Резолюция
Всероссийской конференции “Единый государственный экзамен в российской системе образования” 27-28 января 2006 г. город Москва
Во Всероссийской конференции “Единый государственный экзамен в российской системе образования”, состоявшейся 27-28 января 2006 года, приняло участие 114 человек из 18 регионов Российской Федерации.
В состав участников вошли:
• представители региональных органов исполнительной власти в лице руководителей и заместителей руководителей департаментов, комитетов и министерств образования;
• руководители региональных центров тестирования и государственных экзаменационных комиссий;
• ректоры и проректоры вузов;
• директора средних общеобразовательных школ;
• заведующие кафедрами и профессора вузов;
• академики Российской Академии Образования;
• депутаты Государственной Думы РФ;
• сотрудники Федерального центра тестирования;
• ректоры вузов из стран СНГ;
• руководители общественных организаций;
• представители родительской общественности;
• журналисты.
Столь представительный состав участников конференции говорит об огромном интересе всего образовательного сообщества к проблеме, именуемой “единым государственным экзаменом”.
В ходе обсуждения были высказаны различные точки зрения на данную проблему в системе образования Российской Федерации.
В первую очередь экспертов и специалистов волнует то, что проводимый Минобрнауки России эксперимент по внедрению единого государственного экзамена не дал заявленных его разработчиками в первоначальной концепции результатов.
Поэтому сегодня нельзя с достоверностью сделать выводы ни о повышении доступности высшего образования, ни о повышении качества образования, ни о совершенствовании управления системой образования.
Это подтверждается тем фактом, что постановлением правительства РФ от 29 декабря 2005 года № 830 Минобрнауки России предложено данный эксперимент продолжить и в 2006-2007 годах.
Подобное положение сложилось в результате того, что изначально эксперимент по внедрению единого государственного экзамена проводился с грубейшими нарушениями требований, предъявляемых к научным экспериментам. О чем шла речь и на Парламентских слушаниях 29 ноября 2005 года, в рекомендациях которых было указано на необходимость проведения серьезной общественной экспертизы проводимого эксперимента.
В этой связи Всероссийская конференция 27-28 января 2006 года, попыталась всесторонне рассмотреть вопрос о роли и месте единого государственного экзамена в российской системе образования.
Конференция выразила недоумение тем, что руководство Рособрнадзора в лице г-на Болотова В.А. не только не оказало содействие в организации работы, но и попыталось, в нарушение действующего российского законодательства, вмешаться в ход подготовки конференции и сорвать её проведение. Об этом свидетельствует письмо Рособрнадзора № 01 5/08 01 от 16.01.2006 г.
И, тем не менее, участники конференции сделали все возможное для проведения качественной работы по объективному оцениванию проводимого эксперимента.
В период проведения конференции была организована работа нескольких секций по следующим направлениям:
- ЕГЭ и средняя школа;
- Контрольно-измерительные материалы (КИМы);
- Технологии ЕГЭ;
- Социальные эффекты ЕГЭ;
- ЕГЭ и проблемы управления системой образования.
В результате проведенной работы участники конференции отмечают что:
Поставленные Минобрнауки России цели итоговой аттестации не обеспечиваются используемыми контрольными измерительными материалами ЕГЭ, что говорит о невозможности одновременно осуществлять функции итоговой оценки знаний за курс средней школы и оценки знаний при поступлении в высшие профессиональные учебные заведения.
- ЕГЭ монополизирует технологию, контрольные измерительные материалы и статус результатов.
- Эксперимент по внедрению ЕГЭ осуществляется с грубыми нарушениями требований, предъявляемых к научным экспериментам. Результаты эксперимента не подвергаются серьезной оценке со стороны образовательного сообщества. При проведении эксперимента полностью отсутствует гласность результатов.
- Отсутствие утвержденных целей, критериев и научных гипотез, не позволяет дать однозначную, и тем более, положительную оценку эксперимента по введению ЕГЭ.
