МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ WEBOMETRICS:

ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Ольга Карпенко, plan@muh.ru

Маргарита  Бершадская, beriandr@mail.ru

Современная гуманитарная академия, Москва

Аннотация

Всё большее количество российских вузов проникается идеями проекта Webometrics, из которых наиболее привлекательной для России является обмен научной информацией за счет публикаций он-лайн.

В числе трех российских вузов-лидеров, вошедших в первую тысячу вузов мира, - Московский государственный университет им. М.И. Ломоносова, Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), Казанский государственный университет. В 500 лучших вузов мира, как и во всех предыдущих рейтингах, вошел только один российский вуз – МГУ им. М.И. Ломоносова.

Ключевые слова. Международные рейтинги университетов; Webometrics; система высшего образования; сетевая активность вузов; университетский

веб-сайт, индикаторы Webometrics, интеллектуальное развитие регионов

Одна из основных идей рейтинга Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities)[1] – стимулирование обмена информацией между учеными мира за счет публикации результатов исследований вузов на вузовских сайтах. Анализ результатов  по отдельным индикаторам и прежде всего по индикатору Sc (Scholar), характеризующему объем научных исследований, позволяет получить важную составляющую в общей картине интеллектуального развития регионов. Это особенно важно в современных условиях, когда обмен научной информацией между регионами приобретает первостепенное значение.

1.     Краткая характеристика результатов июльского рейтинга 2010 года

В июле 2010 года в рейтинге  Webometrics  представлены 12000 университетов мира, при этом количество ранжированных вузов составило 64,5% от общего числа рассмотренных университетов (всего рассмотрено 19215 вузовских сайтов). Такой масштаб исследований представлен впервые: в предыдущем рейтинге (январь 2010) ранжировано 8000 вузов, в 2009 году – 6000, а в более ранних рейтингах – 4000-5000 вузов.

При анализе результатов Webometrics мы неоднократно подчеркивали[2], что при большом количестве ранжируемых университетов количество национальных вузов, вошедших в число лучших вузов мира, становится важным показателем, характеризующим систему высшего образования с учетом фактора масштаба. Этот показатель позволяет судить  о системе не по количеству вузов-лидеров, а по всей совокупности составляющих её университетов, в отличие от числа национальных вузов при малых выборках лучших вузов мира.

Рассмотрим с этих позиций результаты последнего рейтинга (июль 2010). В табл. 1 представлены результаты стран, лидирующих по числу национальных вузов, вошедших в число 12000. По сравнению с предыдущими рейтингами при максимальной выборке в числе лидирующих появились две новых страны – Индия (8 место) и Мексика, поделившая с Канадой 11-12 места. При выборке 6000 эти две страны уже нельзя причислить к лидирующим странам.

Таблица 1

Результаты стран, лидирующих по числу национальных вузов

в  числе 12000 лучших вузов мира

Страна

Количество университетов

 

вошло в число лучших вузов мира

рассмотрено

Топ 12000

Топ 6000

Топ 5000

Топ 4000

Топ 3000

Топ 2000

Топ 1000

Топ 500

Топ 200

США

3276

3026

2041

1751

1410

1080

727

360

183

106

Китай

1160

897

324

237

156

96

39

11

4

0

Япония

715

697

360

298

232

164

97

34

12

2

Бразилия

1494

547

185

140

113

83

47

17

5

1

Франция

583

520

295

239

196

161

123

54

13

1

Россия

674

408

160

118

75

41

13

3

1

0

Германия

400

349

212

189

169

134

88

67

50

17

Индия

1512

331

65

46

31

19

11

3

1

0

Корея

392

300

106

82

66

43

24

8

3

1

Великобритания

235

223

160

51

140

119

102

67

4

9

Канада

203

195

134

114

95

85

61

38

26

16

Мексика

907

195

69

57

46

33

21

5

2

1

Тайвань

155

153

130

120

106

80

48

17

7

1

Доля ранжированных высших учебных заведений от числа рассмотренных вузов позволяет определить - сколько вузов не соответствует современным представлениям о  «присутствии в интернете»?  Россия по доле ранжированных вузов от числа рассмотренных (60,5%), в соответствии с данными табл.1, значительно уступает Тайваню (98,7%), Японии (97,5%), Канаде (96,1%),  США (92,4%), Великобритании (94,9%), Франции (89,2%),  Германии (87,3%), в меньшей степени Китаю (77,3%) и Корее (76,5%). В Бразилии, Индии и Мексике это соотношение намного ниже – 36,6; 21,9 и 21,5% соответственно.

