Интернет-обзор по Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Выпуск 3.

http://www.mk.ru/numbers/2183/article75667.htm

19.05.2006

Сегодня в Москве стартуют Единые госэкзамены. Первый ЕГЭ школьники-добровольцы сдадут по иностранному языку. На организацию всех ЕГЭ по стране уйдет около 400 миллионов рублей. На каждого выпускника государство потратит 60 рублей. Сюда входит: разработка заданий, их печать, специальные секретные пакеты и их доставка, проверка... Накануне экзамена глава Рособрнадзора Виктор Болотов ответил на самые горячие вопросы 11-классников.

- Сколько времени выделяется для ЕГЭ и допускаются ли перерывы во время экзамена?

- Перерывов нет. Если возникнет необходимость выйти из аудитории, то это возможно только в сопровождении организаторов. Продолжительность ЕГЭ по математике и литературе — 4 часа (240 минут), по физике — 3,5 часа (210 минут), по русскому языку, биологии, географии, химии, обществознанию, истории России — 3 часа (180 минут), по английскому языку — 167 минут.

- Какими дополнительными материалами можно пользоваться во время ЕГЭ?

- По физике — непрограммируемым калькулятором, по химии — непрограммируемым калькулятором, таблицей Менделеева и таблицами растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимического ряда напряжений металлов. Использование всех остальных материалов запрещено.

- Что делать, если попалось некорректное задание?

- Если вы уверены, что вопрос некорректный, надо сразу связаться с предметной комиссией субъекта РФ и подать апелляцию по содержанию экзамена. Если установят брак составителей, то все ребята получат автоматом балл за некорректное задание.

Кроме того, если вам мешал кто-то из аудитории, можете сразу оформить апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена. Апелляция подается только в день экзамена в месте его проведения. Если вы не согласны с выставленной отметкой, то апелляцию надо подавать в течение трех дней, начиная со следующего дня после официального объявления результатов. Апелляции рассматриваются два-три дня после подачи заявления…

- Можно ли пересдавать Единый госэкзамен?

- Пересдавать ЕГЭ на основании неудовлетворительной оценки нельзя. Но результат, полученный на ЕГЭ, не будет преследовать вас всю жизнь. Срок действия свидетельства ЕГЭ определен до 31 декабря текущего года, поэтому вы сможете в следующем году вновь сдавать вступительные экзамены в той форме, в которой их проводит выбранный вуз.

Комментарий В.С, Аванесова.

Из этого материала мы узнали о стоимости и о продолжительности ЕГЭ. ЕГЭ продолжается по времени, до 4 -х часов, что само по себе не имеет ничего общего с кратковременными тестами и похоже на Единую Государственную Экзекуцию. Ни один тестолог никогда бы не позволил себе проверять знания в течение столь большого времени. Идеальный психометрический тест - 12 минут. Предел тестирования знаний - 40 минут. Тогда не нужен будет и унизительный надзор в туалете. Легко предположить, что результаты столь длительной, по времени, экзекуции, не могут быть надежными. Жалко, что результаты незаконно засекречены.

Государство, которое позволяет пытать детей 4 часа ведёт себя негуманно.

 

http://www.5ballov.ru/news/newsline/index.shtml?2006/06/06/52893

Растет количество вологодских школьников, подающих на апелляцию по итогам ЕГЭ

В этом году выпускники вологодских школ установили своеобразный рекорд — 24 претензии после экзамена по обществознанию. Для сравнения, оценкой по русскому языку были недовольны только двое. Накануне судьбу очередных баллов решала конфликтная комиссия. Многие из них идут на заседание конфликтной комиссии только для того, чтобы посмотреть на свои ошибки.

Претензии у каждого выпускника — свои. Кто-то считает, что его способности оценили слишком низко, кому-то показалось, что процедура проведения ЕГЭ была незаконной. В таких случая проводят расследование — делают запрос в школу, где проходил ЕГЭ, опрашивают свидетелей. Кстати, с каждым годом на апелляцию подают все больше школьников, говорит председатель конфликтной комиссии Галина Прохорова: «Выпускники стали больше разбираться в своих правах, грамотнее стали и смелее…».

комментарий: надо задуматься - а что будет дальше?

 

http://www.5ballov.ru/news/newsline/index.shtml?2006/05/25/52703

Педагоги сетуют на незащищенность заданий по ЕГЭ

Большое количество педагогов из регионов РФ удивлены низким уровнем защиты материалов для проведения единого государственного экзамена. Некогда сверхсекретные задания в этом году упакованы в обычные почтовые конверты без всяких степеней защиты, а кое-где и заклеенные обычным скотчем.

По информации управления контроля качества образования Рособрнадзора, слабая защита заданий к ЕГЭ связана с финансовыми трудностями. Об этом заявил начальник управления Валентин Шаулин. По его словам, дополнительную защиту материалов должны обеспечивать на местах, где пакеты принято запечатывать сургучом.

Из-за неразберихи с заказами на производство печатной и аудиопродукции, необходимой для проведения ЕГЭ, в Магадане сорвали экзамен по английскому языку, на который были присланы чистые (без записи) аудиокассеты, где должны были быть тексты для перевода; на Дальнем Востоке педагоги сетуют на низкую защищенность контрольно-измерительных материалов по химии и математике.

На Урале один из интернет-порталов накануне выпускных экзаменов предложил платную услугу - прислать ответы на вопросы ЕГЭ. По словам специалистов, в данном случае имеет место чистое "надувательство" школьников, потому что заданий для ЕГЭ сотни, вопросы и ответы в разных регионах - совершенно разные.

Об этом сообщает сайт rambler.ru.

Комментарий: ЕГЭ не преследует цель борьбы с коррупцией (См. интервью с бывшим министром образования в моей статье на сайте "Единый государственный экзамен в фокусе научного исследования". ЕГЭ сам порождает коррупцию, как это видно из этой заметки и из общей практики

.

http://www.5ballov.ru/news/newsline/index.shtml?2006/05/26/52720

Результаты ЕГЭ 17 екатеринбургских школьников признаны недействительными

Результаты централизованного тестирования 17 екатеринбургских школьников признаны недействительными. Выпускников обвиняют в недобросовестной сдаче экзамена.

17 одиннадцатиклассников из лицея №130-го получили за тест[2] очень высокие баллы. В Москве при подсчете результатов решили, что такими умными ученики одного потока быть не могут, а значит, результаты теста сфальсифицированы. Так, один из выпускников набрал 95 баллов из 100 возможных, что гарантировало ему свободное поступление сразу в несколько вузов, в том числе и московских. Через несколько дней после тестирования результат аннулировали без объяснения причины. Такие же результаты получили еще 16 выпускников этого учебного заведения.

За учащихся вступились родители и педагоги. Преподаватель Ирина Никольская уверяет, что к тестированию дети готовились не один месяц. В честности самих ребят, которые являются победителями олимпиад, педагоги не сомневаются.

Представители регионального центра тестирования сейчас пытаются оспорить решение московской комиссии. «Мы провели анализ повторных результатов и утверждаем, что нарушений не было. Информация отправлена в Москву, и надеемся, что результаты будут восстановлены, и еще одного тестирования не будет», – заявил руководитель регионального представительства центра тестирования Владимир Швейкин.

Об этом сообщает сайт km.ru.

 

Комментарий: Здесь два важных вопроса.

Первый: в ЕГЭ тестов нет, а есть только тестоподобные задания. И это не тестовые задания, и даже не задания в тестовой форме, поскольку там много нарушений этой самой формы.

Второй вопрос: Представьте себе эту ситуацию, когда неизвестный чиновник неизвестного государственного органа в Москве решил, что в Екатеринбурге учат плохо, а потому отличных оценок там не может быть, потому что этого не может быть! Против такой позиции государства и логики анонимного чиновника детям и их родителям приходится бороться. Культурное государство, напротив, стремится защитить каждого гражданина от произвола анонимных чиновников.

http://www.pravda.info/news/1934.html

20.12.2004

Более 63% студентов не поддерживают идею введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в средней школе РФ. Московское студенчество не поддерживает реформу образования 45,5% - не поддерживают переход на 2-х уровневое образование в России (4 года бакалавриата, 2 года магистратуры).

71,3 % студентов г. Москвы отрицательно относятся к переходу высшего образования в России на контрактную (платную) форму  обучения.

54,1 % студентов московских вузов поддерживают идею введения в  России образовательного кредита. Студенческая молодежь столицы в большинстве своем информирована предстоящем рассмотрении в Государственной Думе РФ законопроектов о реформе образования в России (62,3% хорошо информирован/частично информирован).

Студенчество города Москвы отрицательно относится к переходу высшего образования на контрактную (платную) форму обучения (71,3 % отрицательно/более отрицательно, чем положительно).

Данные социологического исследования, проведенного в декабре 2004 года Центром Социологических и Маркетинговых Исследований <SOCIUM>. Были опрошены 521 респондент по выборке, репрезентирующей студенческую молодежь г.Москвы, в зависимости от статуса  ВУЗа (государственные/коммерческие), специализации факультетов (гуманитарные/естественные) и по основным социально-демографическим признакам. Ошибка выборки не превышает 5 %.

