Зеркало Недели  On The WEB
№ 46 (471) Суббота, 29 Ноября - 5 Декабря 2003 года
текущий номер  |  содержание  |  поиск  |  разделы  |  архив  |  рейтинг  |  форум  |  гостевая  |  адрес  |  реклама  |  Фонд Сделать стартовой страницей Добавить в избранное
Rambler's Top100
Власть
Тема недели
Право
Внутренняя политика
Military
Международная политика
Следствие
Суд
Деньги
Макроэкономика
Бюджет, Финансы
Приватизация, фондовый рынок
Экономическая безопасность
Энергорынок
Зарубежная экономика
Экономика регионов
Микроэкономика и бизнес
Информатизация и связь
Человек
Публицистика
Наука
Дискуссионный клуб
Образование
Экология
Здоровье
Культурная политика
Искусство
Персоналии
Круг семьи
Туризм, Спорт



 
 Вебмастеру
Зеркало Недели

Бесплатный доступ к ЗН (киевлянам)
phone: 5381010
login: maidan
passwd: maidan

дополнительная информация

Человек
Образование
Статья из архива. 46 (471)
принт версия принт версия
письмо редактору письмо редактору
послать другу послать другу
обсудить обсудить

ВСТРЕЧАЕМСЯ В НОВОМ ИЗМЕРЕНИИ

e-mail  Павлина СЕМИВОЛОС

   

Аксиома: правила игры должны быть одинаковыми для всех. В образовании роль такого «собирателя земель» во многом может сыграть внедрение системы внешнего стандартизированного тестирования (ВСТ). Ее главные плюсы — объективность оценивания учебных достижений выпускников и использование с этой целью стандартизированных тестовых заданий, унифицированных процедур проведения мероприятия и технологий безличностной проверки. В результате ко всем учащимся, независимо от того, заканчивают они элитный столичный лицей или школу из сельской глубинки, выдвигаются единые требования, ликвидируются различия в содержании и форме проведения выпускных экзаменов. Благодаря же единой методологии оценивания, четкому соблюдению экзаменационных процедур получаем сопоставимые от школы к школе результаты. То есть у ВСТ есть все шансы стать серьезным шагом на пути реализации одной из главных задач отрасли — обеспечения равного доступа к качественному образованию. Высшему в том числе. Ведь итоги тестирования одновременно могут засчитываться и как государственная аттестация, и как вступительный экзамен.

Вышеизложенное — краткосрочная стратегия совместного проекта МОН Украины и Международного фонда «Відродження» по внедрению системы ВСТ. Читатели «ЗН» уже знают, что его первый этап прошел вполне успешно. В сертификационном тестировании-2003, состоявшемся в мае в четырех регионах страны, на добровольных началах принял участие 3121 выпускник из 670 школ государства. Каждый из них впоследствии мог представить результаты своего тестирования на рассмотрение экзаменационных комиссий отечественных вузов, принимающих участие в эксперименте. Естественно, речь шла только об определенных специальностях. Да и смелость быть в числе первопроходцев продемонстрировали лишь четыре высших учебных заведения страны — Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Львовский национальный университет им. И.Франко, Харьковский государственный педагогический университет им. Г.Сковороды и Одесский национальный университет им. И.Мечникова.

Но, как говорится, маленькие дети — маленькие проблемы… С расширением эксперимента неизбежно возникнут новые вопросы и новые риски. Их попытались просчитать (и, по возможности, тут же предложить рецепт «противоядия») участники І Международной научно-практической конференции «Измерения учебных достижений школьников и студентов: методологические, гуманистические, технологические аспекты», организованной МОН, АПН Украины, Центром тестовых технологий, ГУОН Харьковской облгосадминистрации и Харьковским государственным педуниверситетом им. Г.Сковороды. В гостеприимных стенах этого старейшего педагогического вуза страны и проходили все пленарные и секционные заседания. Финансовые расходы, связанные с проведением конференции, взял на себя Международный фонд «Відродження».