По количеству национальных вузов в рейтинге 12000 Россия занимает 6 место – 408 из 674 рассмотренных – табл.1, рис1. 

Рис.1. Распределение по странам 12000 лучших вузов мира – июль 2010

При выборках  6000 и 5000 наша страна   делит 7-8 места с Великобританией,  при выборке 4000 перемещается на 10 место, а, начиная с 3000, уже не входит в первую десятку стран по числу национальных вузов в числе лучших вузов мира (табл.1). Аналогичные результаты имели место и в предыдущие годы[3]. Исключение из общей картины - июльский рейтинг 2009 года, в котором российские вузы вошли в первую десятку стран, начиная с выборки 3000.

В числе трех российских вузов-лидеров, вошедших в первую тысячу вузов мира, - Московский государственный университет им. М.И. Ломоносова, Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), Казанский государственный университет. В 500 лучших вузов мира, как и во всех предыдущих рейтингах, вошел только один российский вуз – МГУ им. М.И. Ломоносова.

Как и в предыдущих рейтингах, начиная с выборки 3000, в числе лучших вузов мира представлены все федеральные округа России (рис.2). По количеству региональных вузов, вошедших в 3000, выделяются Приволжский и Сибирский округа.

а)

б)

Рис.2. Распределение российских вузов по федеральным округам: а) при выборке 3000 лучших вузов мира; б) при выборке 12000 лучших вузов мира

2. Позиции российских вузов по отдельным индикаторам

При рассмотрении 20 лучших российских вузов предыдущего рейтинга (январь 2010 г.)[4] был отмечен высокий уровень показателей Sc (Scholar), характеризующих объем научных исследований в вузе и их цитируемость. Четырнадцать университетов из двадцати передовых российских вузов в январе 2010 по этому индикатору заняли места в пределах первой тысячи.  Из них пять  вузов  с общим рейтингом от 226 до 1489 – места от 271 до 511:  МГУ им. М.В. Ломоносова (рейтинг 226, позиция Sc – 271) , Томский государственный университет (рейтинг 1123, позиция Sc – 306), Алтайский государственный университет (рейтинг 1479, позиция Sc – 405), МИФИ (рейтинг 1711, позиция Sc – 358),  ГУ ВШЭ (рейтинг 591, позиция Sc – 409),

 При этом было отмечено, что пять зарубежных вузов с аналогичными результатами по данному индикатору в январе 2010 вошли в первую сотню вузов мира (позиции по Sc от 364 до 464). Из 200 лучших вузов мира 50 университетов имели в январе 2010  позиции по индикатору  Sc в пределах 270 – 695.

 Эти данные показали актуальность анализа позиций российских вузов по отдельным индикаторам:

·      S (Size) – количество страниц, фиксируемое Google, Yahoo, Live Search,  Exalead (коэффициент: 25% в  2004-2008 годах, 15% в 2009-2010);

·     V (Visibility) – число уникальных внешних ссылок от Yahoo (коэффициент: 50% в 2004 - 2010 годах);

·     R (Rich files) – «насыщенные» файлы, представленные в форматах Adobe Acrobat (.pdf), Adobe PostScript (.ps), Microsoft Word (.doc) и Microsoft Powerpoint (.ppt); (коэффициент: 12,5% в 2004-2008 годах, 15% в 2009-2010);

·     Sc (Scholar) – научные материалы (документы, доклады, публикации), содержащиеся в базе Google Scholar (коэффициент: 12,5% в 2004 - 2008 годах, 15% в 2009-2010).

В табл.2 показано количество вузов с позициями по отдельным индикаторам в пределах 1-1000 и 1-500 в шести рейтингах (июль 2007-июль 2010). Как видим, в течение трех лет количество вузов с высоким уровнем каждого из трех индикаторов S, V, R (позиции 1-200, 1-500, 1-1000) мало отличается от  числа вузов  с общим рейтингом в тех же пределах. Иначе обстоит дело с четвертым индикатором, характеризующим объем научных исследований и их цитируемость:  количество вузов с позициями по индикатору Sc 1-1000 в несколько раз (а в последнем рейтинге более чем на порядок) превышает количество  вузов, входящих в тысячу лучших вузов мира.

