Интернет-обзор по Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Выпуск 4.
http://www.gazeta.ru/2006/06/14/oa_203729.shtml
ЕГЭ растворился в Генпрокуратуре. Текст: Марина Лемуткина
...В защиту эксперимента по сдаче ЕГЭ выступил начальник управления контроля качества образования Рособрнадзора Валентин Шаулин. Позиции противников ЕГЭ, с его точки зрения, не выдерживают критики. Родителям, недовольным насильственной егэизацией школы, представитель Рособрнадзора ответил, что "и раньше детей никто никогда не спрашивал ни о форме выпускных, ни о форме вступительных экзаменов". Что же до ректоров вузов, желающих, по их словам, посмотреть не на тестовые задания, а на живых абитуриентов, он напомнил, что "последние десять лет во многих вузах испытания проходят только в письменной форме". А значит, "никто на ребенка давно не смотрит".
Только ЕГЭ, подчеркнул Валентин Шаулин, может быть объективной итоговой аттестацией выпускников школы. Во всех остальных видах "итоговая аттестация в школе не дает представления о качестве образования", объявил чиновник. Правда, полной уверенности в торжестве ЕГЭ над прочими видами испытательных экзаменов в выступлении представителя Рособрнадзора все же не прозвучало. "Даже если ЕГЭ не будет, мы сделали громадное дело: провели массовую переподготовку преподавателей, создали экзаменационные материалы, действительно являющиеся измерительным материалом и позволяющие объективно оценить знания учеников", – отметил он.
Действительно, признал затем Валентин Шаулин: "С ЕГЭ сейчас вопросов больше, чем ответов, и намного больше, чем шесть лет назад, когда мы начинали эксперимент". Впрочем, признавая возникающие проблемы, ответственность за них в Рособрнадзоре склонны возлагать не на издержки проекта, а на исполнителей. "Это наша общая беда: одно дело написать инструкцию, а другое – добиться ее выполнения", – посетовал Шаулин. Другими виновниками злоключений ЕГЭ, дал понять он, являются, как водится, журналисты. "Острые вещи можно и нужно писать. Но с августа по апрель, когда не сдают экзамены, а подводят их итоги", – призвал он.
Главным спорным моментом сейчас является поднятая президентом Всероссийского фонда образования Сергеем Комковым проблема защищенности от злоупотреблений результатов сдачи ЕГЭ. По словам Комкова, он собрал и передал в Генпрокуратуру "многочисленные факты злоупотреблений", и в том числе при сдаче ЕГЭ по автоматизированной технологии (по методике КРОК).
Как утверждает глава Фонда российского образования, его заявление было сдано в Генпрокуратуру еще 18 мая 2006 года, и "сейчас по нему ведется прокурорская проверка". 15 ИЮНЯ 2006 14:25
Комментарий: впервые мы услышали правду о том, что "С ЕГЭ сейчас вопросов больше, чем ответов, и намного больше, чем шесть лет назад, когда мы начинали эксперимент". А сколько ещё будет, если этот негодный проект вдруг утвердится! Всё остальное - понятно и без комментария.
http://www.gazeta.ru/lenta.shtml?497218#497218
Правительство планирует ввести ЕГЭ по всей России к 2008 году
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) будет введен на территории России к 2008 году, говорится в материалах к заседанию правительства, на котором будут рассмотрены поправки в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Результаты ЕГЭ будут признаваться общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной аттестации, а вузами – в качестве результатов вступительных испытаний по общеобразовательным предметам. Границы шкалы результатов ЕГЭ в баллах будут устанавливаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ежегодно.
В целях обеспечения общественного контроля за проведением ЕГЭ предполагается создание института общественных наблюдателей из числа родителей и других представителей общественности.
http://www.gazeta.ru/2006/06/14/oa_203766.shtml
ЕГЭ в суде. Текст: Марина Лемуткина
3 августа 2006 года на заседании коллегии Верховного суда будет рассмотрен иск с просьбой о признании неконституционным приказа по Рособразованию № 14 от 20 января 2006 года. По словам одного из авторов искового заявления, сопредседателя общественного движения «Образование для всех» Сергея Комкова, приказ фактически превращает ЕГЭ в обязательный для всех регионов, принимающих участие в эксперименте. А это противоречит российскому законодательству, утверждает он.
http://www.ng.ru/education/2006-06-16/9_test.html
Сколько стоит тест? Единый госэкзамен становится вполне официальным коммерческим предприятием.
