Отзыв на аналитический доклад

«Уроки проведения ЕГЭ – 2010». По материалам обращения граждан

на горячую линию Общественной палаты РФ[1]

Проблемная ситуация

Установленные в аналитическом докладе факты можно рассматривать как документальные свидетельства начавшегося процесса саморазрушения ЕГЭ. Как видно из отчёта, полицейские меры – обыски в карманах учащихся и слежка за детьми в туалетах – уже больше не помогают. ЕГЭ с каждым годом становится всё более коррупционным, он заметно выходит из-под контроля чиновников. Вопреки утверждениям сторонников ЕГЭ о снижении коррупции[2], в МВД РФ после введения ЕГЭ отметили, напротив, двойной её рост[3].

Наши многократные предупреждения о социальной опасности[4] келейно задуманного и тоталитарно исполненного ЕГЭ всё время игнорировались бюрократией, причём самым примитивным способом - молча. Они якобы ничего не слышат и ничего замечают, а потому и не вступают в дискуссию. Прогноз об отрицательных последствиях решения о введении ЕГЭ тоже оказался ими незамеченным[5]. В докладе Общественной палаты этот печальный прогноз подтвержден теперь фактически.

Выводы и предложения аналитического доклада

Выводы, сделанные в докладе Общественной палаты, оказались заметно мягче сути вскрытых там фактов общего разложения системы образования и реально ухудшающейся образовательной ситуации по всей стране.

Предложения авторов доклада об усилении роли общественности понятны и правильны, вообще. Но теперь, на данной стадии активного разложения, они уже станут похожими на примочки, которые не в состоянии помочь тяжело больному ЕГЭ, бессмертному творению российской бюрократии. Эти предложения не смогут компенсировать научную несостоятельность ЕГЭ, политическую ошибочность решения Правительства РФ о введении такого педагогически непроработанного экзамена в России. А потому эти предложения, в случае реализации, скорее всего лишь продлят агонию ЕГЭ, обреченного, похоже, на бесславную смерть.

Похожая история уже была с императорским экзаменом в Древнем Китае. Своеволие местных чиновников, пытавшихся протолкнуть своих детей к власти, при проведении этих экзаменов было тогда таким же безграничным, как и сейчас. А стремление испытуемых обмануть государственных экзаменаторов любым способом – было таким же, как и у многих нынешних госэкзаменуемых. Да и ставки были тогда неслабыми – получаемая сразу управленческая должность. А потому этот экзамен, несмотря на жестокие меры по его проведению, там рухнул[6]. Эта история теперь повторяется в России, спустя более двух тысяч лет. История не прощает забвения.

Надо понимать, что качество образования и эффективность профессионального отбора кадров одними только экзаменами не достигается. Нужны соответствующие научные идеи и методы, подготовленные кадры для такой работы, качественные образовательные системы и разумные системные решения. Иначе говоря, нужно то, чего сейчас нет в министерстве образования и науки для сферы педагогических измерений нет, и не предвидится.

А потому с каждым годом ЕГЭ всё больше набирает свой разрушительный потенциал, о чём красноречиво свидетельствуют факты, представленные в докладе.

Засекреченная бюрократами реальная статистика исходных результатов ЕГЭ и отсутствие качественной образовательной статистики, лишь усугубляют ситуацию. Вместо ЕГЭ и некачественных контрольных «материалов» в России уже давно надо было развивать подлинные педагогические измерения. Но как можно убедить чиновников в неправильности их действий, если они молча взирают на критику и продолжают упорствовать в своём безграничном своеволии?

Аналитический доклад должен стать руководством к переменам.

Может случиться, что этот доклад Общественной палаты подтолкнёт, наконец, Президента РФ Д.А.Медведева и Председателя Правительства РФ В.В.Путина к реальному поиску научно обоснованных и общественно приемлемых решений проблем педагогических измерений уровня подготовленности выпускников школ и способностей абитуриентов осваивать вузовские программы. Единым экзаменом эти проблемы не решаемы. Те, кто продолжают предлагать Правительству РФ лёгковесные решения сложных общественных проблем, себя уже заметно дискредитировали.

