ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА

7 июня 2008г. пришла информация, что Госдума поддержала  предложение депутата от Новосибирска Анатолия Локтя запросить в Министерстве образования и науки образовании информацию о результатах Единого Государственного Экзамена. Более того, он предлагает пересмотреть и саму систему ЕГЭ, отметив, что сегодня можно говорить о системной ошибке. Далее было сказано, что это двойка не преподавателям, не выпускникам, а тем, кто затеял реформацию системы средней российской традиционной советской школы. Эта система ЕГЭ с самого начала вызывала сомнения, и сегодня многие преподаватели критикуют её. Проблема в тематике вопросов, которые задают.

Напомним, что ранее с ещё более резкой критикой ЕГЭ выступал Председатель Совета Федерации РФ С.М. Миронов. 

Хорошо, что единый госэкзамен заинтересовал, наконец, Госдуму. Хорошо также, что сделан информационный запрос о настоящих результатах ЕГЭ и о пересмотре самой системы ЕГЭ. Это может означать, что в Госдуме, похоже, наступает отрезвление относительно тех поправок, которые были там сделаны ранее при введении ошибочного пункта о ЕГЭ в «Закон об образовании».

Развёрнутые оценки низкого качества и вредоносности ЕГЭ  для российского образования были даны автором этой заметки во многих статьях. В том числе таких, как «Приоритетный Национальный Проект «Образование», как форма перехода к общественно-государственному управлению образовательной сферой», «Доживёт ли ЕГЭ до 2009 года», «Проблема становления системы педагогических измерений» и многих других статьях, размещённых на сайтах  http://testolog.narod.ru  и http://viperson.ru/.

Как сообщил Президент Всероссийского фонда образования С.К. Комков, сейчас готовятся  судебные иски, которые имеют перспективу удостоверить некачественность и непригодность так называемых «тестов» ЕГЭ, которые тестами не являются. Они лишь дискредитируют метод тестов, равно как дискредитируют и Россию, разрабатывающую и незаконно применявшую в течение восьми лет  т.н. контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ. Эти КИМы однозначно являются некачественными методами оценки знаний выпускников школ и, одновременно, абитуриентов вузов, затрагивая, тем самым, права этих молодых людей и их родителей на объективную и справедливую оценку уровня их подготовленности. Нелишне заметить, что в мировой науке КИМы абсолютно не известны как метод педагогических измерений, как не известны и критерии, по которым можно было бы оценить их собственное качество. 

ЕГЭ - это не тесты, а  КИМы

Между тем, ЕГЭ и тесты - это очень разные формы. Поэтому хотелось бы просить уважаемых депутатов Госдумы не использовать в дискуссиях слово «тесты», поскольку в ЕГЭ применяются КИМы, а это вопросы, весьма отдалённо и только внешне иногда похожие на задания в тестовой форме. В России тестами по привычке называют вопросы, задачи и т.п.

Например, тестирование может быть только добровольным. ЕГЭ же является абсолютно принудительным, при этом испытуемые фактически превращаются в подопытных. Тестовые результаты проверяются по критериям объективности, точности и соответствия цели, в то время как в ЕГЭ эти критерии игнорируются, а все сущностные результаты прячутся за завесой министерской секретности. Но пора проводить различия между министерством обороны, где секретность может быть уместной, и министерством образования, где таковая очень вредна.

Между тем, каждый гражданин теоретически вправе не участвовать в тестировании, если он не хочет или не может это делать по соображениям состояния своего здоровья или своей недостаточной подготовленности. Тогда ему надо предоставить возможность проверить свою зрелость по другой, например, экзаменационной форме. Превращать ЕГЭ в тотальную государственную дубинку и не давать аттестаты зрелости тем, кто не хочет поступать в ПТУ, могут только недалёкие руководители. Ведь недаром учёные говорят о необходимости формирования осознанного профессионального и социального самоопределения личности.

Инфляция баллов ЕГЭ

Как и российская денежная система, оценки ЕГЭ постепенно деградируют. В ЕГЭ это происходит от некачественности, прицельной работы репетиторов на проверяемый минимум, а также от периодических рукотворных утечек информации, которые случаются каждый год. И это, похоже, неизбежно, потому что ставки слишком высоки, а защита всегда проигрывает из-за возрастающей коррупции. Иначе говоря, сам ЕГЭ из средства борьбы против коррупции превратился в коррупционное средство.   

Депутаты Госдумы правы в том, что надо потребовать от Министерства образования и науки отчёты по ЕГЭ. Но при этом важно добавить, что должны быть не псевдоаналитические, как сейчас, а настоящие научные отчёты, за каждый год проводившегося незаконно эксперимента, с исходными статистическими распределениями и обоснованиями по каждому заданию и учебному предмету. Именно эта информация там была незаконно засекречена, и уже много лет. Предстоит, наконец, написать нормальные отчёты и подвергнуть их независимой экспертизе.  Инфляция баллов набирает силу. Кто и что может её остановить?

ЕГЭ - это опасный механизм

Теперь Госдума РФ получает возможность исправить свою ошибку. С подачи бывшей администрации Президента РФ Госдума приняла поправки к Закону, относящиеся к применению некачественного, по сути, государственного метода необъективного оценивания молодёжи, т.н. КИМы ЕГЭ. А это юридический нонсенс. В проекте Закона этот нонсенс был назван «механизмом ЕГЭ». И если этот вредоносный механизм вдруг заработает в полную силу и в официальном порядке, то он сильно повредит российское образование и страну в целом. Руководители регионов теперь требуют от учителей готовиться к ЕГЭ с 1-го сентября.

Вводя ЕГЭ, обещали, что этот госэкзамен улучшит качество образования. Но оно ухудшилось, и продолжает ухудшаться. Говорили также, что ЕГЭ победит коррупцию, но последняя в условиях усиления социального и материального неравенства граждан разрослась ещё шире. Не случайно большинство населения России решительно выступает против ЕГЭ. Тогда чьи интересы отстаивают те, кто, невзирая на всенародную критику, и особенно на критику со стороны учёных,  восемь лет продолжали «продавливать» ЕГЭ?

Что делать?

Министерству образования и науки пора заняться своей основной деятельностью -  организацией народного образования, а не контролем недостатков своей же работы. Это очередной  нонсенс, который не замечается.  Контроль качества образования в большинстве стран мира проводит не министерство образования, а организуют общественные и профессиональные организации. Например, в  США и Казахстане применяется добровольное общественно-профессиональное Национальное тестирование. В Украине Президент В.Ющенко прямо указал на необходимость применять тесты. Конечно, имеются в виду настоящие тесты, а не те КИМы ЕГЭ, которые некоторые депутаты по подсказке чиновников Министерства образования и науки РФ выдают за «тесты».

Много спорных вопросов можно было бы снять общественными слушаниями во всех регионах России, где родители и учителя должны сказать главное слово.  Такие слушания лучше проводить только после открытой публикации результатов ЕГЭ, в центре и на местах. Главное же сейчас скорее отменить Единый Государственный Экзамен, как бездарный в научном отношении «механизм», наносящий заметный вред российскому образованию.

Вадим Аванесов докт. пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогические Измерения».

Используются технологии uCoz