Предварительные итоги по Москве огласила на прошлой неделе на пресс-конференции глава департамента образования Любовь Кезина. В этом году русский язык на «пять» сдали 27,8% выпускников, на «четыре» – 53,2%. По английскому «пятерки» у 6,8%, «четверки» – у 62,2% одиннадцатиклассников. По словам Любови Кезиной, школьники экзаменом довольны, потому что имеют больше возможностей для поступления. Но сама столичная начальница считает тесты еще несовершенными. Есть случаи апелляции.
Касаются они и вопросов нарушения процедуры экзамена. Доподлинно известны, например, случаи в московских школах № 228 и 1943. У школьников спустя 10–15 минут после начала экзамена неожиданно собрали бланки, объявив, что произошла техническая ошибка. Затем снова раздали новые листы, и ученики принялись заполнять задания заново. Как сказал «НГ» Валентин Шаулин, начальник Управления контроля качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, произошло это, очевидно, в результате невнимательности персонала, обслуживающего экзамен. Члены комиссии ошиблись, раздавая варианты заданий. Все дело в том, что дети в аудиториях рассаживаются по особому принципу: чтобы не оказались рядом ученики из одной школы и два одинаковых варианта заданий у рядом сидящих школьников.
Во всем мире, где успешно функционирует тестовая система, всегда работают коммерческие структуры, обслуживая ее. ЕГЭ – это еще и хорошо налаженное коммерческое предприятие, говорил ранее «НГ» ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. А как может Министерство образования и науки РФ, не привлекая IT-компаний, само осуществить проведение сложной процедуры единого экзамена, иронично заметил «НГ» Андрей Шаин, удивляясь той шумихе, которая поднимается сегодня вокруг ЕГЭ.
Но участие коммерческих структур – это, пожалуй, пока несколько уязвимое место «родителей» ЕГЭ. Моментом не преминули воспользоваться противники единого экзамена. Сегодня чиновников министерства обвиняют в «коммерциализации» единого экзамена. Например, выпускать сборники по продаже демоверсий ЕГЭ-2005 сегодня может только одно издательство – негосударственное издательство «Просвещение» (согласно письму Рособрнадзора). Такая мера, по замыслу создателей, позволит исключить использование школьниками некачественных пособий по ЕГЭ, в изобилии появившихся на книжных прилавках страны. Почему этого не может делать государственная структура, негодуют критики ЕГЭ.
Школьникам предлагается пройти пробное тестирование. Это тоже можно сделать на базе коммерческой фирмы, адрес которой указан на официальном сайте ЕГЭ. Процедура платная и стоит 250 рублей. Узнать личные результаты по ЕГЭ можно сегодня с помощью SMS. Это тоже платная процедура (стоимость звонка примерно 1 доллар). «Как это может быть?» – спрашивают сегодня от лица общественности противники единого экзамена. В этом случае их больше даже занимает вопрос, получила ли фирма заказ от министерства в результате творческого конкурса компаний-претендентов или при посредничестве чиновников из Минобразования?
«Когда государство пытается передать частным конторам функции по проведению единого экзамена, – комментирует ситуацию для «НГ» депутат ГД РФ Олег Смолин, – мы наверняка будем иметь злоупотребления. Это как минимум почва для коррупции»...
Комментарий: Я не устану писать, что в ЕГЭ нет тестов. Это лишь видимость тестов.
http://www.gazeta.ru/education/2006/06/20_a_678922.shtml
ЕГЭ будет обязательным. Текст: Марина Лемуткина. По информации «Газеты.Ru», до конца июня правительство внесет в Госдуму законопроект, делающий ЕГЭ обязательным. Если проект будет принят, все школьники будут сдавать ЕГЭ уже в 2007 году.
Как стало известно «Газете.Ru», вскоре в Госдуму будет внесен правительственный законопроект, делающий Единый государственный экзамен (ЕГЭ) обязательным. Эту информацию «Газете.Ru» подтвердил зампред думского комитета по образованию и науке Алексей Чернышов. «Закон об окончании эксперимента готов, и, по словам председателя правительства Михаила Фрадкова, будет внесен на рассмотрение Государственной думы в июне», – заявил он.
