ec-TEMPUS_en                175          logo

НЕДЕЛЯ  ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРОГРАММЕ TEMPUS

В КИЕВСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 ИМЕНИ М.П. ДРАГОМАНОВА

Владимир Сергиенко

Национальный педагогический университет

 имени М.П. Драгоманова

sergienkovp@mail.ru

                                             http://fm.ndu.edu.ua

Со времени присоединения к Болонскому процессу в системе образования Украины происходят коренные изменения, направленные на достижение главной цели - обеспечение высокого качества образования. Для этого нужна существенная переориентация подготовки специалистов в системе высшего образования. Сейчас требуется специалист со сложившимися представлениями о разнообразии видов преобразовательной деятельности с применением информационных и коммуникационных технологий, о последствиях их воздействия на личность, культуру и науку, природу, экономику и общество вообще.

Главной целью учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении становится формирование высокообразованной личности, подготовленной к жизни и активной трудовой деятельности в условиях современного высокотехнологического информационного общества. Значительная роль при этом отводится вопросам теории и методики педагогических  измерений.   

Украинское общество постепенно приблизилось к осознанию важности методов прозрачного и справедливого измерения качества  образования, применяемых на всех уровнях: от текущего оценивания знаний учеников и студентов, по отдельным дисциплинам, до полномасштабного мониторинга выполнения государственных образовательных программ. Контроль качества знаний студентов является одним из основных элементов мониторинга качества образования, важным компонентом педагогической системы и неотъемлемой частью учебного процесса. Обучение может быть результативным лишь тогда, когда учебная работа систематически контролируется, когда студенты постоянно видят результат своей работы.

Анализ практики традиционного обучения и оценивания позволяет  констатировать нерациональное использование методов и форм оценки  знаний, отсутствие дидактической систематичности в проведении контроля, общего метода разработки и оформления систем заданий для проверки уровня подготовленности.

Подготовка новой генерации высокообразованных специалистов, нуждается в кардинальных изменениях. К первоочередным задачам, которые должно выполнить государство в сфере образования, вошли те, которые провозглашают потребность внедрения новых управленческих форм и методов развития образования, а также мониторинга профессиональной подготовки будущих специалистов.

Развитие педагогических измерений, тестовых технологий  и обновление компьютерной техники в высших учебных заведениях создают благоприятные условия для внедрения автоматизированных систем диагностики в учебный процесс. Информатизация образования и развитие образовательных измерений является одним из направлений государственной программы перестройки информационного общества.

Качественные тесты являются важным инструментом оценки качества высшего образования, повышения уровня подготовки специалистов, усиления управляемости учебно-воспитательного процесса. Поэтому особенно актуальным становится совершенствование средств педагогического контроля и методики оценки качества образовательных систем различных государств, обеспечения их высокого научного уровня и как следствия объективизации этих процессов.

Еще выдающийся русский ученый Д.И. Менделеев утверждал, что наука начинается тогда, когда начинаются измерения. Всем привычно связывать понятие измерения с физическими измерениями. В физике[1]  измерение определяется как последовательность экспериментальных и вычислительных операций, осуществляемых с целью нахождения значения физической величины, характеризующей определенный объект или явление.

Измерение может быть выполнено с помощью средств измерения. Средство измерения - это техническое средство, применяемое для проведения экспериментальной части измерения и имеющее нормированные метрологические свойства. Измерение завершается определением степени приближения найденного значения до истинного значения физической величины.

Мы рассматриваем понятие «измерения достижений учащихся и студентов» шире, называя их образовательными измерениями. Педагогические измерения при этом рассматриваются как  частный случай образовательных измерений. Ведь процесс создания в Европе единого образовательного пространства сопровождается разработкой единых критериев и стандартов оценки качества образования. Поэтому на современном этапе интеграции образовательных систем актуальным является не только контроль педагогического процесса отдельным преподавателем, но и международный сравнительный анализ качества целых образовательных систем, наиболее  совершенным с точки зрения метрологических свойств средством и педагогических измерений, и образовательных в целом является стандартизированный тест.

С 2009 года в Украине выполняется международный проект «Образовательные измерения, адаптированные к стандартам ЕС» по программе Европейского Союза Tempus IV. Основной целью проекта  является внедрение в Украине подготовки специалистов образовательно-квалификационных уровней «Бакалавр» и «Магистр» по образовательным измерениям.

Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова - один из старейших высших учебных заведений, лидер педагогического образования в Украине. В течение своей 175-летней истории здесь накоплен большой опыт подготовки будущих учителей и преподавателей для средних и высших учебных заведений Украины,  других стран. В настоящий момент в университете в соответствии с потребностями сферы образования и экономики Украины внедряется подготовка специалистов по новым специальностям. Среди них - специальность "Информатика", ориентированная на углубленное изучение студентами фундаментальных и прикладных дисциплин математического и компьютерного циклов, а также цикла «Образовательные измерения». Преподавание дисциплин этих циклов осуществляется при поддержке проекта Tempus. Проект успешно реализуется с 2009 года.