Более десяти лет мы говорим чиновникам о научно-педагогической и метрической несостоятельности ЕГЭ, но всё без толку. Доклад Общественной палаты подтверждает ошибочность и порочность ЕГЭ. И в этом проявляется потенциальная польза от доклада. Реальная же польза заключается в правдивых фактах о ЕГЭ, которые там убедительно представлены. Эти и другие факты, имеющиеся в научной литературе([7],[8] и др.), смогут теперь стать надёжной основой для Правительства РФ в поиске настоящих управленческих решений, то есть таких, которые основаны на науке и на подлинной, всесторонней экспертизе состояния дел. Аналитический доклад можно с полным основанием рассматривать как одну из форм успешно проведённой общественной экспертизы, вскрывшей бездарность и неприемлемость проводимого в России ЕГЭ.

Что делать?

Очевидно, в России сложилась проблемная ситуация, выход из которой может дать открытая научная дискуссия. А это как раз то, чего в стране уже давно нет. Попытки авторов российского научно-методического журнала «Педагогические Измерения», существующего с 2004 года и выходящего четыре раза в год, вести такую дискуссию, чиновниками, ответственными за ЕГЭ, напрочь игнорируются. Это тема их не касается, что ли?

А ведь в журнале с первого номера регулярно поднимаются сущностные вопросы ЕГЭ, своевременное решение которых уже давно избавило бы страну от ошибок, допускаемых при проведении этого экзамена. Похоже, что существующая власть дала им очень странное право на такого рода асоциальное поведение. Но надо ли забывать, что тот, кто дал им такое право, в любую минуту это же право может и отнять. Может быть, тогда и начнётся подлинный поиск решения актуальных образовательных проблем.

Однако, надо ли ждать окончательного краха ЕГЭ? Нет. Лучше скорее прекратить этот неудачный в социально-образовательном и научно-педагогическом отношении экзамен. Тратить бюджетные средства на такой разрушительный экзамен нельзя.

Вместо него надо ввести метрически обоснованные системы проверки уровня подготовленности учащихся, выпускников школ и абитуриентов вузов. То есть, ввести необходимо то, чего сейчас в арсенале бюрократических методов нет. Также нельзя долго управлять сферой образования, не видя явно отрицательной динамики процесса ЕГЭ и качества массового образования в стране.

Вадим Аванесов, доктор педагогических наук, профессор, гл. редактор российского научно-методического журнала «Педагогические Измерения».

testolog@mail.ru



[1] Уроки проведения ЕГЭ – 2010. Аналитический доклад. По материалам обращения граждан на горячую линию Общественной палаты Российской Федерации. Под научной редакцией Л.Н. Духаниной. Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики. Москва, 2010. http://www.oprf.ru/files/jkbhfhbd84729.pdf

[2] Обсуждение единого госэкзамена в Общественной палате. http://2020strategy.ru/g8/news/32682825.html

[3] http://www.gzt.ru/topnews/accidents/-mbpch-prizyvaet-chinovnikov-sfery-obrazovaniya-/307628.html?subscribename=content&category=-mbpch-prizyvaet-chinovnikov-sfery-obrazovaniya-&date=270510

[4] Статьи В.С. Аванесова по вопросам ЕГЭ и педагогических измерений, на сайтах: http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=425098 , и http://testolog.narod.ru .

[5] Аванесов В.С. Единый государственный экзамен, или «Эта вещь будет посильнее "Фауста" Гёте». Учит. Газета, № 49, 2000 г., http://www.ug.ru/00.49/t25.htm

[6] Аванесов В.С. Тесты: история и теория. Из глубины веков. Управление школой. № 12, март 1999 г., с.14.

[7] Аванесов В.С. Проблема развития педагогических измерений. «Педагогические Измерения», №2, 2011 г. См. также эту статью в Интернет, на сайтах http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=425098 , http://testolog.narod.ru  и др.

[8] Avanesov V.S. Consequences of the EGE in Russia. KEDI Journal of Educational Policy. Korean Educational Development Institute v.3, №1 2006. pp. 89-99. Electronic version: http://eng.kedi.re.kr

Используются технологии uCoz