Если закон будет принят и вступит в силу с момента принятия, то ЕГЭ может стать обязательным уже в 2007 году (правда, не исключает депутат, его вступление в силу может быть отложено на год).
В любом случае с принятием нового закона поступать в вуз будет можно только по результатам ЕГЭ, предупредил Алексей Чернышов.
Эксперимент с ЕГЭ идет с 2000 года. И, как подчеркивают в Рособнадзоре, только этот вид испытаний «является формой независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 классов», дающей истинное представление о качестве их знаний. Как утверждают организаторы эксперимента, ЕГЭ удобен и для самих выпускников, так как совмещает сразу два экзамена – выпускной и вступительный. Кроме того, ЕГЭ, говорят в ведомстве, делает высшее образования в самых престижных вузах доступным для детей из провинции. К тому же он является эффективным средством в борьбе с коррупцией в образовании. Исходя из всего этого, считают сторонники единого госэкзамена, именно ЕГЭ должен быть главным видом проверки знаний выпускников школ, а заодно и абитуриентов, поступающих в вузы.
Впрочем, противники ЕГЭ, к числу которых относится значительная часть образовательного сообщества во главе с ректором МГУ им. Ломоносова Виктором Садовничим, эти утверждения опровергают. Некоторые предметы, и в том числе история, утверждают на истфаке МГУ им. Ломоносова, вообще не могут быть внесены в рамки тестовых заданий ЕГЭ. Для историка важно не только и не столько запоминание дат и простейших событий, сколько понимание основных закономерностей исторического развития. А этого как раз с помощью испытания в форме ЕГЭ не выявить, подчеркнула «Газете.Ru» замдекана истфака Лира Леонова.
Да и плюсы, приписываемые ЕГЭ его сторонниками, представляются их оппонентам сомнительными. По мнению Алексея Чернышова, «они не более чем муляжи», поскольку «ни одна из поставленных перед ЕГЭ задач не решена». Довод о повышении доступности высшего образования с помощью ЕГЭ он не считает серьезным, т.к. «студенческая жизнь в столичных городах слишком дорога для гипотетических выпускников сельских школ, с блеском сдавших ЕГЭ». «Коррупция, связанная со сдачей экзаменов, также никуда не делась, а просто переместилась на другой уровень системы образования: результаты ЕГЭ покупаются и продаются. Уже и технологии отработаны», – заявил он. Частичным подтверждением слов депутата являются случаи выявления нарушений, связанных со сдачей ЕГЭ, а также небывало высокие результаты, показанные отдельными регионами.
Даже «итогов эксперимента с ЕГЭ никто не подводил, а результатов никто не обсчитывал» – но, подчеркнул Алексей Чернышов, «правительство торопится с принятием нового закона о ЕГЭ, чтобы подкрепить им сегодняшнюю жидкую законодательную базу этого испытания – распоряжения и указы исполнительной власти».
Проголосовать по законопроекту палата сможет никак не раньше сентября. Через 10 дней Госдума распускается на летние парламентские каникулы, а до голосования в первом чтении любой закон должен пройти обсуждение в профильном комитете и во фракциях Госдумы. Что касается комитета по образованию и науке, то мнения относительно целесообразности превращения ЕГЭ в его нынешнем виде в обязательный экзамен раскололись там примерно пополам, рассказал Алексей Чернышов. В частности, против ЕГЭ как универсальной формы приема экзаменов выступает и другой зампред комитета – Олег Смолин.
«Если ЕГЭ станет единственным видом оценки знаний, это принесет больше вреда, чем пользы»,– заявил Смолин «Газете.Ru».
Думские фракции, как рассказали «Газете.Ru» в нижней палате российского парламента, за единственным исключением, единодушны: все они собираются проголосовать против узаконивания ЕГЭ. Поддерживать эту идею будет только «Единая Россия», да и то не в полном составе. Часть единороссов, и в том числе, по словам источника, такие «политические тяжеловесы», как председатель думской комиссии по вопросам депутатской этики Геннадий Райков и председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин к «идее ЕГЭ относятся более чем настороженно». Другая часть членов фракции все еще определяется со своими позициями.