Значительное увеличение числа вузов с высоким уровнем индикатора Sc в 2010 году, особенно в июльском рейтинге, по сравнению с 2007-2009 годами (табл.2) лишь в небольшой степени связано с увеличением числа ранжируемых вузов (в рейтинге 12000 всего 3 вуза с позициями  Sc  1-1000 имеют общий рейтинг более 5000). Скорее всего, это обусловлено  тем, что все большее количество российских вузов проникается идеями проекта Webometrics, из которых наиболее привлекательной для России является обмен научной информацией за счет публикаций он-лайн. По-видимому, работа с другими индикаторами (размер сайта, количество насыщенных файлов) более затратная и трудоемкая, чем публикация научных исследований,  или слабо зависит от веб-политики вуза (число уникальных внешних ссылок).

Таблица 2

Количество российских вузов с высоким уровнем отдельных индикаторов

Индикатор

Позиции

Июль 2007

Топ 5000

Январь 2008

Топ 5000

Июль 2008

Топ 5000

Январь 2009

Топ 5000

Июль 2009

Топ 6000

Январь 2010

Топ 8000

Июль 2010

Топ 12000

S

(Size)

1-1000

1-500

1-200

5

1

0

7

2

0

6

2

1

5

1

0

7

1

0

4

1

0

3

1

0

V (Visibility)

1-1000

1-500

1-200

3

1

1

5

1

1

4

1

1

1

1

1

7

1

0

3

2

0

2

1

1

R

 (Rich files)

1-1000

1-500

1-200

4

1

0

2

1

0

2

1

1

2

2

0

2

1

0

3

2

0

2

1

1

Sc (Scholar)

1-1000

1-500

1-200

20

6

1

20

8

1

20

3

0

22

3

1

19

3

1

28

7

0

37

14

4

Рейтинг по совокупности индикаторов

1-1000

1-500

1-200

5

1

1

6

1

1

4

1

1

3

1

1

4

1

1

4

1

0

3

1

0

Прежде чем перейти к рассмотрению российских вузов с большим научным потенциалом, целесообразно сравнить количество вузов с высоким уровнем  Sc  в России и других странах. Соответствующие данные приведены в табл.3.

В соответствии с данными табл.3, Россия, имея всего один вуз  в топ 500   и три вуза в топ 1000, по количеству университетов с позициями индикатора Sc 1 - 500 и 1 – 1000 входит в первую десятку стран – 8-е и 6-е места соответственно (рис. 3а и 3б)

Таблица 3

    Количество вузов с высоким уровнем индикатора Sc  - июль 2010

Страна

Количество вузов

Топ 12000

Тор

500

Топ 1000

с позицией Sc

1-500

1-1000

США

3026

183

360

110

184

Германия

349

50

67

37

58

Великобритания

223

34

67

30

57

Канада

195

26

38

23

35

Япония

697

12

34

20

52

Китай

897

4

11

19

32

Бразилия

547

5

17

15

59

Россия

408

1

3

14

37

Тайвань

153

7

17

12

35

Франция

520

13

54

5

23

Корея

300

3

8

4

7

а)

б)

Рис. 3.  Количество вузов с высоким уровнем индикатора Sc:

 а) позиции 1-500; б) позиции 1-1000

Следует отметить еще одну особенность российских вузов с высоким научным потенциалом. В США, Германии, Великобритании, Канаде и Франции позиции показателя объема научных исследований в пределах 1-500 и 1-1000 соответствуют высокому общему рейтингу – табл.3. В России, Бразилии, Китае, Тайване, Корее среди университетов с такими позициями Sc есть вузы с очень низким рейтингом (особенно в России – до 4389 при  Sc  в пределах 1-500 и до 8421 в пределах 1-1000). Этот факт можно рассматривать как свидетельство значительных потенциальных возможностей многих российских вузов в продвижении веб-сайтов при целенаправленной работе с другими индикаторами.  Соотношение места в рейтинге и позиций по индикатору Sc для четырнадцати российских вузов с наиболее высоким уровнем Sc показано на рис.4.

Таблица 4

Рейтинг вузов с высоким уровнем индикатора Sc (Scholar) – июль 2010

Страна

Рейтинг вузов

с позицией  Sc  1-500

с позицией   Sc  1-1000

США

1 – 911

1 – 944

Германия

100 – 405

100 – 958

Великобритания

22 – 924

22 – 1229

Канада

31 – 403

31 – 853

Япония

51-1038

51 – 2202

Китай

271 – 4484

271 – 4484

Бразилия

545 – 2215

122 – 6483

Россия

219 – 4839

219 – 8421

Тайвань

430 – 2294

139 -3279

Франция

23 – 777

 90- 1036

Корея

200 – 525

200 – 3349

     

Рис.4. Рейтинг российских вузов с позициями Sc (Scholar) в пределах 1-500.