Харьковский форум по интеллектуальному накалу, искренней заинтересованности его участников и просто невероятной для подобных мероприятий творческой атмосфере стал своего рода уникальным явлением. Безусловно, честь и хвала организаторам конференции, пригласившим поучаствовать в «Измерениях…» именно тех ученых, преподавателей и экспертов, кому было по силам превратить полтора дня работы в мощнейший «мозговой штурм».

Открывая форум, директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Украины Павел Полянский подчеркнул: внешнее оценивание должно стать органичной составляющей отечественного образования. Одно из важных преимуществ системы ВСТ — возможность установить постоянно действующий мониторинг качества образования, благодаря которому не составит труда скорректировать образовательную траекторию школьников. По словам Павла Брониславовича, министерство имеет твердое намерение в течение пяти лет внедрить в стране систему ВСТ. А к концу нынешнего года должно быть подготовлено соответствующее правительственное постановление, которое очертит правовое поле эксперимента.

В будущем все региональные центры тестирования, сообщила директор Центра тестовых технологий Лилия Гриневич, обязательно выйдут из-под крыла университетов. Цель — чтобы ни один вуз и никто из абитуриентов не могли заподозрить какую-либо предвзятость. Кстати, по словам Лилии Михайловны, идет весьма активная работа, направленная на привлечение к эксперименту представителей высшей школы. «Думаю, на следующей конференции сможем констатировать: в Украине создана ассоциация вузов, признающих результаты ВСТ», — выразила надежду госпожа Гриневич. По ее мнению, в ближайшем будущем не следует отказываться от принципа добровольности участия в эксперименте, параллельно нарабатывая тесты по разным предметам и развивая сеть региональных центров.

Перед тем же, как вводить систему ВСТ повсеместно, необходимо дать ответ на несколько принципиальных вопросов. Кто должен принимать участие в тестировании — все выпускники, планирующие поступать в вузы, или только те, кто претендует на места госзаказа? Каким должен быть статус Национального экзаменационного центра? Сколько Украине нужно региональных центров? (С последним вопросом напрямую связана кадровая проблема: на данный момент в стране очень мало соответствующих высокопрофессиональных специалистов и их практически нигде не готовят.) Как обеспечить максимальную конфиденциальность информации и предотвратить возможность манипулирования результатами тестирования? К слову, эта проблема, несмотря на ее кажущуюся остроту и учитывая наши реалии, сложность преодоления, вполне решаема. Что наглядно демонстрирует опыт тех же поляков. Просто необходимо, в частности, создать соответствующую нормативно-правовую базу внешнего тестирования и определить ответственность (например, в Польше она уголовная) за разглашение конфиденциальной информации.

Директор Львовского регионального центра тестирования Павел Хобзей убеждал участников конференции: структуры, аналогичные возглавляемой им, обязательно должны быть независимыми и не иметь прямого подчинения МОН. Кроме того, нужно серьезно думать над тем, чтобы следствием внедрения ВСТ не стал буйный расцвет системы «натаскивания» на тесты. Впрочем, это — возможные риски, хотя не столь отдаленного, но будущего. Сегодня же важнейший и главнейший вопрос повестки дня — повышение профессионального уровня учителей. Если не обеспечим это, не сработают ни новые стандарты, ни внедрение системы ВСТ.

Центр тестовых технологий, рассказала заместитель директора Львовского областного института последипломного педагогического образования Наталья Пастушенко, начинает работать над концепцией внешнего тестирования по украинскому языку. Главная задача — оценить уровень учебных достижений учеников в соответствии со стандартами экзаменационных требований. Но проблема в том, что таких стандартов пока нет. Следовательно, МОН нужно максимально активизировать работу в данном направлении. В целом же требования к такому внешнему экзамену должны быть очень высокими, ведь он определяет умение выпускника не только анализировать и сравнивать два предложенных текста, но и создавать собственный.