Хватит ли осенью голосов у думских сторонников повсеместного введения ЕГЭ, неясно. А 3 августа Верховный Суд России рассмотрит вопрос о законности приказа по Рособразованию от 20 января 2006 года, уже сейчас фактически сделавший ЕГЭ обязательным для 80 регионов, участвующих в эксперименте. 20 ИЮНЯ 2006 19:38
Комментарий: Алексей Геннадиевич Чернышов прав. Он чётко назвал дефекты ЕГЭ. Большое ему спасибо! Это конструктивная позиция депутата, ответственного перед своими избирателями. Хотелось бы просить его затребовать правительственные отчёты по ЕГЭ и провести их независимую экспертизу.
http://www.gazeta.ru/education/2006/06/20_n_678759.shtml
В рунете отмечен значительный рост спама с ответами к ЕГЭ
По данным аналитиков, сразу несколько спам-рассылок предлагало ответы к единому государственному экзамену (ЕГЭ). При этом спамеры всячески подчеркивали тот факт, что ответы ими украдены из типографии. Наиболее совестливые спамеры предупредили потенциальных покупателей, что купленный ими вариант может не совпадать с правильным ответом, оставив себе 1% на ошибку. "Все ответы верны на 99%, мы их за большие деньги купили у работника московской типографии", – приводятся в отчете слова из спам-рассылки. 20 ИЮНЯ 16:56
ЕГЭ - это идеально организованная коррупционная система. Председатель Счётной Палаты Сергей Степашин прав, требуя, чтобы все постановления и решения Правительства проходил антикоррупционную экспертизу. Я его поддерживаю. ЕГЭ закончится в тот момент, когда антикоррупционная комиссия возьмётся за него.
http://lenta.ru/news/2006/06/20/credits/
На студентах проведут эксперимент с кредитованием
Коллегия Министерства образования и науки РФ одобрила концепцию системы кредитования студентов, сообщает газета Коммерсант. Согласно концепции, кредиты будут выдавать по двум направлениям: "образовательный" кредит должен покрыть траты студента на обучение на коммерческих отделениях вузов, а "сопутствующий" - расходы на проживание. Размер первого составит до 25 тысяч долларов на пять лет, размер второго рассчитали исходя из суммы прожиточного минимума в Москве – 150 долларов в месяц.
Студенты будут расплачиваться с банком по окончании учебы. Срок погашения кредита будет равен сроку обучения. Отличием образовательного кредита от стандартного потребительского станет льготная процентная ставка - 10 процентов годовых. Банкам, участвующим в программе, будут предложено государственное страхование рисков на случай невозврата кредитов. Авторы концепции предлагают возмещать банкам 10 процентов суммы долга.
Концепция предусматривает кредитование студентов лишь в режиме эксперимента, рассчитанного на срок от трех до пяти лет. В нем примет участие небольшое число вузов и кредиторов. По словам одного из разработчиков концепции, главы компании "Крэйн" Михаила Матросова, эксперимент затронет не более 25 учебных заведений, а кредиторами могут выступить один-два участника.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил, что в случае внедрения практики студенческого кредитования не стоит "завязываться с экспериментом". "За пять лет планируется выдать не больше шести тысяч кредитов, а это пустяки", – уверен ректор. Он также выступил за увеличение срока возврата кредитов до семи–десяти лет.
Ранее в Минобрнауки поступил проект льготного студенческого кредитования, который разработали аналитики Высшей школы экономики и Ассоциация российских банков. Авторы проекта установили все те же льготные 10 процентов годовых и предложили субсидировать ставку рефинансирования государству. По мнению разработчиков проекта, лишь при подобных госгарантиях можно рассчитывать на массовую заинтересованность в кредитовании студентов.
Как пишет Коммерсант, концепция, принятая коллегией Минобрнауки, основана на наработках компании "Крэйн". Эта компания выступает посредником в выдаче студенческих кредитов банком "Союз", который входит в структуру "Базового элемента". "Очевидно, что в нынешнем эксперименте Минобрнауки будет использоваться благотворительная схема "Союза", только с госгарантиями. Похоже, у "Крэйна" просто кончились деньги, и он пролоббировал свою программу на госуровень и займет место кредитора", - заявил газете источник, близкий к Минобрнауки. 20 июня
Комментарий: ЕГЭ начинался с ГИФО, с попытки коммерциализации образования. После безвременной кончины ГИФО (См. мою статью "Единый Государственный Экзамен в фокусе научного исследования"), комммерсанты не унимаются, а потому продолжают попытки запрячь молодое поколение в ярмо образовательного кредита. Посчитайте - 25 тысяч долларов -стоимость образования, плюс девять тысяч долларов - стоимость очень бедного пятилетнего проживания в Москве. Плюс немалые проценты, которые хотят взять лоббисты-посредники.
