ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА НА ТАЙВАНЕ:

ОТ ЕДИНОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

К МНОГОВАРИАНТНЫМ ФОРМАМ ПРИЁМА В ВУЗЫ[1]

Линь Ю-Сю (Тайвань)

 аспирант кафедры педагогики

РГПУ им. A.M. Герцена, Санкт-Петербург

Аннотация

Реформа вступительного экзамена в вузы на Тайване и эксперимент по введению ЕГЭ в России ведутся в противоположных направлениях. В то время как на Тайване Единый вступительный экзамен заменяется многовариантной формой приёма в вуз, российская система образования, наоборот, вводит Единый госэкзамен. Поэтому опыт Тайваня может помочь российским коллегам спрогнозировать будущее единого экзамена и избежать возможных ошибок.

Единый вступительный экзамен в университет, проводившийся в 1954-2003 гг. на Тайване, казался справедливым и беспристрастным: все школьники, независимо от социального статуса, имели равные шансы, чтобы поступить в университет. Открытый и нейтральный характер экзамена защищал от манипуляций, политического и местного влияния. Но в реальности Единый вступительный экзамен в университет ограничивал для учащихся шансы поступления в вуз, поскольку был единственным путём к высшему образованию на Тайване. Неудача при поступлении в университет после школы означала отказ от этой возможности, может быть, навсегда и приводила к серьёзному стрессу. Была очевидна необходимость реформы системы поступления в университет.

В прошлом, на Тайване, учащиеся, желающие продолжать учёбу в высших учебных заведениях, должны были пройти Единый вступительный экзамен в университет. Тогда он действовал только в государственных университетах. В 1956 г. он был распространён на частные университеты и профессиональные колледжи. Испытания разделялись по трём направлениям: 1 - медицина / прикладные науки; 2 - гуманитарные науки; 3 — сельскохозяйственные науки / биология. Экзаменуемые могли выбрать одно из трёх направлений для сдачи экзамена. В 1966 г. было добавлено четвёртое направление - право и коммерция.

Экзаменационная система была реформирована дважды. Первая реформа, проведённая в 1972 г., установила различие между Единым вступительным экзаменом в университет и Единым вступительным экзаменом в профессиональный колледж. Некоторые абитуриенты готовы были сдавать оба экзамена, чтобы получить высшее образование. В результате реформы 1984 года были перераспределены экзаменационные направления, изменён способ распределения студентов. Направления были реорганизованы следующим образом: 1-е - гуманитарные науки, право и коммерция; 2-е направление - математика, прикладные науки, информатика и архитектура; 3-е направление - медицина и естественные науки; 4-е направление - сельскохозяйственные науки.

До 1984 г. студенты выбирали направление экзамена и университетские факультеты согласно своим пожеланиям, до того, как сдавать экзамен; они не могли выбрать для сдачи другие дисциплины, кроме тех, которые определялись направлением экзамена. Начиная с 1984 года, студенты получили возможность формулировать свои пожелания, после того, как прошли экзамены. Кроме того, они получили возможность сдавать экзамены независимо от распределения по направлениям. В зависимости от результатов на экзамене, студенты принимались на университетский факультет, соответствующий их пожеланиям.

Испытания Единого вступительного экзамена в университет были очень избирательными. Каждый год Министерство образования устанавливало общее число студентов, допущенных до обучения в университетах и высших учреждениях. Между 1978 г. и 1995 г. квота приёма никогда не превышала 40 % от всех экзаменующихся. Эта система заставляла учащихся концентрировать своё внимание исключительно на подготовке к экзамену, вместо того чтобы развивать свои индивидуальные интересы и склонности. Выпускники школ знали, что вся их дальнейшая жизнь зависела от одного-единственного экзамена, что, естественно, приводило к сильнейшему стрессу. Таким образом, большинство желающих лишалось возможности получить высшее образование. Критиковали единый экзамен и потому, что необходимо было запоминать огромное количество не связанных между собой фрагментов, которые необходимо знать во время экзаменов, а затем можно и забыть.