 

 

http://perm.rfn.ru/rnews.html?id=21543

В пермской школе учились "мертвые души"

Прокурорская проверка, проведенная в пермской школе N151, выявила интересный факт: мертвые души - это не только произведение Гоголя, которое в этой школе изучают на уроках литературы, но и реальность. Что так тщательно было затерто из классных журналов, еще предстоит определить, но следователи прокуратуры практически уверены, что здесь были фамилии детей, которые в этой школе никогда не учились. "Когда мы стали смотреть количество учеников, выявили, что порядка 60 человек было приписано. С прошлого года в Перми реализуется принцип подушевого финансирования. Субвенции из областного бюджета идут в школу на каждого ученика. Если было приписано 60 человек, то школа незаконно получила более 500 тысяч рублей", - рассказывает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних Прокуратуры Пермского края Татьяна Шуваева. Надписи "мертвая душа" или просто "МД" кто-то не постеснялся вывести карандашом на липовых личных делах. Проверка Мотовилихинского комитета образования, последовавшая за прокурорской, выявила уже не 60 несуществующих учеников, а в 2 раза больше. Теперь в отношении бывшего директора этой школы и одного из завучей возбуждено уголовное дело по статье «Служебный подлог» Уголовного кодекса РФ.

http://www.gazeta.ru/education/2006/06/07_a_657542.shtml

23 мая в аудитории 214 московской школы №228 проходил ЕГЭ по обществознанию. Его организация, как сообщают родители принявших в нем участие 11-классников, отличалась серьезными нарушениями установленных правил сдачи испытания в форме ЕГЭ.

Прежде всего, по данным родителей, пачки бланков КИМов (контрольно-измерительных материалов) были распечатаны до того, как школьники вошли в аудиторию, а сами КИМы были заранее были разложены по столам.

Через час после того, как дети начали писать работы, им объявили, что «по ошибке раздали не те материалы». К этому времени некоторые участники экзамена успели заполнить части «А» и «В» в бланках ответов. Им велели исправлять написанное в чистовиках, хотя в начале экзамена предупреждали, что даже малейшие исправления нежелательны, поскольку вызовут сбой компьютера и будут засчитаны им как ошибки. Время, отведенное на экзамен, было существенно продлено.

Столкнувшись с экстремальной ситуацией, некоторые дети написали экзамен хуже, чем могли, что подтверждают оценки, полученные ими на пробном экзамене, утверждают родители. Однако подать апелляцию им было чрезвычайно трудно – организаторы экзамена, по словам родителей, всячески препятствовали этому. Тем из них, кому все же удалось это сделать, придется писать экзамен еще раз. Таким образом, за ошибки, допущенные администрацией, придется расплачиваться детям.

Есть и еще один нюанс. Вместе с «чужими» одиннадцатиклассниками ЕГЭ по обществознанию в 228 школе сдавали и свои. Использование в таких условиях именных КИМов ставит под вопрос объективность оценок и не может не вызывать подозрений в пристрастности проверяющих их учителей.

Родители детей, пострадавших по вине устроителей экзамена, требуют, чтобы всем им засчитали по конфликтному экзамену по 100 баллов. Их жалобу, как удалось узнать «Газете.Ru», будет рассматривать глава московского департамента образования Любовь Кезина.

Комментарий: Я уверен, что конфликтный ЕГЭ стране не нужен.

 

http://www.gazeta.ru/education/2006/05/12_a_637397.shtml

12 МАЯ 2006   20:26

…Представляя программу "Чтение, читательская и информационная грамотность как составная часть нацпроекта образования", президент Русской ассоциации чтения Наталья Сметанникова начала с цифр. По ее информации, доля "нечитающих" россиян выросла с 27% в 1991 году до 37% в 2005, число читателей газет за это время сократилось с 67% до 16%, журналов – с 24% до 7%. Это нашло отражение в международных исследованиях качества чтения и грамотности (PIRLS, PISA), где пятнадцатилетние российские школьники заняли 27 место из 32 в 2000 году и 33 из 40 в 2003 году.

Низкие результаты качества чтения и способности извлекать из текста нужную информацию были показаны и в ходе ЕГЭ.

По мнению Натальи Сметанниковой, человек становится активным читателем к 12 годам, и возраст от 10 до 12 лет считается критическим. Поэтому Русская ассоциация чтения предлагает ввести в учебный план 5-6 классов урок досугового чтения и информационной культуры, а в 7-9 классах проводить такие занятия факультативно. Для этого авторы проекта считают необходимым ввести в штатное расписание школ две новые должности - учитель чтения и библиотекарь-педагог, и организовать их подготовку в системе повышения квалификации учителей.

Комментарий: больше ЕГЭ, меньше чтения. Неужели с этим кто-то будет спорить?

 

http://www.gazeta.ru/education/2006/04/13_a_586555.shtml

Текст: Марина Лемуткина, 13 АПРЕЛЯ 2006 19:35

Какие предметы выпускники будут сдавать в форме ЕГЭ и будет ли единый госэкзамен обязательным, решать в этом году будут сами регионы. Москва решила сделать обязательным ЕГЭ по истории. Как говорят представители вузов, сдать его будет сложно.

В четверг глава Рособрнадзора Виктор Болотов рассказал, как пройдет Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 2006 году. По его оценке, в ЕГЭ примут участие более 950 тыс. выпускников школ из 79 регионов. Какие предметы сдавать в форме ЕГЭ, а также делать ли его добровольным, определит сам регион.

Прием и зачисление по результатам ЕГЭ проведут почти 2 тыс. техникумов, вузов и их филиалов. Самыми популярными предметами для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ, по оценке Рособрнадзора, станут русский язык и математика: их будут сдавать в 73 регионах. На физику "подписался" 61 регион, химию – 59, биологию – 61, историю – 56. Это значит, что все расположенные на их территории вузы, участвующие в ЕГЭ, не смогут проводить по указанным предметам собственные вступительные экзамены, а станут засчитывать только результаты ЕГЭ, подчеркивают в Рособрнадзоре.

Одним из регионов, вошедших в список желающих сдавать ЕГЭ по истории, в 2006 году неожиданно стала Москва.

Этот сюрприз, как писала "Газета.Ru", Совет московских ректоров преподнес абитуриентам буквально накануне экзаменов, что, по мнению Виктора Болотова, поздновато. Но в Москве сдача ЕГЭ по любому предмету, включая историю, остается добровольной. Это означает, что ЕГЭ по истории спокойно могут не сдавать, во-первых, московские 11-классники, не собирающиеся продолжать учебу в вузе, а во-вторых, те из них, кому не придется сдавать историю в качестве вступительного экзамена. Например, "технари". Но это – общее правило, из которого, как водится, будут исключения.

Некоторые московские вузы, как разъяснил "Газете.Ru" Виктор Болотов, в 2006 году будут по-прежнему принимать вступительные экзамены по истории в традиционной форме.

Список "уклонистов" от ЕГЭ возглавит МГУ имени Ломоносова, категорически отказавшийся засчитывать при поступлении результаты ЕГЭ не только по истории, но и по всем остальным предметам. Кроме того, традиционные вступительные экзамены по истории сохранятся в вузах, "не подведомственных Министерству образования и науки", например, в "творческих" вузах Минкульта или, наоборот, в МГИМО МИД России. Не будут в этом году принимать вступительные экзамены по истории в форме ЕГЭ в военных и прочих "силовых" вузах, пообещал Болотов.

Остальным московским абитуриентам придется срочно переходить с подготовки по программе выбранного ими вуза на унифицированный образчик ЕГЭ.

И в первую очередь выпускникам подготовительных факультетов. Впрочем, "если при подготовке к вступительным экзаменам абитуриенты как следует изучали историю, а не просто зубрили конкретные вопросы, проблем у них не будет". Согласиться с этим утверждением сложно. Задачей абитуриента является не доскональное изучение истории (этим он займется, если поступит), а поступление в выбранный вуз, предполагающее в том числе подготовку по его программе. Однако в Рособразовании эту точку зрения не разделяют.

Не согласны в ведомстве и с критикой качества тестовых заданий по истории. "Среди вопросов в традиционных экзаменационных билетах попадаются еще глупее", – утешаются там. По словам Болотова, утверждать, что задания ЕГЭ по истории сводятся лишь к набору дат и простейших фактов, неправильно. "Туда включены вопросы на сопоставление текстов исторических источников, чего не было раньше. А в самую сложную – "олимпийскую" – группу С и вовсе вошли вопросы на понимание сути исторических процессов", – подчеркнул глава Рособрнадзора "Газете.Ru".

Однако сами историки утверждают, что для оценки знаний по их предмету тестирование не годится.

Как рассказала "Газете.Ru" замдекана исторического факультета МГУ имени Ломоносова профессор Лира Леонова, "тестовая система ЕГЭ предполагает натаскивание и ориентирована на запоминание, а не на способность к мышлению. Поэтому она не позволяет оценить глубины понимания сути исторических процессов. А человек, обладающий глубокими познаниями в области закономерностей общественного развития, может и забыть конкретный факт. Это не так уж страшно".