Вопрос к господину Кудрину - какой должна быть зарплата у молодого учителя, чтобы он смог рассчитаться по такому "кредиту"?
www.regnum.ru/news/659667.html
В Новороссийске подвели итоги Единого госэкзамена (Краснодарский край)
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в управлении образования Новороссийска, русский язык в этом году выпускники новороссийских средних учебных заведений сдали хуже, чем в прошлом, а математику - лучше. Если перевести баллы ЕГЭ в привычные оценки, то лишь 8,3 процента выпускников сдали русский язык на отлично, 12, 2 процента учащихся получили двойки, 47,3 процента выпускников осилили экзамен по родному языку на тройку, остальные - на четверку.
Если сравнить итоги ЕГЭ с прошлым годом, количество пятерок уменьшилось на 2,9 процента, а двоек стало больше на 3,5 процента. По математике пятерки составили 10, 6 процентов, что на 2,5 процента больше, чем в прошлом году, а количество двоек в сравнении с прошлым годом уменьшилось на 10 процентов, троек тоже стало меньше, а четверок больше. В целом итоги ЕГЭ в Новороссийске по основным предметам ожидались лучшими, чем оказалось.
Комментарий: С тех пор, как в образовании начались коммерческие реформы, дети стали хуже говорить на родном языке. Что будет дальше? Неужели нас будут толкать к переходу на т.н."албанский" язык (вместо "привета" - "превед"), на котором начала говорить пока ещё только малая часть молодёжи?
www.regnum.ru/news/658027.html
47% иркутских школьников получили "неуд" на ЕГЭ по математике.
47% сдававших единый государственный экзамен на территории Иркутской области по математике получили неудовлетворительные оценки. Об этом на встрече с руководителями образовательных учреждений Усолья-Сибирского сообщила начальник главного управления общего и профессионального образования области Наталья Малявкина. 27% сдали ЕГЭ по математике на "хорошо", 17% - на "удовлетворительно", 9% - на "отлично". Всего в Иркутской области экзамен сдавали около 25 тыс. человек, в 2005 году этот показатель составлял 7 774 человека.
Результаты оценивались по системе "количество баллов + 1" и это, возможно, стало причиной такого числа неудовлетворительных оценок. Если ученик не согласен с оценкой и считает, что она была поставлена необъективно, то он имеет право подать на апелляцию в течение трех дней после подведения итогов экзамена. Как отметила Наталья Малявкина, результаты почти не отличаются от среднестатистических по России. Об этом сообщает ИРА "Телеинформ".
Комментарий: Спасибо Иркутянам за честные результаты. Мы знали об ухудшении математического образования, но было мало опубликованных фактов. Вопрос - разве шесть лет пседоэспериментирования не показывают, что ЕГЭ убивает образование в стране? Теперь надо набраться смелости и раскрыть "конфиденциальные" матрицы, анализ которых покажет полную непригодность самого ЕГЭ. Слишком высока в нём ошибка измерения, слишком большой ущерб приносит натакивание детей на вопросы КИМов. Напомню, настоящих тестов там нет. Содержание КИМов - это примерно двадцатая часть тех знаний, которые надо изучить в школе.
www.regnum.ru/news/657884.html
Каждый четвёртый выпускник Красноярского края сдал ЕГЭ по математике на "двойку"
Каждый четвёртый выпускник школ Красноярского края сдал ЕГЭ по математике на "двойку". В 2006 году повторилась ситуация 2005 года, когда число "двоек" по математике составило 25%. Всего экзамен сдали 23545 выпускников, что на 2 тыс. выпускников меньше, чем в 2005 году - это может быть связано с тем, что выпускникам гуманитарных классов было разрешено сдавать математику не в форме ЕГЭ, а в форме традиционной письменной контрольной работы.