В рамках выполнения этого проекта и по случаю 175-летия Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова 26 – 29 мая 2010 г. в Киеве была проведена Международная научно-практическая конференция «Образовательные измерения в информационном обществе». В организации мероприятий недели программы TEMPUS в НПУ имени М.П. Драгоманова принимали участие: Министерство образования и науки Украины, Национальная академия педагогических наук Украины, Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова (Институт информатики), Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя, Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко, Малардаленский университет (Швеция), Хельсинский технологический университет (Финляндия), Римский университет «La Sapienza» (Италия), Кельнский университет (Германия), Международная программа поддержки независимого тестирования в Украине USETI Alliance, Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, а также научные работники и преподаватели из других украинских и иностранных учебных заведений.

В работе конференции принимали участие ведущие специалисты Украинского и региональных центров оценивания качества образования, а также приглашенные иностранные специалисты по проблеме педагогических измерений и мониторинга качества образования: доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Педагогические Измерения» Вадим Аванесов  (Россия, Москва), Марк Зелман (США), Дэвид Бёрджес (Центр инноваций в преподавании математики Плимутского университета, Великобритания), Юрий Белявский (Филадельфийский университет, США), Надежда  Кобзева (Томский политехнических университет, Россия) и многие другие. Всего в конференции приняли  участие 20 иностранных участников из 9 стран мира.

Конференция была направлена на поиск новых форм и методов мониторинга качества образования, внедрение новых технологий тестирования, подготовки специалистов по образовательным  измерениям.

В Украине сегодня нет учебных заведений, которые готовят специалистов по этой специальности, а потребность в них  является неотложной. Специалисты по образовательным измерениям нужны для разработки новых методов педагогического контроля, научного анализа полученных  результатов, принятия управленческих решений и для решения других задач современного образования. Дополнительная специализация по образовательным измерениям открывает перед будущими выпускниками университетов новые перспективы трудоустройства.

Открыл конференцию председатель оргкомитета конференции – ректор Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова академик В.П. Андрущенко.  В заседаниях принимал также участие первый проректор НПУ имени М.П. Драгоманова, доктор философских наук, профессор В.П. Бех. С поздравительным словом выступили координатор проекта, доктор физико-математических наук, профессор Стокгольмского университета Д.С. Сильвестров и представитель Темпус-офиса в Украине Жанна Таланова.

E:\Матеріали конференції\27.05.2010\Пленарні доповіді\Фото\Other\DSC_0032.JPG

Пленарное заседание вел заместитель председателя оргкомитета конференции, заместитель директора Института информатики, координатор проекта от НПУ имени М.П. Драгоманова, доктор педагогических наук, профессор В.П. Сергиенко.

До начала конференции были организованы мастер-классы, которые проводили ведущие зарубежные и украинские тестологи: В.С.Аванесов – «Применение тестовых форм в инновационных образовательных технологиях»; М. Зелман  – «21st Century Skills And Assessment In Global Economy»; David Burghes  – «Discussion paper: the value of assessment»; Ю.М. Белявский – «Использование компьютерных технологий на всех этапах лабораторных экспериментов как составная часть комплексного подхода к оценке практической работы студентов»; С.А. Раков  - «Внедрение теста общей учебной компетентности в системе независимого внешнего оценивания уровня подготовленности абитуриентов» и др.  

При проведении мастер-классов рассматривались следующие вопросы:

- применение тестовых форм в инновационных образовательных технологиях;

- содержание и формы нового поколения тестовых заданий;

- методика разработки заданий в тестовой форме;

- организация самостоятельной работы для повышения качества образования; формы и методы разработки тематических, текстовых и ситуационных заданий в тестовой форме;

- применение тестовых форм в модульной организации учебного процесса и дистанционном образовании;

- программно-инструментальные средства автоматизации обучения, тестового контроля уровня и структуры подготовленности студентов; статистические методы разработки тестов;

-  применение тестовых форм для подготовки выпускников школ к итоговой аттестации и для мониторинга качества подготовки студентов.

E:\Матеріали конференції\26.05.2010\Фото\IMG_1125.jpg

Вадим Аванесов

E:\Матеріали конференції\27.05.2010\Пленарні доповіді\Фото\Other\DSC_0035.JPG

David Burghes

E:\Матеріали конференції\26.05.2010\Фото\IMG_1136.jpg

Марк Зелман

E:\Матеріали конференції\26.05.2010\Фото\IMG_1213.jpg
Раков С.А.

Ректор Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, академик Андрущенко В.П. наградил почетных гостей конференции памятными знаками и медалями за вклад в развитие университета. В работе конференции приняло участие свыше 180 участников, из которых 2 ректора, 31 профессор, 54 доцента.

На секционных заседаниях участники Международной научно-практической конференции представили лучший опыт в разработке и внедрении тестовых технологий в учебный процесс украинских и иностранных учебных заведений, авторские методические системы тестового контроля учебного процесса на всех уровнях.

Практическая реализация положений научно-практической конференции была осуществлена  на заседаниях  секций.