Если украинские просвещенцы делают лишь первые «внешнетестировочные» шаги, то наши западные соседи прошли уже значительный отрезок этого тернистого пути. Посему вполне закономерным был неподдельный интерес участников конференции к зарубежным наработкам. Оказывается, в Польше, проинформировал директор Краковской окружной экзаменационной комиссии Марек Легутко, внешним экзаменом заканчивается каждый этап школьного образования — начальный, гимназический и лицейский. Польский опыт подтвердил и огромную важность правильной формулировки тестового задания (об этом говорили и многие другие участники харьковского форума). Ведь чем лучше и точнее сформулировано задание, тем, в частности, выше будет качество его проверки.

Есть чем поделиться и нашим бывшим собратьям по Союзу — казахам. У них система внешнего тестирования внедряется с 1993 года. До 1996-го, по словам директора департамента развития образования, стратегического и бюджетного планирования МОН Республики Казахстан Серика Ирсалиева, шел эксперимент, а начиная с 1999-го все вузы страны вполне успешно тестируют абитуриентов и студентов старших курсов. Со следующего же года в Казахстане заработает система единого тестирования выпускников школ, совмещающая итоговую госаттестацию и вступительный экзамен. Характерно, что для обеспечения полной конфиденциальности экзаменационных заданий их доставка будет осуществляться согласно межведомственной инструкции: офицеры службы безопасности транспортируют эти материалы на вокзал, передают офицерам дорожной полиции, а те, прибыв в пункт назначения, снова сдают ценный груз на хранение сотрудникам спецслужб. С неменьшими предосторожностями сопряжена и последующая «передислокация» тестовых заданий непосредственно в школы. До мельчайших деталей расписана и процедура вскрытия пакетов. К слову, в каждой аудитории будет не менее десяти вариантов тестов, что фактически исключит возможность списывания. Затраты на внедрение системы единого национального тестирования составят порядка 2 млн. 105 тыс. долларов США (эти деньги в бюджете-2004 Республики Казахстан уже предусмотрены).

Тестовые задания нет смысла «закрывать»: все равно найдутся умельцы, которые их «взломают». Выход один — создавать обширнейшие банки тестов и делать их общедоступными. Таково мнение директора Института общего и среднего образования Российской академии образования Юрия Дика. А еще он категорически настаивает: участие во внешнем тестировании должно быть только добровольным! И то, что в России все регионы в перспективе обязаны будуть сдавать единые государственные экзамены, господин Дик считает неправильным. «Эти экзамены должны сдавать те, кому это нужно, и когда им это нужно», — убежден ученый.

Принцип «ненасилия» в деле внешнего тестирования исповедует и корифей российской тестологии, профессор Вадим Аванесов.

— Не должно быть государственного экзамена, государственного тестирования, — поделился своими мыслями Вадим Сергеевич. — Задача государства — не столько экзаменовать, проверять, сколько помогать человеку учиться. Согласен, нужно постараться сделать так, чтобы детям самим хотелось пройти тестирование, чтобы оно было интересным и полезным в плане профориентации, профконсультации, возможности самокритично оценить свой уровень подготовки. Вот в этом государство могло бы существенно помочь. Но отрезать кому-то дорогу в вуз — не его дело. Вне всяких сомнений, тестирование может (и должно!) быть только независимым и направленным, в первую очередь, на пользу личности. Российский же опыт по введению единого государственного экзамена я не одобряю. Объясню, почему. Например, сложность заданий для аттестации школьников по математике искусственно занижена. Задания же для приема в вуз — затруднены. Существует закон об автономии вузов, а государство при этом устанавливает по сути единые для всех требования к абитуриентам. Как можно без самого непосредственного участия вузов решать задачу профотбора? Государство, желая руководить упомянутыми процессами, превышает свои полномочия. Кроме того, не может быть единого содержания экзаменационных заданий — ведь у каждой специальности свои требования. Ситуация в Украине, на мой взгляд, намного лучше российской. В вашей стране довольно осторожно подходят к внедрению системы внешнего тестирования, вы идете через эксперимент, поиск.