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM-KNews в пресс-службе агентства образования, "2" балла по математике получили 5886 человек. Процент "троек" значительно увеличился в сравнении с 2005 годом. "3" получили 9909 школьников, или 42%. Оценку "4" получили 6605 выпускников 28,1%.
Количество "пятёрок" по математике, в сравнении с 2005 годом, сократилось в два раза, с 8,2% до 4,9%.
Комментарий: Картина станет более впечатляющей, если добавить к этому тех, кто вообще не сдавал ЕГЭ, а получил тройку на основе Положения ЕГЭ, утверждённого Минюстом РФ. Такой ЕГЭ и такие двоечники "в законе" стране не нужны.
www.regnum.ru/news/659950.html
"Тройка" стала основным баллом первого этапа ЕГЭ в Приамурье
В Приамурье завершился первый этап тестирования в рамках единого госэкзамена. 20 июня в областном департаменте образования подвели его итоги. О них корреспонденту ИА REGNUM сообщила специалист департамента Елена Канищева. По ее словам, основное тестирование около четырех тысяч амурских выпускников впервые прошли 30 мая. 53% работ были оценены на "три". "Удовлетворительный" результат стал основным и в резервный день - 15 июня тесты писали 37 учащихся, не сдавших экзамен из-за полиграфического брака и по другим уважительным причинам. Экзаменовавшиеся не получили ни одной "пятерки", 12 человек сдали на "четыре", 19 - на "3", пятеро - на "2".
http://www.5ballov.ru/news/newsline/index.shtml?2006/06/09/52988
Обнародованы результаты ЕГЭ
Министерство образования и науки РФ обнародовало результаты единых госэкзаменов, которые прошли в мае по всей России.
Рекордное количество человек — почти 84 тысячи — сдавали ЕГЭ по обществознанию. 20% участников экзамена справились с заданиями на “отлично”.
Блестящие результаты показали выпускники на ЕГЭ по иностранным языкам. По всей России лишь 237 человек решили попробовать свои силы в знании французского. Зато 30% из них выполнили работу на “пять”, и лишь три человека получили “двойки”. Почти 26% учащихся, сдававших немецкий язык, выдержали экзамен на “пять”, а 6% — на “два ”. Два человека набрали максимально возможный балл — 100 очков. Уровень “англичан” оказался намного ниже уровня иноязычных сверстников. Лишь 15% учеников получили “пять”, и 10% — “двойки”.
Тестовые испытания по химии провалили 14% школьников. Высший балл по этому предмету заработали 18% выпускников. Биологию и литературу, как выяснилось, отлично знали 12% участников ЕГЭ, а географию только 11% сдававших тесты ребят. Об этом сообщает сайт km.ru.
22 ИЮНЯ 17:00
Закон о ЕГЭ отправлен на доработку
http://www.gazeta.ru/education/2006/06/22_n_680779.shtml
Правительство России решило доработать проект федерального закона «О внесении изменений в закон РФ об образовании и закон о высшем о послевузовском профессиональном образовании» в части введения единого государственного экзамена (ЕГЭ).
«В целом законопроект поддержан, однако в ходе обсуждения решено направить его на доработку, чтобы через месяц вновь рассмотреть на заседании комиссии по законопроектной деятельности», сообщили в правительственной пресс-службе. В частности, сроки повсеместного введения ЕГЭ предлагается перенести с 2008 год на 2009 год.
«Предстоит также обсудить предложение о предоставлении ряду крупнейших технических вузов страны возможности проводить дополнительные испытания при поступлении абитуриентов», — сообщили в пресс-службе.
/ ИТАР-ТАСС
Комментарий: Это был жест отчаяния. Протолкнуть ЕГЭ, во внеочередном порядке, с его засекреченными результатами в Госдуме Правительству РФ с превого раза не удалось. Спасибо всем тем депутатам, которые ещё на стадии предварительной экспертизы быстро разобрались в этом негодном и опасном для страны проекте.
Второй такой же проект коммерческого толка - о предоставлении банками и посредническими конторами образовательных кредитов. После обсуждения на коллегии Минобрнауки этот проект не опубликован. Как видно - методы те же самые.
Единый госэкзамен пошел на пересдачу
Текст: Марина Лемуткина. http://www.gazeta.ru/education/2006/06/23_a_681765.shtml
Правительство одобрило идею повсеместного введения ЕГЭ, однако отложило его введение с 2008-го на 2009 год. Через месяц доработанный проект закона снова обсудят в правительстве, а затем передадут в Думу.
