он сам, с присущей ему
совокупностью признаков: Чем скорее признают непригодность - по этим
признакам - нынешней модели ЕГЭ, тем лучше для всех. 7. В ЕГЭ заложена необоснованная претензия на
методический универсализм. В теории профессионального отбора давно
утвердилась мысль о невозможности создания такого универсального метода,
пригодного для отбора во все вузы. Посредством ЕГЭ государство претендует на
создание подобного метода. Стране же, наоборот, нужны сотни независимых
центров тестирования для профессионального отбора абитуриентов на сотни
различных профессий. Прав был известный русский социолог Питирим Сорокин: -
"Чем культурнее и солидарнее общество, тем менее оно нуждается в
государственном вмешательстве". 8. ГИФО, в сцепке с ЕГЭ, имеют главной целью
тотальную коммерциализацию образования. Вопреки тому, что открыто заявленная
основа нашей государственной политики - это бесплатное образование.
Получается, что вместе с ЕГЭ в России возникла и активно проталкивается
альтернативная государственная политика, сконцентрированная в КИМ'ах и ГИФО? Опубликовано в
газете "Новости образования", №26-27, 2002., с.3. |
||