Кроме того, вводить тестовую систему оценки знаний в предметах, где не всегда возможен однозначный ответ, и в том числе в истории, некорректно.

Комментарий: меня сильно удивило алогичное, якобы "тестовое" задание по истории из ЕГЭ 2001 года. :

1. ВОССТАНИЕ СПАРТАКА БЫЛО

•а) в 73 г . до н.э.

•б) в 73 г . н.э.

•в) в 1973г.

•г) пока еще не было

(Источник: Российская газета, 23 марта 2001г.

Я не устану утверждать, что подобными заданиями бывшее министерство образования пыталось дискредитировать тестовую культуру. К сожалению, эти попытки не прекращаются и сейчас.

В ЕГЭ нет тестов. Там есть т.н. КИМы, первая и вторая часть которых только внешне похожа на тесты. Но внешенее сходство обманчиво. Как справедливо писал К.Маркс, если видимость и сущность вещей совпадали бы, то всякая наука была бы излишней.

http://www.rian.ru/review/20060414/46423987.html

ЕГЭ наступает единым фронтом

Противоборство ведущих вузов Москвы и Министерства науки и образования продолжается. Несмотря на то, что главный вуз страны, МГУ имени Ломоносова, открыто заявляет о нецелесообразности ЕГЭ как формы контроля знаний, правительство РФ продолжает эксперимент, расширяя его территориальные масштабы. В этом году участие в ЕГЭ примут 79 субъектов РФ. А пробные экзамены состоятся в вузах Екатеринбурга и Свердловска уже в следующую пятницу, 21 апреля.

Даты проведения единого государственного экзамена в школах уже известны. 19 мая российские школьники будут сдавать иностранный язык, 23 мая - химию, 27-го числа - географию, литературу и биологию, 30 мая - русский язык, 5 июня - математику, а 13-го числа - историю или физику.

"Рособрнадзор" запланировал два резервных дня, 15 и 16 июня, для приема экзаменов у школьников, пропустивших общие дни по уважительным причинам. В вузах же и техникумах вступительные экзамены пройдут с 17 по 28 июля. Резервный день назначен на 30 июля, сообщает газета "Время новостей".

Эксперимент с введением ЕГЭ длится уже шестой год. "Независимая газета" вспоминает, как в 2001 году тогда еще министр образования Владимир Филиппов на вопрос, не боится ли он, что его назовут человеком, "развалившим отечественное образование", дал изумительный в своем роде ответ: "Во-первых, без эксперимента развалить образование невозможно. Надо экспериментировать много лет, чтобы потом принять решение".

По мнению Филиппова, нынешняя система обучения в средней школе не позволяет объективно оценивать знания ученика в отличие от единого экзамена, когда все сданные в работы проверяются в Москве. На них нет ни шифра, ни номера, есть только штрих-код человека, который может считывать специальная машина. "Поэтому объективности здесь намного больше, чем при традиционной системе обучения",- считает экс-министр.

Между тем, ещё до выхода официальных разработанных заданий ЕГЭ в сети Интернет абитуриент может найти ответы на предполагаемые задания. В этой связи Агентство национальных новостей приводит мнение члена предметной комиссии ЕГЭ по физике Геннадия Никифорова, заявившего, что продаваемые в Интернете ответы на поверку мало чем отличаются от демонстрационных версий прошлых лет...

Там же, на портале информационной поддержки ЕГЭ, опубликован черный список сайтов с ложными ответами ЕГЭ.

Портал Учебно-научного Центра довузовского образования одним из первых выложил у себя демоверсии ЕГЭ-2006 в разделе "On-line тестирование".  Здесь без всяких проволочек можно бесплатно проверить насколько ты готов экзамену.

Справка Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди россиян на тему их отношения к ЕГЭ. 77% опрошенных ответили, что "что-то знают о едином госэкзамене". 22% респондентов в Москве и Санкт-Петербурге сталкивались на практике с ЕГЭ. Еще меньше о ЕГЭ знают в сельской местности: 24% заявили, что вообще ничего об этом эксперименте не знают. Замену вступительных экзаменов вузы на ЕГЭ положительно воспринимают 40% опрошенных, негативная реакция на него у 26%.

"Историческая несправедливость":  разгадай школьный курс за 180 минут

Новшеством этого года считают введение обязательного ЕГЭ по истории. Правда специальный приказ об этом вышел только в марте этого года, что вызвало оправданный ропот в стане не только будущих экзаменуемых, но и преподавателей. В интервью "Наука. Известия" учитель истории гимназии № 1543 "На Юго-Западе" Леонид Кацва назвал решение о введении госэкзамена по истории "чудовищным".  По его мнению, два наименее пригодных к сдаче ЕГЭ предмета — это литература и история.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа. Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий. Первая часть, состоящая из 33 вопросов, выполнена в форме традиционного теста с вариантами ответов. К примеру, "Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV? 1) 1223 г., 1240 г.; 2) 1478 г., 1485 г.; 3) 1510 г., 1521 г.; 4) 1552 г., 1556 г.". Или: "К начальному этапу Великой Отечественной войны относится 1) Смоленское сражение; 2) Сталинградская битва; 3) битва на Орловско-Курской дуге; 4) Висло-Одерская операция".

Вторая часть состоит из 10 заданий с кратким ответом в виде даты, имени, слова, которые нужно вписать в свободную строчку. Задание: установите соответствие между фамилиями представителей культуры и характером их деятельности. Фамилии: 1) П.М. Третьяков; 2) И.Е. Репин; 3) А.Д. Захаров; 4) М.И. Глинка. Характер деятельности: А) художник; Б) коллекционер произведений живописи; В) композитор; Г) архитектор; Д) издатель книг для народа.

Третья часть, по словам экспертов, самая трудная и состоит из 7 заданий. При их выполнении требуется записать развернутый ответ на специальном бланке в свободной форме. Например: "Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы". И далее следует фрагмент из постановления ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", с обильными поношениями "пошлых и клеветнических выступлений Зощенко" и "пустых и аполитических стихотворений Ахматовой", которые "ошибочно" опубликованы в журналах "Звезда" и "Ленинград". Далее следуют три группы вопросов: 1: "Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию руководителя СССР в этот период. 2: Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений). 3: На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин принятия данного постановления".

Справка ЕГЭ по истории впервые проводился в 2001 году. Тогда в нем участвовало менее 100 человек. За 4 года число участников составило около 74 тысяч выпускников из 38 регионов страны. В 2004 году "пятерку" (в пересчете на баллы) получили 15,3% учащихся, "четверку" — 33,3%, "тройку" — 41,7, "двойку" — 9, 8%.

На чем "горят" выпускники

"Комсомольская правда" проводит собственное расследование

Во-первых, сертификаты с оценками в некоторых регионах в прошлом году выдавали слишком поздно. Позже в Минобрнауки объяснили: оказывается, в приемной комиссии достаточно указать номер своего сертификата, а саму бумагу подвезти попозже.

Во-вторых, в экзаменационных заданиях были ошибки. В прошлом году их нашли 37. Чиновники утверждают, что они никак не повлияли на результаты экзаменующихся.

В-третьих, некоторые вузы только под нажимом Минобрнауки летом 2005-го согласились принимать результаты "единого". И все равно, по инерции, продолжали "качать свои права". Например, кое-где абитуриентам объявляли: сертификаты сертификатами, мы их возьмем, но, чтобы поступить к нам, придется сдать еще и дополнительный экзамен.

В-четвертых, некоторые вузы за пару месяцев вывешивали список специальностей "под ЕГЭ", но в конце июня меняли правила и не по всем предметам засчитывали результаты ЕГЭ. Абитуриентам приходилось ни с того ни с сего досдавать часть предметов в традиционной форме.

К сведению: 505 тысяч абитуриентов зачислены в вузы по результатам ЕГЭ в 2005 году (в два раза больше, чем в прошлом году) в 1543 вуза. 12 тысяч человек были зачислены в вузы "дистанционно", выслав копии сертификатов ЕГЭ по почте сразу в несколько институтов.

 

http://www.pravmir.ru/article_1074.html

ЕГЭ вместо истории

Источник: Литературная газета, № 15/2006

В этом году в московских вузах, участвующих в эксперименте по введению Единого государственного экзамена, абитуриенты будут проходить вступительные испытания по истории в форме и по материалам ЕГЭ. Даже знания математики вузы могут проверять по традиционной форме, а вот историю – лишь в виде тестов. Но разве история – это только факты?

Сергей КАРПОВ, член-корреспондент РАН, декан исторического факультета МГУ, лауреат Госпремии РФ:

– К большому сожалению, система тестирования как таковая малоприменима к гуманитарным наукам в целом, а к истории – особенно. Тесты ЕГЭ в их существующем виде не проверяют подготовку и развитие учащихся, их способность к получению высшего образования. Вот, к примеру, один из вопросов тестов прошлого года: в каком году произошло Ледовое побоище, с вариантами ответов: в 1223, 1240, 1242 или в 1380 гг.? Но даже правильный ответ (1242 г.) фиксирует лишь механическое запоминание (или узнавание), достигаемое зубрёжкой, не предусматривающей ПОНИМАНИЕ эпохи.