Для решения этих проблем в 1999 году Министерство образования опубликовало «Программу многовариантных форм приёма в вуз», цель которой — уменьшить давление на школьников и нормализовать обучение в старшей школе. В 2004 г. новая программа окончательно заменила общий вступительный экзамен. Новая Программа многовариантных форм приёма в вуз соответствует демократическим принципам справедливости, многовариантности, простоты и помогает каждому университету в наборе абитуриентов. Одна из главных целей новой Программы многовариантных форм приёма в вуз - организовать вступительные испытания таким образом, чтобы разнообразить способы отбора и сделать экзамены более специализированными. Новая программа позволяет каждому университету проводить более самостоятельную политику приёма абитуриентов и помогает экзаменующимся выбрать свой собственный способ поступления на подходящий для них университетский факультет.

Новая программа заключается в следующем: все учащиеся выпускного 12-го класса сначала сдают тест «Общей Аттестации Школьных Достижений» (в феврале каждого года). Самые лучшие школьники по рекомендации школы могут быть приняты в университет, сдав только экзамен по предметам, определяемым профилем университетского факультета (экзамен проводится с конца марта до конца апреля). Другие школьники, успешно сдавшие тест, не сдают вступительные экзамены в вуз, а принимаются по его результатам. Абитуриенты, идущие этим путём, ещё не выпускники, они проходят вступительные испытания и зачисляются в процессе учёбы. Те, кто написал этот тест неудачно, могут в этом же учебном году пройти «Тестирование по выбранным предметам в вуз», которое проводится после окончания школы (в начале июля каждого года). Учащиеся могут быть приняты в вузы на основании двух критериев: результаты «Тестирования по выбранным предметам» и пожелание абитуриента относительно вуза и факультета.

Рассмотрим подробнее многовариантные формы приёма в вузы и соответствующие им экзамены на Тайване:

Приём в вуз по рекомендации школы или по индивидуальному заявлению подразумевает два варианта (абитуриенты, идущие этим путём, ещё не выпускники, они проходят вступительные испытания и зачисляются в процессе учёбы): это А) приём по рекомендации школы: на всех факультетах вузов есть 2-3 места для абитуриентов, претендующих на них. Старшая школа рекомендует двух-трёх своих лучших учеников на факультеты университета по их выбору. Рекомендовать каждого ученика можно только на один университетский факультет. Б) приём по индивидуальному заявлению: кандидат подаёт заявление максимум на пять университетских факультетов одновременно. Школьник может использовать только один-единственный способ: либо приём по рекомендации школы, либо приём по индивидуальному заявлению на одном и том же факультете университета. На первом этапе всем необходимо сдать тест Общей аттестации школьных достижений, а на втором этапе проводится экзамен по предметам, определяемым профилем факультета.

Приём в вуз по результатам тестирования, по выбранным предметам, проводится после окончания школы. Как и в прошлые годы, когда существовал Единый вступительный экзамен в университет, выпускники сдают усовершенствованный Единый экзамен и формулируют свои пожелания по поступлению в вуз. Абитуриентам необходимо обязательно сдать тестирование по выбранным предметам в вуз. Университетские факультеты могут принять Общую аттестацию школьных достижений как стандарт проверки знаний, и принять результаты тестирования по 3-6 выбранным предметам. Экзаменуемые могут выбрать от 90 до 100 университетских факультетов, указав в специальном бланке порядок своих предпочтений. Объединённое Управление комиссии набора абитуриентов затем выделяет кандидатов для конкретного университетского факультета, с учётом результатов тестов и сформулированных пожеланий.

В новой Программе по многовариантным формам приёма в вуз сдаются следующие экзамены:

 • Общая аттестация школьных достижений:  оценивает знания учащегося по китайской литературе, английскому языку, математике, общественным наукам и естественным наукам за 10, 11 классы;

 • Экзамен по предметам, определяемым профилем факультета для приёма по рекомендации школы и индивидуальному заявлению. Для этого экзамена нет процессуальных норм и положений, общих для всех университетов. Самая главная задача на этом этапе — рассмотреть документы экзаменующихся, а именно: сертификат о школьной аттестации, автобиографию, план предполагаемой учёбы в вузе, участие в школьных кружках и секциях, результаты участия в конкурсах и олимпиадах, творческие проекты, провести  письменный и устный экзамен;

 • Тестирование по выбранным предметам в вуз — более трудное испытание. На нём определяют уровни знаний так, чтобы распределять студентов в университеты. Каждый факультет университета может просить экзаменующихся сдать 3-6 предметов из девяти: китайская литература, английский язык, математика А (для поступающих на естественные и технические факультеты), математика В (для поступающих на гуманитарные факультеты), физика, химия, биология, география и история за 10, 11 и 12- е классы.