3.     Научный потенциал российских вузов как составляющая интеллектуального развития регионов России.

Примечательно, что среди четырнадцати российских вузов с позициями по индикатору Sc, характеризующему объем научных исследований и их цитируемость, в пределах 1-500 преобладают отнюдь не столичные университеты (всего четыре московских вуза и один санкт-петербургский) – см. рис.5.

Еще большее преобладание региональных университетов имеет место среди   вузов с позициями Sc в пределах 1-1000 – рис.6.  Москва имеет всего 6 таких вузов из 37 (МГУ, ГУ ВШЭ, МИФИ, МГИМО, Московский региональный университет,  Московский авиационный институт университета авиакосмической техники). Южный федеральный округ представлен таким же количеством университетов, а вузы Сибирского (8 вузов) и Приволжского (7 вузов) федеральных округов  на этот раз превзошли московские.

 В табл. 5 дана характеристика всех 37 вузов с указанием общего рейтинга и четырех индикаторов. Мы надеемся, что эти данные позволят вузам с высоким научным потенциалом продвинуться и по другим индикаторам, поскольку они обнаруживают слабые места каждого вуза.

   

Рис.5. Российские вузы с позициями индикатора Sc в пределах 1-500.

Рис.6. Распределение по федеральным округам 37 вузов

с позициями индикатора Sc  в пределах 1-1000 – Webometrics, июль 2010.

Таблица 5

Российские вузы с позициями индикатора Sc  1-1000 (Webometrics, июль 2010)

Рейтинг

Наименование вуза

Жирным курсивом обозначены вузы, показавшие высокие результаты по индикатору  Sc (позиции 1-1000) не менее, чем в четырех рейтингах

Позиции по каждому индикатору

в мире

в стране

S

V

R

Sc

1379

7

Томский государственный университет

3455

1600

2362

149

2335

22

Российский государственный педагогический  университет им Герцена

7666

2801

3859

155

229

1

Московский государственный университет им. Ломоносова

334

179

350

175

2367

23

Воронежский государственный университет

5464

3469

3452

248

1821

12

Алтайский государственный университет

3554

2850

2331

267

917

2

Государственный университет - Высшая школа экономики

928

1452

1062

302

2592

32

Челябинский государственный университет

4394

4573

2960

312

2091

18

Национальный исследовательский ядерный университет  МИФИ

4898

3113

2496

317

1840

13

Томский политехнический университет

3485

2867

2216

343

1431

8

Уральский государственный университет

2376

2193

1474

379

2398

24

Удмуртский государственный университет

3796

3700

3767

433

925

3

Казанский государственный университет

984

1445

894

459

2662

34

Северо-Кавказский государственный  технический университет

6031

2936

5799

489

4839

111

Московский региональный университет

7238

8100

7291

490

1570

10

Нижегородский государственный университет

1710

2851

1513

518

1492

9

Санкт-Петербургский государственный университет точной механики и оптики

2359

2261

1421

547

4357

93

Томский государственный  педагогический университет   

6297

7989

4681

569

6460

181

Алтайский государственный аграрный университет   

7277

11127

7668

640

2594

33

Мурманский государственный технический университет   

4115

3848

3538

654

2053

15

Южный Федеральный университет (Ростовский государственный университет)

4679

2337

3128

671

 

2016

14

Тамбовский государственный технический университет  

2676

3499

2052

678

 

2057

16

Саратовский государственный университет им. Чернышевского

3305

2770

3156

680

 

3404

56

Адыгейский государственный университет   

6102

4852

5033

683

 

2516

28

Башкирский государственный университет   

3624

3455

4359

774

 

3455

59

Сибирский Федеральный университет   

4621

6745

2882

798

 

1685

11

Московский государственный институт международных отношений (университет)

3007

2044

2155

814

 

2558

30

Самарский государственный университет   

8610

2638

2663

824

 

3379

52

Ульяновский государственный  технический университет   

6232

5172

3559

848

 

4520

101

Сибирская государственная медицинская академия

6664

7567

5146

849

 

5445

136

Кубанский государственный университет   

6731

9028

7448

854

 

2983

41

Пермский государственный университет   

5472

4105

3808

917

 

2552

29

Московский авиационный институт университета авиакосмической техники

2814

3425

5208

936

 

1058

4

Санкт-Петербургский государственный университет    

2180

1076

1000

940

 

3179

47

Томский государственный университет   систем управления и радиоэлектроники

5415

4331

4508

944

 

3591

64

Астраханский государственный университет   

6256

5203

4454

967

 