Кроме того, надо учесть и то обстоятельство, что большинство нынешних абитуриентов плохо владеют навыками устной речи. Умение сформулировать и логически обосновать свою мысль у них зачастую отсутствует. И проведение выпускных (и вступительных) экзаменов в форме ЕГЭ именно этих способностей никак не раскрывает.

Такой метод проверки знаний не предполагает наличия собственного мнения абитуриента или выпускника школы, гражданской позиции, он формирует, по сути дела, закрытое мышление. Неминуемо увеличится разрыв между университетским и средним образованием. Ведь будущие студенты вузов должны писать конспекты и самостоятельные научные работы, воспринимать лекции, терминологию, анализировать материал, логично формулировать свои выводы, но именно этому школа, ориентированная на «натаскивание» к ЕГЭ, их и не научит.

Судя по экзаменационным тестам прошлых лет, составляют их часто люди не вполне компетентные, которым это было поручено теми или иными инстанциями. Среди них мало ведущих учёных и педагогов, в разработке контрольно-измерительных материалов (КИМов) не участвуют как организации ни Академия наук, ни ведущие вузы. К этой работе не привлекалось и университетское методическое объединение по истории. В заданиях прошлого года (не знаю, разработаны ли ещё нынешние?) очень много некорректных формулировок, они сами по себе часто ущербны.

Вот ещё пример, казалось бы, вполне невинного вопроса. Что было результатом реформ 1860–1870 годов? И предлагаемые варианты ответов: безвозмездное наделение крестьян землёй, установление равных прав для всех сословий, расширение привилегий дворянства, отмена крепостного права. Подразумевается, что верным будет ответ: отмена крепостного права. Но здесь подменены понятия: РЕЗУЛЬТАТ и СУТЬ, содержание реформ. Правильная формулировка вопроса: что было сутью реформ? А результатом стало и расслоение крестьянства, и развитие рынка, и множество других социально-экономических процессов. Примеров таких тестов или КИМов можно приводить сколько угодно.

Главная задача, которая стоит перед приёмной комиссией вуза (или перед организаторами олимпиад по истории), – проверить подготовленность, адаптированность абитуриента к системе высшего образования. Но тесты, по сути дела, лишают такой возможности, не дают никаких оснований для того, чтобы судить об интеллектуальном развитии поступающего, о его способностях к аналитическому мышлению, даже простому сопоставлению фактов.

Собственно говоря, я не отрицаю ЕГЭ как таковой. Это возможный инструмент проверки остаточных знаний (при корректном составлении). Но этот инструмент пока ещё очень и очень несовершенен и никак не годится в качестве главного критерия для отбора в высшее учебное заведение.

На вопросы тестов хорошо отвечает тот, кто натренирован. Причём формально. Тестовая система предполагает однозначность истины. А в истории вообще чрезвычайно мало истин однозначных, и исключение аналитического инструментария очень опасно.

И ещё одно очень важное соображение: нельзя вводить новые условия поступления в вузы накануне выпускных экзаменов в школе. Такие решения должны приниматься (и объявляться) заранее. Неправомерно школьных учителей и учеников принуждать к новым условиям игры в середине учебного года, в последний момент. Это к тому же и юридически некорректно.

Наконец, самое главное. Проблема формирования личности, гражданской ответственности, исторического сознания не рассматривается адептами реформы в качестве основополагающей. А жаль.

Алексей ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», учитель истории:

– История обучает не знанию фактов. В каком году и какое прозвище носил, к примеру, Иван IV. История – это наука, которая позволяет извлекать уроки из прошлого, а для этого нужно размышлять, а не перечислять. Что произойдёт после введения экзамена по этому предмету в форме ЕГЭ. Школы перейдут к начётничеству, будут заставлять детей зазубривать устоявшиеся определения. Декабристы – это хорошие, плохие или не очень хорошие, выбери правильный ответ. Смысл истории теряется.

Если история неоднозначна, то эта её неоднозначность должна проявляться, и в рассуждениях, прежде всего. Если ещё ничего не детерминировано. И дело не только в прошлом веке, к событиям которого в обществе ещё не выработано чёткого отношения. Мы до сих пор не знаем, как относиться к Ивану Грозному. Одни говорят, что он был великий царь, а другие – что он страну развалил. И где правда, не знает никто.

Смысл изучения прошлого Отечества не в том, чтобы знать даты жизни какого-то персонажа и время, когда произошло то или иное событие, а в понимании. Гуманитарный предмет невозможно проводить через ЕГЭ. Вернутся к прежнему экзамену, но при этом потеряют два-три выпуска.

В истории очень важно пересказывать свою версию, обязательно мотивируя свою систему доказательств. Тесты же зачёркивают возможность для мотивации. Ещё раз повторяю, это издевательство над двумя-тремя поколениями выпускников, потому что эти поколения вынуждены будут тренировать свой мозг в механическом запоминании. Это всё равно что сейчас, когда есть компьютеры и счётные машины, учить людей считать в уме. Такой приём вредный, я бы даже сказал, вредительский.

Источник: www.msu.ru

Из заявления Ученого совета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова от 13 октября 2003 года

ЕГЭ представляет собой пока еще несовершенный способ контроля, который в конечном счете ведет к доминированию принципов стандартизации и переориентации средней школы от задач развивающего обучения, основанного на фундаментальном научном знании, к механическому заучиванию тестовых заданий с целью сдачи ЕГЭ. В рекомендациях парламентских слушаний по итогам второго года эксперимента по ЕГЭ и ГИФО (государственные именные финансовые обязательства) было отмечено, что "введение ЕГЭ порождает новую методику подготовки школьников к экзаменам, которая в большей мере связана с формализацией знаний учащихся в ущерб глубине этих знаний и развитию их творческого мышления. Существуют опасения, что сдача ЕГЭ возможна без обучения в школе: достаточно качественного репетирования". Это приведет к снижению качества школьного образования, которое и так подвергается в последние годы серьезному испытанию реформами.

Тем более опасно введение ЕГЭ в качестве безальтернативного метода отбора абитуриентов, когда сами вузы в этом участия не принимают. ЕГЭ не может выявить талант человека, который всегда является результатом отдельных индивидуальных способностей личности в той или иной области знаний, что впоследствии и определяет его успехи и творческие возможности. Следствием этого станет нарастание разрыва между знаниями абитуриентов и требованиями вузов, что может иметь далеко идущие негативные последствия. Введение ЕГЭ может привести к радикальному ослаблению конкурентных преимуществ России как страны, способной готовить уникальные научные и инженерно-технические кадры, которые смогут предлагать неординарные научно-технические и системно-гуманитарные решения

Совершенно недопустимо распространять ЕГЭ на те высшие учебные заведения, которые занимают лидирующие позиции в российской и мировой системе образования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что система тестовых проверок знаний нигде не используется в качестве единственной. В Англии, Франции и США ведущие вузы отбирают студентов через систему, включающую и специальные экзамены. В Германии зачисление осуществляется по результатам комплексных экзаменов и с учетом баллов, набранных в гимназии.

Введение ЕГЭ может повлечь за собой и негативные социальные последствия. Слишком высок элемент случайности при сдаче теста, который может закрепить за выпускником школы статус неудачника и не позволить ему даже пытаться поступать в вуз, так как его заявления будут отсекаться по формальному признаку из-за недостаточно высокого балла, полученного на ЕГЭ.

Необходимо также иметь в виду, что ЕГЭ связывается с введением образовательных ваучеров (ГИФО) как составной части предлагаемой модернизации образования. Несоответствие уровня ГИФО реальным затратам на подготовку специалиста в ведущих вузах реально означает массовый переход к платному высшему образованию, что противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на бесплатное высшее образование.

Комментраий: В ЕГЭ нет тестов, и никогда не было.

 

http://stoletie.ru/news/060130164913

30 января 2006 года

ЕДИНЫЙ И УЯЗВИМЫЙ

Задуманный как средство борьбы с коррупцией единый государственный экзамен себя не оправдал.

По мнению большинства участников общественных слушаний о роли единого государственного экзамена (ЕГЭ) в российской системе образования, он стал очередным полем для коррупции. Злоупотребления лишь переместились с вузовского уровня на школьный, констатировал академик Российской академии образования Александр Абрамов.

По словам Владимира Хлебникова, директора федерального центра тестирования Минобрнауки, "сложившаяся сегодня схема ЕГЭ трудоемка, дорогостояща и чрезвычайно уязвима для фальсификации". А ЕГЭ "расширяет отнюдь не возможности поступления в вузы, а только возможности подачи туда документов". При этом, подчеркнул он, "ЕГЭ монополизирует систему оценки знаний и создает новую почву для коррупции".

По мнению Владимира Хлебникова, результаты сдачи экзаменов зачастую неточны. "ЕГЭ в его нынешнем виде годится только для средних детей. При высших и низших оценках, полученных при сдаче ЕГЭ, получаются слишком высокие погрешности – до 15 баллов. В этих случаях тестовый метод не работает и должен быть проведен устный экзамен", – убежден он.