Большая дискуссия, в результате которой так и не был достигнут консенсус, разгорелась вокруг вопроса о наличии в тестах, помимо так называемых закрытых заданий, которые проверяет компьютер, открытых, предусматривающих развернутый ответ и проверку педагогами. Скажем, в Казахстане используют только «закрытые» тесты, благодаря чему уже через два часа после окончания процедуры тестирования вывешиваются ее результаты. Мы же (кстати, и РФ тоже) из-за наличия «открытых» заданий выдаем итоги тестирования только через три недели. Следовательно, уверенность общественности в объективности наших и российских оценок гораздо ниже. Кроме того, «открытые» задания с финансовой точки зрения гораздо затратнее. Нельзя забывать о пусть и максимально минимизированной, но все же неизбежной доли субъективизма при их проверке. С другой стороны, как определить у ребенка уровень владения украинским языком без творческого задания?.. Да и среди педагогов Украины много сторонников «открытости». Одним словом, есть над чем поразмышлять и поработать. Последнюю же точку в споре «быть или не быть «открытым» тестовым заданиям» поставит реализация проекта. Неизвестно также, пойдет ли Украина по пути совмещения выпускных и вступительных экзаменов. И в этом случае оптимальный вариант должен выкристаллизоваться только по ходу эксперимента.

Умение использовать знания на практике — вот что должен в первую очередь выявить тест. Однако с этим, по крайней мере, в украинском контексте, имеются серьезные проблемы. Ведь наша школа, увы, отнюдь не прикладная. Значит, стандарты образования должны ориентироваться не на «напихивание» ребят знаниями, а на обучение их, как этими знаниями пользоваться на практике. Необходимо обеспечить соответствие идеологии, требований и целей стандарта и ВСТ. Среди поступивших предложений — формирование банка тестов, ориентированных на разные профили; проведение общественной экспертизы проектов тестовых заданий и внедрение в школе массового текущего тестового оценивания, чтобы эта форма контроля стала привычной и для учеников, и для учителей.

Итак, конференция поставила немало вопросов, на которые пока невозможно дать исчерпывающие ответы. Но она в очередной раз продемонстрировала главное: по крайней мере, не только «верхи» хотят наконец-то избавиться от прокрустова ложа нынешних выпускных—вступительных экзаменов, но и «низы» полны решимости кардинально менять ситуацию. Более того, никто из полутораста участников конференции не опротестовал саму идею внедрения системы ВСТ — дискуссии развернулись вокруг тактических, а не стратегических задач. То есть налицо редкий в нашей образовательной практике пример единства целей и видения путей их достижения. Что ж, до ВСТречи в новом измерении?

принт версия принт версия
письмо автору письмо автору
послать другу послать другу
обсудить обсудить
Комментарии (10)
 Левенятко  06.12.2003 00:49 
  Сообщение в форум


Читайте в разделе "Образование"