 Тест художественных дисциплин проводится  на некоторых университетских факультетах, связанных с этими дисциплинами. Этот тест включает в себя музыку, танец, искусство, драму и лёгкую атлетику. Очевидно, что основное различие между старой экзаменационной системой и новой многовариантной формой оценки подготовленности выпускников школ к обучению в вузе на Тайване состоит в том, что старая система давала только одну возможность попасть в вуз — по результатам Единого вступительного экзамена, а новая система - многовариантные формы приёма в вуз—даёт выпускникам школ второй шанс поступить в вуз.

 В России эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), начатый в 2001 г., - одно из современных направлений модернизации российского образования. Подобный экзамен был проведён и в Санкт-Петербурге.

Мы провели опрос студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, на юридическом факультете и на факультете социальных наук, чтобы выяснить их отношение к ЕГЭ. 76,36 % студентов считает, что ЕГЭ не даёт объективной оценки знаний учащихся. За ЕГЭ высказались 30 % опрошенных, но только 1% студентов считает, что ЕГЭ даёт объективную оценку знаний. Разницу почти в 29% можно объяснить тем, что респонденты, положительно относящиеся к ЕГЭ, тем не менее, признают его несовершенство: недоработки в заданиях, возможность угадать ответ, отсутствие навыков, психологическую неготовность для сдачи тестов[2].

В опросах многие российские студенты отмечают, что «при тестовой форме ЕГЭ можно угадать ответы», «это необъективная оценка знаний». На Тайване система Единого вступительного экзамена в вуз не позволяла экзаменующимся угадать ответы, потому что была принята система «баллы обратного вычитания». При таком подходе считается, что если экзаменующийся неправильно отвечает на вопрос теста, значит, он, не зная правильного ответа, пытался его угадать. За это, как наказание, у него по особой системе вычитаются баллы.

В России многие абитуриенты жаловались на плохую эмоционально-психологическую атмосферу при сдаче ЕГЭ. Им не нравилось то, что ЕГЭ проходил в другом здании (не в их школе), где они чувствовали дискомфорт, и считали, что в своей школе лучше. На Тайване также не разрешается сдавать вступительный экзамен в вуз в своей школе, поскольку это обеспечивает большую беспристрастность проведения экзамена. Но ребятам разрешают поехать в пункт проведения вступительного экзамена и посмотреть своё место в аудитории до экзамена.

В России некоторые педагоги считают, что смысл образования в том, чтобы помочь учащимся в личностном росте, развивать нравственное становление; они думают, что из-за формата ЕГЭ всё внимание школьного образования сосредотачивается только на отметках и таким образом появляются «отбракованные дети»[3]. На Тайване тоже существует такая ситуация. Из-за сильной конкуренции на вступительном экзамене появились «классы пастухов», куда собирались дети, у которых, по мнению учителей, практически не было шансов поступить в вуз. Мало внимания уделялось нравственному воспитанию.

Если ЕГЭ перерастёт стадию эксперимента и будет повсеместно введён в России, есть смысл перед ним проходить Централизованное тестирование (ЦТ) и принимать абитуриентов в вузы на основании результатов этих двух экзаменов.



[1] Источник: Школьные технологии, №5, 2006. С,166-168.

[2] По мнению редактора, в ЕГЭ тестов нет. Там есть т.н. контрольно-измерительные материалы КИМы, отнюдь не равноценные тестам. См. Аванесов В.С. Единый государственный экзамен в фокусе научного исследования. Педагогические Измерения №1, 2006 г. С.3-31.

[3] Загвязинская Э.В. Единый государственный экзамен и реалии российской школы // Директор школы. 2005 №.з.

Используются технологии uCoz