Далека от совершенства, как оказалось, и информационная безопасность материалов по ЕГЭ, особенно в регионах, а также непосредственно во время экзамена и при последующей обработке бланков ответов. Именно здесь (а не в интернете, как уверяют в Рособразовании) и происходят основные злоупотребления. При этом выявить их крайне сложно, подчеркнул глава федерального центра тестирования. Получая экзаменационные материалы заранее, региональные руководства образованием рассылают их по школам под видом обычных контрольных работ. После чего ученикам не составляет труда второй раз решить те же самые задания на экзамене.

Несмотря на все ухищрения на местах, специалисты все же знают, в каких регионах результаты сдачи ЕГЭ были сфальсифицированы. По статистике, средний балл по России по стобалльной шкале оценок, принятой в ЕГЭ, составляет около 50. И, если в том или ином регионе он поднимается до 55-56 (как, например, в Мордовии, Чувашии или Марий Эл), то это сразу настораживает специалистов.

Особое неудовольствие присутствующих вызвала сложившаяся практика соединения в ЕГЭ функций выпускных и вступительных экзаменов. "Если ЕГЭ повсеместно станет вступительным экзаменом, то оценки станут завышать еще больше", – убежден Владимир Хлебников.

И все же, по мнению участников слушаний, ЕГЭ можно использовать. Достаточно лишь преобразовать его из единого государственного экзамена в единое государственное оценивание, сделать необязательным и неединственным, а также проводить в формах, удобных для учащихся.

Комментарий: Хотя предлагаемый ЕГО может быть лучше ЕГЭ, но я бы искал варианты без буквы "Г".

http://www.gazeta.ru/education/2006/05/12_a_637614.shtml

Текст: Марина Лемуткина

Серьезные потрясения в связи со сдачей ЕГЭ летом 2006 года ожидают только московских абитуриентов, собирающихся сдавать вступительные экзамены по истории. Их, как подтвердил глава Рособрнадзора Виктор Болотов, столичные вузы будут принимать только в форме ЕГЭ. В остальном ЕГЭ-2006 останется аналогом ЕГЭ-2005.

В пятницу глава Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов рассказал об условиях сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2006 году. В режиме прямой аудиотрансляции, организованной РБК накануне первой волны ЕГЭ, с главой Рособрнадзора смогли пообщаться более 26 тыс.человек.

Большинству из них, как подчеркнул Болотов, никаких новшеств не угрожает. «Есть лишь уточнения в технологии, есть уточнения в содержании. Но для участника ЕГЭ принципиальных отличий в 2005 году и 2006 году нет», – заверил он. Единственным исключением станет Москва.

Как и в прошлом году, сдача ЕГЭ здесь будет носить сугубо добровольный характер, и одиннадцатиклассники, не планирующие продолжить свое образование дальше, по-прежнему смогут выбирать, сдавать ли выпускные экзамены в форме ЕГЭ или в традиционном виде.

Но столичные абитуриенты попадут в сложное положение.

За несколько месяцев до начала вступительных экзаменов Союз ректоров столичных вузов принял решения засчитывать при поступлении экзамен по истории только в форме ЕГЭ, полностью отказавшись от остальных форм. Ответственность за сложившуюся в Москве ситуацию глава Рособрнадзора возлагает на московские власти. «Во всех субъектах РФ, за исключением Москвы, ребята перечень экзаменов в форме ЕГЭ знали еще в январе. В Москве были долгие торги по поводу того, какой предмет, нужно – не нужно, можно ли вообще обойтись без «июльской волны» (т.е. сдачи ЕГЭ для поступления в вуз. – «Газета.Ru»). Но торги закончились тем, что Московский совет ректоров и Департамент образования Москвы выбрали все же историю как обязательный экзамен для «июльской волны», – заявил он.

Впрочем, Виктор Болотов не считает, что «смена правил игры» буквально накануне ее начала всерьез ущемляют права играющих. «Когда мне по этому поводу жалуются (в основном слушатели подготовительных курсов), я говорю, что если вас готовили по истории, то форму (ЕГЭ) вы освоите за три недели. Для этого совершенно не требуется сверхдлинного времени», – не сомневается Болотов. «А если с вами изучали ответы на те вопросы, которые вы получите на вступительных испытаниях, тогда вам, конечно, плохо, потому что вопросы будут другие точно», – признал затем он. Соображение о том, что задачей абитуриента является не «изучение истории», а подготовка к вступительным экзаменам, причем как раз по максимально приближенным к «настоящим» вопросам, глава Рособрнадзора оставил за скобками.

Схема самого ЕГЭ, по словам Болотова, остается прошлогодней.

Первая часть вопросов – те, что предполагают выбор ответов, или так называемые «тесты». («Это то, по поводу чего нас больше всего критикуют, что это "угадайка", что это экзамены в ГАИ и т.д. На самом деле эти вопросы позволяют быстро оценить знания по большому числу тем», – отметил Болотов). Вторая группа вопросов с открытым коротким ответом, когда можно написать слово, формулу, число, где нет уже выбора, где человек сам пишет ответ. Третья часть – С – самая сложная, олимпиадного уровня. Здесь свободные задания, где нужно решить задачу, написать эссе, сформулировать собственную точку зрения.

Время начала ЕГЭ в каждом регионе будет свое: где-то 9.30, где-то – 10.00. Однако, подчеркнул Болотов, условно говоря, «экзаменационные материалы Сахалина и Калининграда будут абсолютно разные. Поэтому просить у Дальнего Востока экзаменационные материалы – вопросы и ответы к ним – не стоит. У всех будет свой набор».

По словам Болотова, работа над законопроектом, узаконивающим ЕГЭ, продолжается, а его реализация по-прежнему намечена на 2008 год.

Одновременно в Минобрнауки продолжают обдумывать и идею независимой оценки качества знаний 9-классников.

Теперь, возможно, этот процесс пойдет быстрее. «Есть поручение президента для Министерства образования и науки продумать вопрос о создании системы независимой оценки качества образования при итоговой аттестации в 9 классе. Мы ориентируемся на 2010 год», – рассказал глава Рособрнадзора. Впрочем, «я не стал говорить, что это ЕГЭ. Не надо допускать аббревиатуру – ЕГЭ или малый ЕГЭ», – подчеркнул он.

Такое масштабное «расползание» ЕГЭ по системе образования приветствуют далеко не все участники образовательного процесса и эксперты. По мнению директора Федерального центра тестирования Владимира Хлебникова, «технологию ЕГЭ пора менять. В наше время технологии не живут дольше пяти лет, а ЕГЭ в неизменном виде существует уже шесть. При таком раскладе мы не удержим ЕГЭ в руках». «Коррупция из вузов может стремительно переместиться в школы! Статус результатов ЕГЭ слишком велик, поскольку его превращают в единственный способ поступления в вузы. А это значит, что родители сметут все на своем пути, чтобы добиться поступления в вуз своих детей», – заявил он «Газете.Ru».

А Всероссийский фонд развития образования и вовсе подал судебный иск, оспаривающий приказ Рособразования, фактически превративший экспериментальный Единый государственный экзамен в добровольно-принудительный вид вступительных испытаний. Истцы, как рассказал «Газете.Ru» главный из них, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, обещают дойти до Европейского суда по правам человека.

 

http://www.gazeta.ru/education/2006/06/07_a_657350.shtml

Автор: Марина Лемуткина.

7 июня 2006 года

Генпрокуратура начала масштабную проверку нарушений, связанных со сдачей ЕГЭ. Ее инициировало обращение в Генпрокуратуру президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова. О том, почему он это сделал, Сергей Комков рассказал «Газете.Ru».

– Сергей Константинович, Вы рассказывали «Газете.Ru», что собираетесь передать в Генпрокуратуру собранные вами материалы о нарушениях и злоупотреблениях при сдаче ЕГЭ (Единого государственного экзамена). Удалось это сделать?

– В понедельник я встречался сразу с двумя замгенпрокурора – Сергеем Фридинским и Владимиром Колесниковым – и передал им материалы. Рассказал и кое-что на словах.

– И что прокуроры?

– Говорят: «Поймаем их!» Прямо при мне они дали команду начать прокурорскую проверку всех изложенных фактов.

– Много фактов набралось? В чем, на Ваш взгляд, главная проблема ЕГЭ?

– В усилении коррупции в системе образования. С введением ЕГЭ она не только перешла на новый уровень, но и изменилась качественно. Раньше коррумпированными считались вузовские репетиторы, берущие деньги за подготовку абитуриентов к поступлению в вуз. Теперь те же, а то и большие, средства достаются мошенникам, «организующим» сдачу ЕГЭ на нужную оценку. При этом знаний они выпускникам школ не добавляют.

– Каким образом «организуется» сдача ЕГЭ?

– Самые вопиющие случаи отмечаются в регионах, где ЕГЭ сдают по системе, предложенной компанией «КРОК-инкорпорейтед» (в этом году они проходят в 21 регионе). Все КИМы (контрольно-измерительные материалы) с вариантами правильных ответов приходят туда из центра заранее. Все они именные: там заранее обозначены не только имя, отчество и фамилия сдающего экзамен, но и место его рассадки на экзамене. При этом направляют их из центра, как оказалось, не в местные департаменты образования, а на почтовые адреса физических лиц! Представляете себе, как это выглядит на практике?! Что может помешать этим «физлицам» сразу выдать «нужным» ребятам заполненные листы тестовых заданий? Ничего! 90-100 баллов заплатившим обеспечено. Понятно, что выстраивается очередь из стремящихся внести мзду за нужную оценку.