3009

42

Таганрогский технологический институт Южного Федерального университета   

5325

3812

4713

989

 

8481

205

Владивостокский государственный университет   

11133

13448

5450

992

 

Многократный  анализ  результатов  российских  вузов с июля 2007 года показывает, что резкое продвижение вуза, в том числе по отдельным индикаторам, зачастую не подтверждается в последующих рейтингах.  В связи с этим была рассмотрена динамика изменения показателей в семи рейтингах 2007-2010 годов.  Были отобраны 18 университетов, показавших высокие результаты по индикатору Sc (позиции 1-1000) не менее, чем в четырех рейтингах – см. жирный курсив в табл.5. Среди них:

·     четыре московских и два санкт-петербургских университета;

·     пять вузов Приволжского федерального округа;

·     по два вуза Сибирского и Уральского округов;

·     по одному вузу Южного округа, а также Центрального и Северо-западного округов без учета столичных университетов.

Как видим, в числе университетов с наиболее стабильными позициями по рассматриваемому показателю представлены вузы всех федеральных округов, кроме Дальневосточного округа. И опять-таки очевидно преобладание  региональных вузов.  

Таким образом, с учетом высокого уровня и стабильности позиций индикатора, характеризующего объем научных исследований, можно говорить о целом ряде региональных вузов как о центрах интеллектуального развития регионов. Очень важно, что научная информация этих центров, соответствующих международному уровню,  открыта и доступна для любой точки земного шара.

Выводы:

1. В соответствии с результатами международного рейтинга университетов Webometrics (июль 2010, ранжирование 12000 университетов) Россия, как и в предыдущие годы,  входит в число десяти лидирующих стран по количеству национальных вузов в числе лучших вузов мира, начиная с выборки 4000. Начиная с выборки 3000, в числе лучших университетов мира представлены вузы всех федеральных округов.

2. Как показал анализ позиций по отдельным индикаторам, Россия входит в первую десятку стран по количеству вузов с высоким уровнем индикатора,  характеризующего объем научных исследований.  Эта особенность сетевой активности университетов России является важной составляющей интеллектуального развития регионов, тем более, что среди вузов с большим объемом научных исследований, помещенных на сайте, преобладают региональные университеты. 

3. Многие столичные вузы, которым, безусловно, есть что показать стране и миру, не столь открыты для информационного обмена. Например, такой  крупный научный центр, как МФТИ, ни в одном из семи рассмотренных рейтингов (июль 2007 - июль 2010) не достиг позиций по индикатору объема научных исследований в пределах первой тысячи.  То же можно сказать и о Новосибирском государственном университете (НГУ). И это при том, что общий рейтинг сайтов двух названных вузов очень высок, особенно НГУ, который в шести рейтингах из семи рассмотренных входил в 1000 лучших вузов мира. 

5. В июльском рейтинге 2010 МГУ им. М.В. Ломоносова – один из крупнейших научных центров мира, можно сказать, притормозил. Два университета - Томский государственный  и Российский государственный педагогический  университет им. Герцена -  получили более высокие позиции по индикатору Sc - см. табл. 5.

6. В соответствии с материалами Лондонской конференции министров образования европейских стран (май 2007 года), один из основных приоритетов университетов – «стимулировать  присутствие вуза в Интернете и доступность информации» [5].

 В этом контексте  нашим вузам  необходимо уделять должное внимание своему сайту, и, не снижая достигнутый уровень индикатора научных исследований,  выйти на новые позиции по индикаторам S (размер сайта), V (количество внешних ссылок на сайт) и R («насыщенные файлы»). Возможно, это потребует затрат, но в современных условиях нельзя двигаться вперед без активного присутствия вуза в Интернет.



[1] Webometrics Ranking of World Universities.  http://www.webometrics.info/index.html

[2] Карпенко О.М. и др. Рост инновационной активности российских вузов по оценке международного рейтинга «Webometrics» в июле 2009 года//сборник докладов и выступлений Третьей Международной конференции «Социология инноватики: человек в инновационном мире (Москва,26-27 ноября 2009), с.102-108

[3] О. Карпенко, М. Бершадская. Международный рейтинг Webometrics: основные идеи, индикаторы, результаты // Педагогические измерения №2, с.3-15. 

[4] О. Карпенко, М. Бершадская. Международный рейтинг Webometrics: основные идеи, индикаторы, результаты // Педагогические измерения №2, с.3-15. 

[5] Итоги Лондонской конференции министров образования европейских стран (пер. с англ. А. Пинской) // Вопросы образования №2 2007, с.13

Используются технологии uCoz