"ЕСЛИ БЫ ЭТО БЫЛ КОНКУРС КРАСОТЫ, КОРОЛЕВОЙ БЫ СТАЛА БАБА ЯГА"  Виктор ГАДЯЦКИЙ 
№ 8 (536) Суббота, 5 - 11 Марта 2005 года
"МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С НАЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ"  Дарья АВЕРЧЕНКО 
№ 8 (536) Суббота, 5 - 11 Марта 2005 года
"«АРТЕК» — ДЕТСКАЯ СТОЛИЦА ЕВРОПЫ… НУЖНА ЛИ ОНА УКРАИНЕ?"  Николай СЕМЕНА 
№ 8 (536) Суббота, 5 - 11 Марта 2005 года
"«ХОЧУ РАБОТАТЬ! ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ…» УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В КРЫМУ ПОМОГАЕТ ЛЮДЯМ НАЧАТЬ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ…"  Николай СЕМЕНА 
№ 8 (536) Суббота, 5 - 11 Марта 2005 года
"КАДАСТРОВЫЕ ПЛЯСКИ ВОКРУГ СТАДИОНА"  Ольга ГРИГОРЕНКО 
№ 7 (535) Суббота, 26 Февраля - 4 Марта 2005 года
"НЕВОЗМОЖНОЕ СТАЛО РЕАЛЬНЫМ"  Вадим ДУБЕНКО 
№ 7 (535) Суббота, 26 Февраля - 4 Марта 2005 года
"ОДОЛЕТЬ ДРАКОНА"  Виктор ГРОМОВОЙ 
№ 6 (534) Суббота, 19 - 25 Февраля 2005 года
"ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕРЕБЕЖЧИК — ТО ЛИ АНГЕЛ, ТО ЛИ ГРЕШНИК?"  Юрий АЖНЮК 
№ 6 (534) Суббота, 19 - 25 Февраля 2005 года
"МОГИЛЯНЦЫ ЗАШУРШАТ «МЫШКАМИ»"  Галина ТКАЧУК 
№ 6 (534) Суббота, 19 - 25 Февраля 2005 года
"СТРАНА ПОБЕДИВШЕГО КРЕАЦИОНИЗМА"  Евгений СТАШЕВСКИЙ 
№ 6 (534) Суббота, 19 - 25 Февраля 2005 года
"ИСПЫТАНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ"  Евгений СТАШЕВСКИЙ 
№ 4 (532) Суббота, 5 - 11 Февраля 2005 года
"«ПРОФФЕСОР» В ЗАКОНЕ. ИТАЛЬЯНСКОМ"  Евгений СТАШЕВСКИЙ 
№ 4 (532) Суббота, 5 - 11 Февраля 2005 года
"КЛАССИЧЕСКИЙ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ? О СТАТУСЕ УНИВЕРСИТЕТА-ЮБИЛЯРА"  Евген ЗАРУДНЫЙ 
№ 4 (532) Суббота, 5 - 11 Февраля 2005 года
"УНИВЕРСИТЕТ — МАТРИЦА БУДУЩЕГО"  Валентина ГАТАШ 
№ 3 (531) Суббота, 29 Января - 4 Февраля 2005 года
"ШКОЛА, ГДЕ УЧАТ ПОБЕЖДАТЬ"  Ольга СКРИПНИК 
№ 3 (531) Суббота, 29 Января - 4 Февраля 2005 года
"РАЗВИВАТЬСЯ НЫНЧЕ В МОДЕ"  Станислав ХОХЕЛЬ 
№ 1 (529) Суббота, 15 - 21 Января 2005 года
"ТЕСТ ПО АНГЛИЙСКОМУ С СЮРПРИЗАМИ"  Ярослав МИШАНИЧ 
№ 53 (528) Суббота, 30 Декабря 2004 - 14 Января 2005 года
"ЗА ТАКУЮ «ДЕРЖАВУ» НИКОМУ НЕ ОБИДНО"  Александр АРТЕМЕНКО 
№ 53 (528) Суббота, 30 Декабря 2004 - 14 Января 2005 года
"ВАСИЛИЙ КРЕМЕНЬ: «СТУДЕНТЫ, ИСКЛЮЧЕННЫЕ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ МОТИВАМ, ВОССТАНОВЛЕНЫ»"  Татьяна ГАЛКОВСКАЯ 
№ 50 (525) Суббота, 11 - 17 Декабря 2004 года
"КИМУ И ЕГО ПРИОРИТЕТЫ"  Александр АРТЕМЕНКО 
№ 49 (524) Суббота, 4 - 10 Декабря 2004 года
 
текущий номер  |  главная  |  содержание  |  поиск  |  разделы  |  архив  |  рейтинг  |  форум  |  гостевая  |  адрес  |  реклама  |  комикс
 
Сделать стартовой страницей Добавить в избранное
 
©2005 "Зеркало Недели". Все права защищены.
©2005 "Community8". Программирование & Дизайн
bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Используются технологии uCoz