– Сколько стоит сегодня такой ЕГЭ, есть какие-то данные?

– Твердой, фиксированной таксы, разумеется, нет. Но я предполагаю, что «пятерочный» результат ЕГЭ, т.е. 90-96 баллов, может стоить до $3 тыс. Если абитуриенту предстоит сдать 3-4 вступительных экзамена, то стоимость поступления в вуз составит в среднем $10-12 тыс. Как Вы знаете, печально известный приказ Рособразования №14 сделал в этом году ЕГЭ обязательным для всех регионов, участвующих в «эксперименте». Значит, речь идет о миллионах абитуриентов. Так что деньги тут крутятся огромные – и способов их выкачивания из людей масса.

– Можете назвать какие-нибудь еще?

– А как же. Например, некий Институт современных образовательных программ «всего» за $1 предоставляет с этого года всем желающим информацию о результатах сдачи ЕГЭ до появления официальных отметок. Посылаешь СМС-ку с запросом и с данными паспорта, платишь и получаешь ответ. Представляете себе, что это значит? Формально информация о результатах сдачи экзамена закрытая: ее не предоставляют даже депутатам Госдумы. А фактически какие-то частные лица владеют федеральной базой данных по ЕГЭ и ею открыто торгуют. Причем якобы совместно с Рособрнадзором, как уверяют руководители Института. Впрочем, с институтом этим тоже много неясного. Я был по адресу, указанному в качестве его местонахождения: Красноказарменная улица, дом 19. Вместо института там находятся жилой дом, детский сад и два магазина – мебельный и продуктовый.

Где действительно расположен институт, сейчас выясняют в Генпрокуратуре. А заодно – откуда там берут информацию о ЕГЭ и кто дал им право торговать ею. В понедельник замгенпрокурора Фридинский заверил меня, что в ближайшие дни его сотрудники представят ему всю оперативную информацию по этим и другим вопросам.

Одновременно по моему заявлению Генпрокуратура готовит представление в Верховный суд, опротестовывая уже упомянутый мной приказ №14 как противоречащий законодательству и конституции. Через день-два представление будет в Верховном суде и будет рассмотрено там в течение нескольких дней. Если приказ Рособразования будет отменен, то вузы смогут сами решать, засчитывать ли им ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов. В этом случае часть абитуриентов, успевших «купить» ЕГЭ, могут потерять свои деньги. Допускаю, что ряд вузов откажется засчитывать результаты ЕГЭ и будет принимать экзамены в традиционной форме.

– Чем еще отличается сдача ЕГЭ в 2006 году?

– Многочисленными сбоями и скандалами. Система КРОК настолько несовершенна, что дает компьютерные сбои, аналогичные сбоям системы той же компании ГАС—«Выборы». Прямо сейчас разворачивается скандал в Москве. Грубые нарушения были допущены при организации сдаче ЕГЭ по обществознанию в школе № 228 23 мая. Через час после начала экзамена детям заявили, что по ошибке им выдали «не те» материалы, раздали новые и заставили исправлять формы тестов и вписывать в них новые ответы. В результате оценки за работы оказались ниже, чем могли быть, и некоторые родители подали апелляции.

В мае 2006 года серьезный компьютерный сбой произошел в Петербурге, где выпускники успели сдать пять экзаменов в форме ЕГЭ: иностранный язык, обществознание, русский язык, биологию и химию. Результаты всех этих экзаменов вызывают настолько серьезные сомнения, что местный центр тестирования направил главе Рособрнадзора Виктору Болотову специальное представление, требуя срочно скорректировать КИМы. В противном случае, подчеркивается в документе, Центр полностью снимает с себя ответственность за проведение ЕГЭ по системе КРОК.

Произошел в этом году серьезный сбой и в Тамбовской области. 19 мая там сдавали иностранные языки. До сих пор по шкале перевода школьных оценок в баллы ЕГЭ «пятерка» приравнивалась к 60 баллам и выше. Однако через день после того, как экзамен был сдан, выяснилось, что шкала изменилась и «пятерка» теперь соответствует 70 баллам и выше. Начался скандал, который принял такой серьезный размах, что Болотов был вынужден специальным постановлением отменить результаты сдачи ЕГЭ по Тамбовской области.

Крупный скандал разгорелся в мае и в Карачаево-Черкесской Республике. Там прошла целая демонстрация против введения ЕГЭ. Вышедшие на массовую акцию протеста матери выпускников школ встретили приехавшую в регион представительницу Рособрнадзора криками: «Не желаем вашего ЕГЭ!» и «Оставьте наших детей в покое!» Говорят, начальственная дама здорово перепугалась и весь свой срок пребывания в республике пряталась от «благодарных» родителей.

– Но ведь есть же регионы, довольные участием в эксперименте по сдаче ЕГЭ…

– И некоторые даже слишком. В этом году снова появились регионы, которые дают непомерно высокие результаты сдачи ЕГЭ. Лидерами стали Мордовия, Калужская область, Башкортостан. Там в этом году результаты сдачи ЕГЭ превысили среднестатистический по России в 5-6, а то и в 8 раз! Даже в Москве, где уровень преподавания достаточно высок, а ЕГЭ сдают только по желанию, а значит, усиленно к нему готовятся, среднестатистический уровень был превышен в 2-2,5 раз. Совершенно очевидно, что в остальных «отличившихся» регионах речь не идет о повсеместном прекрасном образовании. Я лично объездил Мордовию и Башкортостан и знаю реальное положение дел там: школы оснащены только досками да куском мела, педагогических кадров не хватает. Понятно, что в этих республиках шла целенаправленная работа по достижению высоких результатов!

В других субъектах федерации, напротив, результаты сдачи ЕГЭ оказались провальными. Например, в Дагестане в этом году 27% выпускников сдали русский язык на «два». В Якутии с оценками по ЕГЭ также сложилась критическая ситуация. Ухватившись за эти факты, сторонники ЕГЭ пытаются доказать, что этот вид испытаний хорош, потому что дает реальную картину оценки знаний выпускников школ. Может быть, это и правильно, но тогда почему ЕГЭ одновременно выполняет и другую роль – является вступительным экзаменом в вуз!? Этого быть ни в коем случае не должно!

– Может быть, статус ЕГЭ определит, наконец, закон, который правительство никак не может внести в Думу?

– Его текст, кстати, в Думе недавно появился, хотя официально законопроект никто туда не вносил. Сейчас его усиленно обсуждают в кулуарах. С моей точки зрения, с принятием закона в его нынешнем виде возникнут серьезные проблемы: есть серьезные шансы, что он провалится. Во всяком случае, против точно проголосуют фракции КПРФ и ЛДПР. Даже «Единая Россия» относится к проблеме ЕГЭ неоднозначно. Многие члены этой фракции относятся к этой затее настороженно. Так, председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин говорил мне, что ЕГЭ, по его мнению, либо профанация, либо мощная провокация, либо гигантская афера.

– У меня сложилось впечатление, что Вы в значительной степени связываете ее с компанией КРОК.

– ЕГЭ – не первый скандал, связанный с этой компанией. Упомяну лишь самые известные: ошибки в подсчетах голосов избирателей, проведенных по системе ГАС-«Выборы»; выявленные злоупотребления при реализации проекта компьютеризации российских школ; скандал вокруг конкурса на обработку данных переписи населения 2002 года. Что же касается афер КРОК в связи с ЕГЭ, то вскоре, уверен, прокуратура вскроет и их. Пока же скажу лишь, что по вине именно этой компании проект ЕГЭ и будет полностью завален. А это неизбежно приведет к политическим скандалам и отставкам, и прежде всего – министра образования и науки Фурсенко.

Кто тогда станет новым министром образования?

– Не удивлюсь, что на этот пост «Единая Россия» предложит нынешнего главу думского комитета по образованию Николая Булаева.

См. мои комментарии в Gazeta.ru http://www.gazeta.ru/education/letters/645467.shtml

или наберите просто "ЕГЭ вполне подсуден" . А ещё посмотрите мо комментарий: "Таким ЕГЭ двоечники очень довольны" http :// www . gazeta . ru / education /2006/04/05_ e _580108. shtml

 

 

http://www.5ballov.ru/news/newsline/index.shtml?2006/05/30/52786

Президент Всероссийского Фонда образования, доктор педагогических наук, профессор Сергей Комков в Москве выступил с резкими обвинениями в адрес Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и лично руководителя Рособрнадзора Виктора Болотова, а также ряда структур, причастных к проведению единого государственного экзамена в России.

"На ЕГЭ давно и очень успешно зарабатывают деньги. Коррупция переместилась на другие этажи, она никуда не исчезла, она стала более изощренной и наглой", - заявил Сергей Комков.

