Каков контроль, таковым становится и образование
Вадим Сергеевич Аванесов – доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Педагогические измерения».
Как недавно признал глава Гособрнадзора Виктор Болотов, ни один эксперимент не вызвал столько споров, сколько ЕГЭ. Главными спорными вопросами, отметил он, остаются попытка сочетать «в одном флаконе» ЕГЭ выпускной (школьный) и вступительный (вузовский) экзамены, а также отсутствие ясности в том, какие предметы должны быть обязательными для сдачи, а какие ученик может выбрать сам. Кроме того, сохраняется противоречие с вузами, которые настаивают, что ЕГЭ не должен быть единственной формой вступительных экзаменов.
Разве не понятно, что если в общеобразовательной школе одни экзамены надо сдавать обязательно, а другие сдавать необязательно, или вообще их не надо сдавать, то мгновенно – в умах и на практике – опрокидывается сама идея общего и сбалансированного среднего образования. Вследствие введения ЕГЭ дети и их родители начали уделять внимание только тому, что требуется сдавать. А это примерно десятая часть того, что надо изучать в школе. Каков контроль, таковым становится и образование! Не странно ли, что фактическими похоронами идеи общего среднего образования занимается Министерство образования и науки, созданное абсолютно с противоположной целью – для улучшения качества образования в стране.
Разве вузы не вправе проводить тот контроль уровня подготовленности, который они считают нужным для качественной подготовки выпускаемых ими специалистов? Если Минобрнауки и Госдума лишат их такого права, то тем самым у вузов появится возможность переложить ответственность за уровень подготовки принятого контингента на Гособрнадзор, с вытекающими отсюда последствиями по качеству подготовки студентов. Кого тогда будем винить за непрерывно ухудшающееся качество общего школьного и вузовского образования?
Вот вопросы, на которые надо искать осмысленные ответы.
ЕГЭ был нацелен на упрощение процесса поступления в вузы, сдачи вместо двух экзаменов только одного, а также достижение справедливости и объективности оценок. Повсеместно стали возникать курсы и команды платных репетиторов, и даже ОАО, натаскивающих, образно говоря, абитуриентов на технику быстрого поиска правильных ответов на некачественные задания тестов, не выполняя при этом никаких решений. Результаты независимого исследования показали, что на самом деле этот эксперимент с ЕГЭ привел к усилению неравенства в вопросах доступа к качественному образованию.
Второй целью ЕГЭ ставилось искоренение коррупции. После введения ЕГЭ коррупция захлестнула российское образование, которое по уровню коррупции уже вышло на второе место после таможни. Не случайно по уровню коррумпированности Россия опустилась с 90-го места в 2004 году до 126-го места в 2005 году, попав в одну группу с Албанией, Нигером и Сьерра-Леоне. Мировой опыт убеждает, что эффективно бороться с коррупцией в состоянии не государственные экзамены, а Национальное, то есть независимое от чиновников, общественно-профессиональное тестирование.
Шесть лет дорогостоящего экспериментирования показали, что ни одна из озвученных целей не была достигнута. Не случайно по мере расширения практики применения ЕГЭ в стране появилось и начинает крепнуть протестное движение. Таким образом, ЕГЭ начал постепенно превращаться в одну из линий отчуждения власти от общества, в линию раскола граждан на сторонников и противников ЕГЭ. На это обстоятельство указывают данные социологических опросов. Качество нынешнего ЕГЭ принципиально неулучшаемо в силу ошибочности целей, форм и методов. ЕГЭ – это одна из форм насилия нынешнего государства над обществом.