В четверг на заседании российского правительства было принято решение прекратить эксперимент с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и перейти к его полномасштабному введению по всей стране.
Правда, ЕГЭ станет обязательным в России не в 2008 году, как планировалось ранее, а на год позже – в 2009 году.
Общественность в детали обсуждения решили не посвящать, и необходимые поправки к законам обсудили в закрытом режиме. Тем не менее о некоторых деталях обсуждения журналистам в пресс-службе правительства все же рассказали. Судя по всему, обсуждение было непростым. Да и поправки одобрили лишь «в целом», а не окончательно. Часть из них в правительстве явно сочли спорными – поэтому законопроект придется дорабатывать с учетом сделанных замечаний. Значительная их доля, без сомнения, отражает позиции образовательного сообщества.
По замыслу разработчиков законопроекта, введение ЕГЭ должно было улучшить систему госконтроля за качеством образования и подготовки выпускников школ, а также заложить основу для создания системы объективной независимой оценки качества образования.
Кроме того, обещали они, ЕГЭ совместит государственную итоговую аттестацию выпускников 11–12-го классов школ со вступительными экзаменами для поступающих в вузы и техникумы. «Результаты единого госэкзамена будут признаваться общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами – в качестве результатов вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю избранного поступающим направления подготовки (специальности)», – говорится в сообщении пресс-службы российского правительства. Таким образом, экзаменов станет вдвое меньше, а, значит, и нервотрепки, связанной с их сдачей, будет также вдвое меньше, делают они вывод. Наконец, подчеркивают разработчики идеи, ЕГЭ откроет «равный доступ на конкурсной основе к среднему и высшему профессиональному образованию, и в том числе граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах, и из семей с небольшим доходом» и станет, таким образом, дополнительной госгарантией всеобщего права на образование.
Перечисленные достоинства ЕГЭ так и не убедили противников его легализации в нынешнем виде.
Более того, им явно удалось посеять сомнения в правительстве и тем самым оттянуть повсеместное введение ЕГЭ на год.
В соответствии с поправками, вносимыми в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», введение ЕГЭ должно происходить поэтапно, и оппоненты идеи, похоже, смогли доказать, что прописанные в законопроекте переходные положения не впишутся в первоначальный срок, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на правительственную пресс-службу.
Как выяснилось, правительство подтвердило в четверг готовность пойти навстречу крупнейшим вузам страны – разрешить им не ограничивать вступительные испытания формой ЕГЭ.
По решению правительства, предстоит дополнительно обсудить предложения по предоставлению им возможности введения дополнительных испытаний для абитуриентов при поступлении. Среди таких вузов в качестве примера в пресс-службе назвали, в частности, МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, МГТУ имени Баумана, МИФИ, МФТИ и ряд других. А это значит, что, даже став обязательным, ЕГЭ все равно не станет всеобщим.
По мнению главы комиссии по образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, это верное решение: «Во многих регионах ЕГЭ обнажил серьезные проблемы. Серьезные претензии возникли к его содержанию, но еще хуже, что, как оказалось, нельзя доверять и его результатам: в отдельных регионах результаты сдачи ЕГЭ были аннулированы. Где же его независимость и уверенность, что ЕГЭ будет свободным от коррупции»?!
Кроме того, подчеркнул депутат, «продолжающийся бесконечный перенос сроков введения ЕГЭ (изначально его должны были ввести в 2006 году) свидетельствует о том, что в проекте ЕГЭ много проблем, и они до сих пор не решены».
Прежде всего, по мнению профессионального учителя Бунимовича, «не годится единая линейка для всех ЕГЭ. Скажем, по математике: нельзя же по одной шкале померить всех – от учеников коррекционных школ до мехмата». «ЕГЭ вообще не годится ни для самых слабых, ни для самых сильных ребят. То же и с вузами: ЕГЭ подходит для довольно широкой, но строго ограниченной массы – я имею в виду так называемые вузы-середняки. Они-то, кстати, и поддерживают идею ЕГЭ».