Он отметил, что экзаменационные бланки выпускаются специальной типографией, снабжены степенями защиты, штрихкодом, и полностью обезличены благодаря тому, что первая страница комплекта бланков, содержащая данные об экзаменующихся, недоступна проверяющим. В то же время, в 21 регионе России, где информационное обеспечение ЕГЭ осуществляется на основе системы "КРОК", задействованы одноцветные бланки, напечатанные с помощью простого принтера на обычной бумаге, с открытым упоминанием фамилии, имени и отчества ученика. Как обозначено на этих бланках, данный образец официально утвержден Рособрнадзором.

Кроме того, Сергей Комков выразил возмущение в связи с тем, что информация о заданиях для проведения ЕГЭ и правильные ответы к ним поступают за сутки до проведения экзаменов на электронные адреса частных лиц - региональных представителей фирмы "КРОК". "Все это является ярким подтверждением того, что мы имеем дело с махинацией очень высокого ранга", - подчеркнул он.

В текущем году на основе системы "КРОК" ЕГЭ принимаются в Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Московской, Псковской, Тамбовской, Томской, Челябинской областях, Карачаево-Черкесии, Республике Саха (Якутии), Хабаровском крае, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

Об этом сообщает сайт babr.ru.

http://samara.kp.ru/2006/05/30/doc118333/

30 мая 2006 года

Еще о «троечниках в законе»

5. «…- Как учитываются баллы по ЕГЭ при выставлении отметки в аттестат?

- Участникам ЕГЭ в аттестат ставится итоговая отметка, которую определяют с учетом годовой отметки и отметки, выставленной на ЕГЭ. При этом в аттестат выставляются:

* более высокая отметка при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;

* среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок - при разнице между годовой отметкой и отметкой по ЕГЭ более чем один балл;

* округление производится в пользу ученика (в сторону более высокого балла)».

Комментарий: Очевидно, если бы не было этого спасительного завышения оценок, то ЕГЭ рухнул бы в первый же год. Пока двоечним считаются троечниками в законе, всё тихо. Обычно на традиционных экзаменах по математике получают 0,18% неудовлетворительных оценок. При проведении ЕГЭ - 20%. (Источник: Высшее образование сегодня, 2005, №11, С.45). Кто предскажет, что станут делать двоечники и их родители после окончания эксперимента?

 

http://stoletie.ru/moment/060405121000

5 апреля 2006 года

..Решение о замене для абитуриентов вузов экзамена тестом ЕГЭ было объявлено руководителем пресс-службы департамента образования Москвы Александром Гавриловым.

   Отныне предмет "история" будет приниматься только в форме ЕГЭ.

В случае, если поступающий пришел не сразу после школы или приехал из региона, где единый госэкзамен еще не внедрен, ему будут предоставлены специальные условия для сдачи ЕГЭ по истории.

   Сопротивляется только МГУ. Его ректор Виктор Садовничий мрачно констатировал, что "результатов ЕГЭ недостаточно для поступления в главный вуз страны". Остальные, видимо, уже смирились.

Между тем, уже на протяжении нескольких лет и учителя, и университетские преподаватели безуспешно доказывают чиновникам, что система «тестов», вводимая вместо традиционных экзаменационных вопросов, является совершенно губительной для образования.

Разумеется, система Единого государственного экзамена, вошедшего в нашу жизнь под аббревиатурой "ЕГЭ", предложена чиновниками из самых лучших побуждений. Во всяком случае, они так говорят. Она должна выровнять шансы молодых людей из провинциальных школ с московскими учениками, стандартизировать требования и упростить процедуру поступления в университеты. Проблема лишь в том, что достигается это за счет резкого ухудшения качества образования по всей системе. Последние станут первыми не потому, что поднимутся до их уровня, а потому, что общий уровень опустится до неприличия.

Система тестирования, типичная для американских колледжей, давно является предметом насмешек в Европе и даже в США.

Именно эту систему традиционно считают одной из причин того, что уровень американского массового образования оставляет желать лучшего (несколько элитных университетов не в счет). Именно его слабость является одной из причин того, что Соединенные Штаты постоянно нуждаются в притоке специалистов из других стран, где обучение студентов основано на иных принципах. В отличие от Америки, мы, обрушив собственную систему подготовки специалистов, вряд ли можем рассчитывать на массовый импорт мозгов. Да и экспортировать скоро станет некого.

«Тесты» ориентируют на примитивные решения и стандартные, единообразные, упрощенные ответы. Они могут более или менее успешно применяться в точных науках, хотя и здесь возникают проблемы. Однако 2+2 все же будет 4, независимо от экзаменационной методики. Напротив, в гуманитарных науках «тестирование» означает фактический конец соответствующей дисциплины как таковой.

«Тесты ЕГЭ» по литературе давно стали предметом насмешек. Они предполагают заучивание случайных деталей, по которым экзаменатор должен проверить, действительно ли студент читал произведение. Например, что было надето на Наташе Ростовой во время ее первого бала. Этих деталей может не помнить профессор, потративший всю жизнь на изучение творчества Льва Толстого, поскольку для понимания идейной или эстетической сущности романа "Война и мир" они по большей части не имеют значения. Зато именно на них будет отныне сосредоточено внимание ученика. От него не требуется хоть что-то понять. Надо лишь тупо заучить конкретные детали.

С историей и того хуже. «Тесты ЕГЭ» предполагают знание дат и имен, ничего другого при подобной методике усвоить невозможно. Нужно механически зубрить, когда был основан Петербург и как зовут Петра Великого. Ни связи между фактами, ни их исторического значения понимать не требуется. А если и задаются смысловые вопросы, то они предполагают наличие одного заранее известного ответа, исключая всякие самостоятельные оценки и размышления.

Дело, разумеется, не только в методике ЕГЭ. За этой методикой стоит определенная философия жизни, по сути, глубоко тоталитарная.

Новая система сводит к минимуму произвол экзаменатора, но за счет жесткого подавления личности экзаменуемого. Они оба становятся винтиками единой бюрократической машины, отстраиваемой на месте системы образования. 

Часто приходится слышать, что гуманитарные дисциплины не совсем "научны" в привычном для физиков или математиков смысле слова. Но именно этим они и важны для общества. Их изучение необходимо для формирования мировоззрения, для способности к компетентному самостоятельному суждению. Короче, для того, чтобы сделать из обывателя гражданина.

Начальнику удобно иметь в подчинении массу биороботов, не задающих лишних вопросов. А вопросов они задавать не будут, поскольку все равно не умеют самостоятельно думать. Идеальные исполнители, не способные ни на бунт, ни на творчество. Безупречные работники, механически выполняющие требования работодателя, - точно так же, как раньше они автоматически отвечали на вопросы ЕГЭ.

Готовые ответы, готовые формулы, готовая идеология. Полное отсутствие альтернатив. Никаких сомнений и вопросов. Никакого самостоятельного поиска. Никакого, в конечном счете, знания. Ибо историческое и социальное знание – не набор фактов, а понимание процессов.

В любую эпоху школьный курс истории составлялся исходя из требований господствующей идеологии. Но даже весьма тенденциозные советские учебники оставляли возможность размышления и самостоятельных выводов, которыми не всегда делились с экзаменаторами.

   Ориентация на «тестирование» убивает саму суть, смысл исторического знания.

А факты, заучиваемые для тестов, позднее успешно стираются из "оперативной памяти" любого нормального человека как ненужный хлам, востребованный один раз в жизни и не имеющий никакой самостоятельной ценности. В конце концов, если я забыл, когда построили Петербург, мне об этом напомнят. Гораздо хуже, если я так и не узнаю, зачем вообще его построили...

Комментарий: Пора понять: в ЕГЭ нет тестов.

http://www.5ballov.ru/news/newsline/index.shtml?2006/05/23/52660

В Ростовской области сотрудники ГУВД расследуют уголовное дело по факту студенческой "дедовщины". Подозреваемыми по этому делу проходят трое студентов авиационного колледжа, обвиняемые в вымогательстве и избиениях первокурсников.

О фактах «дедовщины» милиции стало известно от студента, которого старшекурсники отправили за пивом, оставив в заложниках его друга. Как выяснилось, этот эпизод не был единственным. По данным милиции, «деды» заставляли соседей по общежитию убирать в их комнате, избивая несогласных. Сотрудники ГУВД в интересах следствия название учебного заведения не разглашают.

Если вина студентов будет доказана, то им грозит лишение свободы на срок от трех до семи лет.

Об этом сообщает сайт rambler.ru.

 

http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/23/459_1.shtml

Как отказаться от ЕГЭ. Шаг первый

Учитывая государственную организацию современного российского общества, каждый отдельный гражданин имеет возможность отстаивать свои права и интересы тремя способами:

1. В судебно-административном порядке

2. Через представительскую демократию – с помощью тех депутатов, которых он избирал

3. Прямая демократия – инициирование и участие в референдумах различного уровня.

Защищать свои права и интересы Вы можете индивидуально или коллективно. В последнем случае – Ваши шансы возрастают, особенно если Вы объединитесь в общественное объединение (общественную организацию, общественное движение и т.п.).