В результате консолидированных согласований участники конференции пришли к выводам о том, что:
- Акция, именуемая Минобрнауки России как “единый государственный экзамен”, таковой не является в силу различия целей и критериев оценки выпускников школы и абитуриентов, поступающих в вузы.
- Принятие закона о ЕГЭ и перевод его в штатный режим возможно только при получении положительных научных результатов по завершению эксперимента по введению ЕГЭ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 № 830.
- До завершения работы по новым образовательным стандартам и их законодательному вводу в действие разработка качественных контрольно-измерительных материалов не представляется возможной.
- Введение ЕГЭ ни в коей мере не снижает уровень коррупции в системе образования.
- Недопустимо привлечение для проведения единого государственного экзамена коммерческих структур, в частности, активно поддерживаемой Рособрнадзором ЗАО “КРОК Инкорпорэйтед”, так как данная организация предлагает технологию, нарушающую принципы информационной безопасности.
- ЕГЭ не обеспечивает получение объективных и надежных оценок учебных достижений учащихся.
- ЕГЭ не повышает доступность образования, сводя это только к облегчению доступности подачи документов в вузы, не обеспечивает решения социальных проблем получения образования всеми гражданами России.
- Проблема ЕГЭ напрямую связана со всем комплексом проблем, существующих сегодня в российской системе образования. В первую очередь это относится к ошибочному, с точки зрения участников конференции, введению нормативного принципа финансирования образования по формуле “деньги следуют за учеником”, проводимого сегодня Минобрнауки России. Что неизменно приведет к исключению из системы образования главного звена – учителя, стимулирует дефицит учителей и концентрацию учащихся в образовательных учреждениях, снизит эффективность образовательных и воспитательных услуг. Это, в свою очередь, приведет к социальной дифференциации, нарушению демографической ситуации в стране при закрытии малокомплектных школ и невозможности единообразного подхода к оценке деятельности учебных учреждений.
Кроме того, участники конференции считают, что эксперимент по внедрению ЕГЭ грубо противоречит нормам Конституции РФ, запрещающим проведение каких-либо массовых экспериментов с гражданами Российской Федерации без их согласия. В данном случае нарушаются права учащихся и права учителей и преподавателей, которые методом административного давления принуждаются к участию в экспериментальной работе.
Учитывая всё изложенное выше, участники конференции предлагают:
- Считать эксперимент по внедрению единого государственного экзамена, организованный Минобрнауки России, не состоявшимся.
- Пересмотреть всю концепцию проведения данного эксперимента и на основании Постановления правительства РФ № 830 от 29 декабря 2005 года организовать его качественное проведение по всем научным канонам.
- Изъять научную часть эксперимента из ведения Рособранадзора и передать её научным образовательным учреждениям. В первую очередь, Российской Академии Образования. За Рособрнадзором сохранить только функции организационного сопровождения и административного контроля за образовательными учреждениями, участвующими в эксперименте.
- Создать при Всероссийском Фонде Образования Общественный Экспертный Совет по вопросам образования с участием независимых экспертов из представителей научной и педагогической общественности для проведения своевременной и качественной общественной экспертизы проводимых Минобрнауки России экспериментов по ЕГЭ.
- Рассмотреть на Общественном Экспертном Совете комплекс вопросов по научному и методическому обеспечению экспериментов, проводимых Минобрнауки России.
- В рамках Общественного Экспертного Совета создать творческие коллективы по разработке концепции получения объективных и надежных оценок учебных достижений учащихся.
- Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации приостановить принятие Федерального Закона “О едином государственном экзамене” до полного завершения с участием Общественного Экспертного Совета экспертизы результатов эксперимента по ЕГЭ за 2001-2007 годы с учетом оценки эффективности финансовых затрат на эти цели.
Принято 28 января 2006 года
Современная Гуманитарная Академия
г. Москва