Поэтому, по мнению Евгения Бунимовича, «ЕГЭ вполне можно использовать, но только как один из способов проверки знаний наряду с другими методами. Россия слишком многообразна для того, чтобы одним ключиком можно было завести весь механизм образования»,– подчеркнул он. Но в любом случае «до внедрения эксперимента его результаты должны быть сначала опубликованы, а потом осмыслены. И никак не наоборот»,– убежден он.
Тем не менее на доработку законопроекта правительство отвело месяц, по истечении которого документ снова рассмотрят в правительстве.
На этот раз – на заседании правительственной комиссии по законотворческой деятельности, сообщает «Интерфакс». Впрочем, выполнить свое намерение внести законопроект в Госдуму до конца весенней сессии, о котором «Газете.Ru» рассказали в нижней палате парламента, премьер-министр Михаил Фрадков так и не смог. 23 ИЮНЯ 2006 17:55
Комментарий: ЕГЭ дошел до Москвы, и как уже прогнозировалось, потерпел здесь своё первое поражение. Как написано в статье Марины Лемуткиной, "в четверг на заседании российского правительства было принято решение прекратить эксперимент с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) "...
Итак, можно сказать, что оппонентов всё-таки послушали и приняли весьма своеобразное решение прекратить незаконный и некачественный эксперимент. Власть его прекращает и одновременно планирует "...перейти к его полномасштабному введению по всей стране", теперь уже безо всякого эксперимента. Получается так: прекратим, но продолжим! Интересно, на каком основании?
Правительство надеется, что Госдума всё-таки проголосует, хотя первая надежда уже не оправдалась. Расчёт, скорее всего, на привычный нажим на депутатов. Но не все же депутаты могут самоубийственно игнорировать мнение 37 миллионов граждан РФ, так или иначе причастных к вопросам образования детей, внуков, родственников.... Они могут задать Правительству РФ такие например, вопросы:
1) Где научные и общественно признанные отчёты по результатам дорогостоящего шестилетнего эксперимента Правительства РФ? Недавно было написано, что это не научный, а "административный, управленческий эксперимент". Но такой эксперимент проводится на госслужащих, и только и с их согласия. Никто не давал согласия на эксперименты с детьми и с кошельками их родителей. А потому мы имеем дело скорее с коммерческим экспериментом Правительства РФ.
2) Почему с началом "экспериментов" коррупция в сфере образования выросла в несколько раз?
3) Нет ли вины правительственных "экспериментов" в том, что массовое образование в России деградирует, а задачи народного образования забыты напрочь?
4) Почему на многих террриториях результаты ЕГЭ систематически завышаются, иногда в разы, и это активно скрывается? Кто берёт на себя смелость отменять эти результаты? Кто и как наказан?
5) Почему вообще подлинные результаты ЕГЭ засекречены от российской общественности? О них сейчас знают только зарубежные радиостанции и коммерсанты? А, может быть, ещё и компетентные органы других стран, интересующихся информацией о способных молодых кадрах в России.
6) Какова стандартная ошибка измерения результатов в ЕГЭ, и может ли цивилизованное государство принимать решение о судьбе школьника на основе абсолютно не качественной оценки, где погрешность оценки каждого испытуемого по т.н. КИМам превышает, в среднем, плюс-минус пятнадцать баллов? Должно ли вообще такой ошибочной методикой оценки знаний школьников и абитуриентов заниматься непосредственно государство?
Правительству дан срок на доработку того, что не дорабатываемо в принципе. Это проблема не Правительства РФ, а педагогических измерений, которые в правительственном "эксперименте" были заменены псевдонаучным ЕГЭведением. Отсюда и неизбежно негодный результат.
Однако не пора ли остановиться, не дожидаясь второго возможного поражения в Госдуме? И задать поставленные выше вопросы. В своё время эти вопросы ставились вдохновителю и организатору ЕГЭ Михаилу Касьянову, но он не считал нужным обращать внимание на эту критику. Неужели и М.Е.Фрадков собирается следовать этому невдохновляющему примеру, и пойдёт по той же дороге?
Надо посмотреть и немного дальше. Ведь даже если ЕГЭ "продавят" в Госдуме, он что, станет от этого лучше? Или образование улучшится? Или граждане дружно кинутся его выполнять? Да они скорее начнут требовать отмены этого неумного и вредного закона. Если в стране плохо выполняются хорошие законы, то можно ли надеяться, что будет хорошо выполняться плохой закон?