Учитывая ранее сказанное, если Вам не нравится факт организации для Вашего ребенка Единого государственного экзамена (или проведение над Вами эксперимента по проведению ЕГЭ), Вы можете:

• писать жалобы и подавать исковые заявления напрямую в компетентные и ответственные органы;

• обращаться к Вашему депутату (который избирался в Вашем районе), чтобы он проводил соответствующую работу в Ваших интересах против Единого экзамена;

• организовывать и проводить референдумы против участия Вашей школы, Вашего района, Вашего субъекта Федерации в эксперименте по Единому экзамену (здесь главное – общественная настойчивость и активность).

Естественно, всё это Вы можете делать самостоятельно или коллективно (общественностью). Как уже говорилось, в случае коллективных усилий – шансы на победу существенно возрастают!

Итак, Вам не нравится ЕГЭ… Нам, впрочем, тоже. Не будем вдаваться в подробности – почем оно нам и Вам не нравиться … Не нравится – и всё! Что можно сделать?

Для наглядности и простоты описания действий будем рассматривать ситуацию с точки зрения действующих лиц. Таковыми могут быть:

- Ученик и его Родители;

- Учитель;

- Другие заинтересованные люди и их объединении – «любые заинтересованные лица» (пользуясь законодательной формулировкой).

Что может сделать Ученик и его Родители.

Во-первых, укажем на то, что если ученику ещё не исполнилось 18 лет и он не обладает полной дееспособностью, то его голос может быть не услышан, и соответствующие документы не будут рассмотрены компетентными органами. То есть, документы в защиту прав ученика должны подавать Родители. Родители могут подавать документы и от своего имени – в защиту своих прав и интересов, так как на них лежит вся полнота ответственности за воспитание и образование несовершеннолетнего человека.

Ситуация № 1. Вам объявили, что в Вашей школе проводится ЕГЭ.

Точнее, Вам объявили, что Ваша школа участвует в эксперименте по проведению Единого государственного экзамена. Нужно также понимать, что Ваша школа участвует в этом ЕГЭ-экперименте потому, что субъект Российской Федерации, в котором Вы проживаете, участвует в ЕГЭ-эксперименте… Что можно предпринять?

Начнём с того, что уясним сущность ЕГЭ. ЕГЭ – это вид государственной (итоговой) аттестации. Государственная (итоговая) аттестация является обязательной, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Здесь нужно уточнить, что ЕГЭ – это не единственная, и даже не основная, и не главная форма государственной (итоговой) аттестации. Более того, основной формой следует считать государственную (итоговую) аттестацию выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации которая проводится в виде письменных и устных экзаменов, на основании Приказа Министра образования от 3.12.1999 г. № 1075. Приказ принят в соответствии с упомянутым законом «Об образовании». В соответствии с чем введён ЕГЭ-эксперимент – никому не известно!… /эти вопросы будут разобраны позднее/

Нужно помнить также то, что раз государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XI (XII) классов … является обязательной, то государственные органы обязаны обеспечить всем выпускникам возможность прохождения этой самой аттестации. При этом, нужно сказать, что обеспечить государственную (итоговую) аттестацию в виде письменных и устных экзаменов – так как именно эта форма аттестации является соответствующей Закону «Об образовании». Кроме того, обратимся к принципам государственной политики в области образования (ст. 2 Закона «Об образовании») среди которых значатся «свободное развитие личности», «уважение прав и свобод человека», «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся», «свобода и плюрализм в образовании». Следовательно, учащийся имеет полное право самостоятельно выбрать форму государственной (итоговой) аттестации! Тем более, что сегодня их существует целых две! Основная и ЕГЭ (экспериментальная)…

И так, на основании всего ранее сказанного, мы, точнее Вы, дорогой наш выпускник, будущий выпускник или их родители, можете сделать следующее – отказаться от ЕГЭ и сдавать нормальные выпускные экзамены. Для этого необходимо написать заявление следующего образца на имя директора Вашей школы, а копию заявления направить в городское (районное) управление образования и в орган образования субъекта федерации (Министерство, Управление, Департамент – кому как повезёт).


Директору №-ской средней школы № 007

Заботливому В.И.

Копия: Руководителю Управления (отдела) образования

города (района) Авксомы

Просвещённому Ю.П.

Копия: Министру образования Республики (области) «Ч»

Иванову Н.Н.

От родителей ученика №-ской средней № 007

Петрова С.П.(1988 г.р.)

Петрова Павла Сергеевича

Петровой Марины Петровны

ЗАЯВЛЕНИЕ

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1, статьи 2; 19; Приказ Минобразования РФ от 3.12.1999 № 1075) просим Вас предоставить нашему сыну Петрову Сергею Павловичу возможность прохождения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации в виде письменных и устных экзаменов.

О результатах рассмотрения настоящего заявления и проведённых действиях просим сообщить нам в двух недельный срок с даты получения Вами настоящего заявления – в соответствии с действующим нормами законодательства России о рассмотрении жалоб и заявлений граждан, а также нормами закона о доступе граждан России к информации.

Петров Павел Сергеевич роспись дата

Зарегистрированный по адресу:

Петрова Марина Петровна роспись дата

Зарегистрированная по адресу:

На основании данного заявления, органы управления образованием обязаны предоставить Вам возможность нормально сдавать экзамены! Естественно, на практике это будет не совсем так. Точнее – совсем не так просто…

Получив данное заявление, чиновники «от образования» крепко призадумаются…

О чём они призадумаются, как могут себя повести и что нам и Вам делать при различных вариантах их поведения – в следующем материале.

Стоит только напомнить о том, что направлять настоящее заявление нужно со знанием дела – под «роспись со штампиком» секретарю Директора Вашей школы, и с уведомлением о вручении с описью вложения почтой Руководителю Управления образования и Министру образования (более подробно см. раздел 2.3.3.материала «Как защитить свои права»).

При любом исходе: удовлетворят Ваши требования – хорошо; не удовлетворят – тоже неплохо, - Вы сможете в дальнейшем красиво наказать бездумных экспериментаторов. Причём наказать и рублём и «должностью» путём продуманных юридических действий, которые мы Вам подскажем.

 

 

http://www.rustest.ru/ege/show_docs.php?id=6

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 16 февраля 2001 г. № 119

г. Москва

Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена

 

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Принять предложение Министерства образования Российской Федерации о проведении эксперимента по введению единого государственного экзамена, обеспечивающего совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее именуется - эксперимент).

2. Министерству образования Российской Федерации: по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации осуществить в 2001-2003 годах проведение эксперимента; ежегодно, в ноябре, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе эксперимента.

3. Установить, что финансирование материальных затрат, связанных с проведением эксперимента, осуществляется за счет средств, предусматриваемых на реализацию Федеральной программы развития образования, при долевом участии субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, ежегодно предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации финансирование мероприятий по проведению эксперимента.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов

Комментарий: Этим постановлением М.Касьянов незаконно ввёл ЕГЭ и незаконно же распорядился читать доклады о правительственном ЕГЭ только в правительстве, не вынося сор из избы.

Госдума поступит разумно, если затребует у Правительства все до единого отчета по ЕГЭ и проведет независимую экспертизу их содержания.

 

http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/20/686_1.shtml

РепЕГЭрессии

Тюменский губернатор Собянин: глав муниципалитетов, где был показан худший результат по ЕГЭ, надо наказать

Источник: Regions.ru

Губернатор Тюменской области Сергей Собянин прокомментировал свою позицию относительно жесткого - вплоть до отставки - наказания глав муниципалитетов, где был показан худший результат по ЕГЭ.

"Глава района является учредителем школ, и он нанимает директоров на работу, он отвечает за их работу, а не я. С кого мне еще спрашивать-то? Рычагов у них более чем достаточно. В каждом районе, в каждом городе, чего греха таить, есть такие руководители учреждений, которым пора подумать о смене работы. В той же Тюмени, когда вы слышали последний раз об увольнении директора? Я, например, не знаю такого факта за последние 2 года. Есть над чем подумать", - сказал губернатор. При этом он подчеркнул, сообщает "Вслух.Ру" , что увольняться "по статье ЕГЭ" глава муниципалитета будет лишь в том случае, если он не смог четко организовать работу учебных заведений. Объективные же причины, которые привели к плохим результатам тестирования, могут "смягчить вину".

Собянин отметил, что сфера образования - одна из самых серьезных функций в органах государственной и муниципальной власти, и за провалы в этом направлении нужно отвечать, в том числе, и своим должностным креслом.

Губернатор сообщил, что после объявления результатов ЕГЭ ему позвонил министр образования и попросил не очень расстраиваться результатами, которые показала Тюменская област: "Он сказал, что мы просто в большем объеме и, скажем, с большим качеством проводили ЕГЭ, отсюда столь плохие показатели. Но проблема ведь не только в том, что мы оказались хуже Кургана и Челябинска. Проблема в том, что мы дали результат хуже собственного прошлогоднего".

 

 

http://www.utro.ru/news/2006/05/12/547174.shtml

Проект о введении в 2008 г. на всей территории России единого госэкзамена направлен в правительство.

Об этом сообщил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов. По его словам, документ будет рассмотрен уже на следующей неделе и вскоре направлен в Госдуму. Эксперимент с ЕГЭ уже проводится 5 лет. В этом году единый госэкзамен будут сдавать в 80 субъектах.



[2] В ЕГЭ тестов нет.

Используются технологии uCoz