Секция 1. Инновационные технологии обучения в условиях евроинтеграции образовательных систем: Zdenek Kluiber, Olga Kourimska (Чешская республика) -Interdisciplinarity between the physics and meteorology”;  Л.Ю.Благодаренко - “Мониторинг познавательных процессов  как одно из средств повышения эффективности обучения  физике в основной школе” и др.

Секция 2. Педагогические  измерения в контексте улучшения качества образования: Peter Gustafsson (Швеция) - "Evaluation of higher education in Sweden – two perspectives", Андрущенко Т.И. - "Педагогические измерения уровня эстетического  образования современного педагога", Раймондо Манка (Италия) - «The application of Bologna rules in Italian universities» и другие.

Секция 3. Теоретические принципы образовательных измерений: Янкович О.И. - "Развитие педагогической диагностики в теории и практике высшего педагогического образования Украины (вторая половина ХХ – начало ХХІ ст.)", Ярощук Л.Г. - "Теоретические принципы образовательных измерений" и др.

Секция 4. Передовой опыт конструирования и администрирования педагогических тестов: Котяк В.В. - "Современное состояние и перспективы развития Moodle", Ремез Н.Д. - "Определение уровней готовности педагогических работников к работе в пунктах тестирования" и т.п.

Секция 5. Проблемы преподавания учебных дисциплин цикла “Образовательные измерения”: Авраменко О.В. - "Основные подходы к определению содержания обучения в магистратуре за специальностью “Образовательные измерения»"; Ковальчук Ю.А. - "Информационное обеспечение процесса подготовки специалистов по образовательным измерениям в Украине"; Сергиенко В.П. - "Образовательные измерения в информационном обществе: научная проблема и направление подготовки специалистов", Кухар Л.А. - "Конструирование тестов: научная проблема и учебный курс", Кашина Г.С. -Программное обеспечение курса “Основы внешнего независимого оценивания” и др.

Секция 6. Информационные технологии в педагогическом тестировании: Бубнова М.Ю. - "Тестирование в ВУЗЕ с использованием системы Moodle", Жмуд А.В. - "Особенности применения компьютерно-ориентированного контроля знаний", Заболотный В.Ф. - "Компьютерный контроль при проведении лабораторных занятий" и др.

Секция 7. Диагностика качества подготовки специалистов: Атаманчук П.С. - "Формирование профессиональных компетенций будущих учителей физики", Иваха Т.С. - "Тестовый контроль самостоятельной работы студентов из методики обучения химии", Ярошенко О.Г. -  "Методические принципы мониторинга качества среднего образования на личностном уровне" и др.

Секция 8. Проблемы информатизации учебного процесса в высшей и средней школе: Белявский Ю.М. - "Компьютеризация лабораторных работ по физике с использованием программного обеспечения "Data Studio", Франчук В.М. - "Использование системы управления учебными ресурсами MOODLE в учебном процессе".

Участники Международной научно-практической конференции "Образовательные измерения в информационном обществе" отметили роль Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова как одного из ведущих научно-методических центров из образовательных измерений и мониторинга качества образования в Украине.

По результатам проведения недели программы TEMPUS и Международной научно-практической конференции "Образовательные измерения в информационном обществе" участниками конференции приняты такие решения:

-  результаты работы опубликовать в Научном журнале НПУ имени М.П. Драгоманова Серия 5 "Педагогические науки" и Сборнике тезисов выступлений участников конференции;

-  обратиться с просьбой к Министерству образования и науки Украины об увеличении количества мест государственного заказа для Института информатики Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова для подготовки будущих специалистов по образовательным  измерениям;

-  начать с 26 июня 2010 г. работу постоянно действующего Всеукраинского методологического семинара по педагогическим измерениям и мониторингу качества образования на базе Нежинского государственного университета имени Николая Гоголя, Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко;

-  разработать систему магистерской подготовки по образовательным  измерениям, повышения квалификации и переподготовки преподавателей университетов  и учителей.

Предусматривается, что новый опыт, полученный в рамках конференции, будет использоваться не только в университетах — прямых участниках проекта "Образовательные измерения, адаптированные к стандартам EС", но и другими украинскими университетами.

Непосредственное проведение конференции осуществляли:

Председатель программного комитета конференции - Д.С. Сильвестров, доктор физико-математических наук, профессор Стокгольмского и Малардаленского университетов (Швеция).

Заместитель председателя организационного комитета В.П. Сергиенко, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Института информатики Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова.

Члены программного комитета конференции О. В. Авраменко, доктор физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой прикладной математики, статистики и экономики Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко.

Ю. А. Ковальчук, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики Нежинского государственного университета имени Николая Гоголя, а также другие члены комитета.

Приглашаем к продолжению дискуссий на сайте проекта: http://fm.ndu.edu.ua.

ЛИТЕРАТУРА

1.



[1] Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров.  Ред. кол. Д.М. Алексеев, А.М. Бонч-Бруевич, А.С. Боровик-Романов и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 928 с.

Используются технологии uCoz